Психология

Пришел, услышал, полюбил: как помочь детям полюбить классическую музыку

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Родители все спорят, что лучше – раннее развитие или обычное детство. Спортивная секция, или пусть гоняет мяч во дворе. Художественная школа, или искусство рисования на обоях. Музыкалка, или не делайте мне нервы вашей скрипкой. При этом все согласны, что классическая музыка оказывает самое благотворное влияние на развитие ребенка и не требует особых затрат, если, конечно, вы не собираетесь растить юного Паганини или Моцарта.
Кстати, о последнем. Пресловутый «эффект Моцарта» – положительное влияние музыки великого австрийца на умственные способности – был объявлен мифом. Но Моцарта, а также Шуберта, Вивальди, Бетховена, Чайковского продолжают рекомендовать мамам в ожидании чуда. А что делать, если наушники к животу приложить уже не успели, чадо выросло со своими музыкальными пристрастиями, а родители классику последний раз слушали, когда их самих в школе водили на концерт.

Нужны ли запреты в жизни ребенка?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Запреты существовали всегда – без них жизнь превратилась бы в хаос. Наши предки особо не церемонились с детьми: суровые наказания были нормой даже в учебных заведениях. Сейчас для многих родителей проще разрешить что-либо своему чаду, чем искать способы правильного ограничения.
Развитие без запретов
При интенсивном развитии ребенок прорабатывает ту или иную активность, соответствующую умственной или физиологической функции. Например, примерно в семь месяцев мой сын, держась за спинку дивана, возымел привычку делать махи… головой. Я всерьез задумалась: не пора ли к неврологу? Оказалось, в этом возрасте формируется вестибулярный аппарат, и малыш с помощью активных движений головой попросту тренировал его, как космонавт перед полетом. Я могла бы запретить ему делать это, как нечто непонятное и неприятное для меня, в какой-то мере помешав его развитию.

Из тихони в убийцы. Как понять, что ваш ребенок на грани срыва

Разделы    — Психология

Психолог Мария Меркулова — о новых примерах для подражания у современной молодежи, провокаторах и нестабильности психики.
Нападение на политехнический колледж Керчи одним из его студентов унесло жизни более 20 человек. Сначала Владислав Росляков устроил взрыв в здании, затем открыл стрельбу по людям, после чего покончил с собой. Что побудило его взять в руки оружие — пока неизвестно. СМИ выдвигали догадки о неразделенной любви и недопонимании с преподавателями, однако никакой достоверной информации на этот счет так и не появилось. Также многие характеризуют студента как «тихого и спокойного». Как тихоня превратился в убийцу и можно ли было его остановить, рассказывает психолог Мария Меркулова.

«Научите правильно реагировать». Как быть, если ребёнок стал жертвой травли

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Как обстановка в мире влияет на состояние детей, у кого есть риск стать объектом буллинга и что нужно делать, чтобы ребенок избежал этой участи, «АиФ-Черноземье» рассказал психолог.
В Петербурге старшеклассники пытались сжечь одиннадцатилетнего мальчика с ДЦП. В Смоленске подростки жестоко избили школьника. До этого похожие случаи произошли в Пскове и Ельце. В интернете регулярно появляются новые видео с издевательствами детей над детьми. Кто виноват в том, что травля в школе стала повсеместной? Можно ли её остановить? Об этом «АиФ-Черноземье» рассказывает заместитель директора Института психологии и образования ЛГПУ им.П.П. Семенова-Тян-Шанского Елена Бычкова.

Синдром хорошей девочки

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Как и многие психологи, я убеждена, что не бывает плохих и хороших детей. Можно ввести любую градацию: активный и пассивный; быстрый и медленный; щедрый и жадный и так до бесконечности. Каждый ребенок неповторим именно собственным уникальным набором личных качеств. Дети – не роботы, их нельзя одинаково запрограммировать, считая любое отклонение ненормальным.
Однако многие родители хотят видеть своих детей идеальными, особенно девочек, поэтому определяют рамки и устанавливают правила, подчиняясь которым дочка непременно должна оправдать их надежды.

Психологи запустили проект #стопнасилие

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Проект создан с целью помочь родителям научиться договариваться с детьми без рукоприкладства.
Команда психологов создала проект «Стоп насилие», чтобы помочь родителям научиться договариваться с детьми без рукоприкладства.
Проект нацелен на то, чтобы рассказать о вреде насилия, о последствиях телесных наказаний и о том, как работать с насилием в психотерапии.

Как не лишить своих детей желаний, стремлений и надежд?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Современные родители все чаще жалуются на то, что их дети ничего не хотят и ничего не ценят. Попробуем разобраться в причинах этого явления.
Как показывают результаты психологических исследований и социологических опросов, чаще всего причины такого поведения родители видят либо во внешней среде (в детском саду был плохой воспитатель, в школе не обращают внимания и дают недостаточно прочные знания), либо в личностных характеристиках своих детей (он «весь в отца» – чего от него можно ждать), но никак не в собственном поведении (я знаю, что нужно моему ребенку: он еще маленький, и сам этого понять не сможет).

Что делать, если ребенок не слушается

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Послушный ребенок с примерным поведением – мечта всех родителей, однако детей, которые всегда беспрекословно слушаются взрослых, практически не бывает.
Одно дело, когда ребенок слишком шумно играет или бегает, не осознавая, что мешает окружающим. Совсем другое – когда, выходя за рамки дозволенного, шалун игнорирует замечания взрослых.
Не будем останавливаться на причинах, по которым ребенок не слушается, – их может быть много. Мы разберем типичные примеры детского непослушания и выясним, что делать родителям в каждой из ситуаций.

Босс-молокосос. Как подготовить ребенка к рождению брата или сестры?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Дети по природе своей эгоисты. И для них вполне нормальным является некая «монополия на родителей».
Рождение еще одного ребенка родителями принимается более взвешенно и продуманно, ведь у них уже есть кроха, для которого такое положение вещей может стать настоящим стрессом. И в большинстве случаев действительно становится. Поэтому специалисты рекомендуют, чтобы связь между братьями и сестрами с самого начала не была омрачена сильнейшей ревностью и битвой за внимание, старшего ребенка готовить к появлению брата или сестры. О том, на какие нюансы надо обращать внимание и как провести адаптацию крохи наиболее мягко, АиФ.ru рассказала врач-педиатр, организатор народной премии «Выбор родителей» Татьяна Буцкая.

Вирус цифрового слабоумия. Как гаджеты влияют на современных детей?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Медики утверждают: сегодня всё больше детей страдают расстройством внимания, памяти и мышления. И причины видят в увлечении гаджетами.
Жертвы интернета
Говорят, что в мозге цифрового поколения происходят изменения, похожие на раннюю стадию старческого слабоумия и даже как после черепно-мозговой травмы. По данным учёных, радиус активности детей с 1970 г. сократился на 90%! Дети вместо игр на улице сидят дома, уткнувшись в свои смартфоны и компьютеры. Притом что растущему мозгу для развития необходимо как можно больше внешних стимулов, чтобы научиться принимать решения, сопереживать, контролировать свои поступки. А если взаимодействие с живыми людьми сведено к минимуму, а физический мир заменяется виртуальным, если запоминать информацию нет нужды, потому что можно найти в Интернете, то участки мозга, отвечающие за память, самоконтроль и т. д., атрофируются за ненадобностью.

Эксперты разработают спецкурс для родителей, чьих детей травят в интернете

Координационный совет негосударственной сферы безопасности (НСБ) подготовит специальный курс для родителей по противодействию травле подростков в интернете, сообщил РИА Новости член президиума организации Владимир Каширов.
По его словам, поводом для разработки курса послужила опубликованная Общественной палатой РФ статистика, согласно которой специалисты организации за период с марта по сентябрь 2018 года зафиксировал в России 35 получивших общественный резонанс случаев массовой травли детей в интернете. Подобные видео, по данным экспертов, набирают в сети от 500 тысяч до 1 миллиона просмотров, попадая в топовые региональные и федеральные молодежные сообщества.

Не игрушки. Кубики несут детям свободу, а гаджеты - зависимость

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Его зовут головоног: шар-голова, круглые глаза, черточки вместо носа и рта, палки-ноги растут из головы. Казалось бы, нормальный рисунок ребенка трех лет. Но рисовала первоклассница.
Из рыцарей в люди
- Стремление уйти от общения. Под ногами нет земли - неуверенность в себе, - интерпретирует тестовый рисунок невролог. - Руки нарисованы двойной линией - поскорей бы отвязаться от вас, нежелание выполнять задание.

Уроки унижения. Физические наказания в школах не ушли в прошлое?

Разделы    — ШкольникиПсихология

Новый учебный год в Петербурге начался с громких скандалов. Сначала «прославилась» школа Пушкинского района. Там во время урока учитель музыки назвала шестиклассников «тупыми и убогими», а само учебное заведение – «бедняцким». В Калининском районе преподаватель немецкого языка пошла ещё дальше и ударила непослушного ученика учебником по голове. У мальчика сотрясение мозга.
Проверка адекватности
Школьника, получившего учебником по голове, доставили в больницу. У 13-летнего пациента врачи диагностировали сотрясение мозга и черепно-мозговую травму. Когда же произошедшее получило огласку, то обе прославившиеся учительницы поспешили уйти на «больничный».

Чему не учат в школе

Школа дает определенную базу знаний, но забота о формировании ключевых навыков ребенка ложится в основном на плечи его ближайшего окружения — семьи. Чему важно обучить ребенка?
Задавать вопросы
«Почемучный» период – абсолютно естественное состояние в развитии ребенка. Важно поощрять любознательность, убеждая в пользе вопросов: это возможность больше узнать о том, что интересует. Полезно отмечать хорошие вопросы ребенка: «Молодец, у тебя отличный вопрос, ты думаешь в нужном направлении!»

Как научить ребенка размышлять и анализировать?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка любознательным, активным, успешным в различных видах деятельности, но не все взрослые верят, что могут помочь своим детям в этом развитии. На самом деле именно семье под силу создать условия, способствующие совершенствованию мыслительной деятельности ребенка.
Приведем несколько фраз, постоянное использование которых родителями в конечном итоге положительно скажется на познавательной активности ребенка.

Как научить ребенка не перебивать взрослых

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Есть множество «взрослых» разговоров, в которых участие ребенка совсем неуместно. Кроме того, из-за бесконечного «мам, мам, мам…» диалог становится невозможным. Стоит ли немедленно уделить внимание ребенку или продолжить разговор – зависит от ситуации. Конечно, если происходит что-то внештатное или срочно нужна помощь, то родитель должен немедленно отреагировать. Однако если вы понимаете, что никакой срочности нет, а ребенок просто пытается привлечь к себе внимание, то стоит принять меры. Задача отучить сына или дочь влезать в разговоры и не перебивать взрослых – сложная, но вполне решаемая.

Трудности — нужны. Психолог о том, как растить детей без чувства вины

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Чувство вины перед ребенком — пожалуй, важнейшая черта материнства XXI века. Современные матери переживают — как не обделить ребенка вниманием, как не причинить ему своими действиями психологическую травму.
Если что-то выходит не по плану — тут же принимаются себя корить и обвинять: «Я во всем виновата!». Откуда у молодых мам берётся чувство вины и как уберечь детей от инфантильности¸ АиФ.ru рассказала психолог Ирина Савенкова.

Почему он хамит? Как реагировать на грубости, сказанные ребёнком

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Иногда милый и послушный ребёнок вдруг становится просто невозможным. Начинает хамить, огрызаться. Любой разговор с ним тут же превращается в скандал. Что делать родителям?
Рассказывает доцент департамента психологии НИУ ВШЭ и кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва.
Для начала стоит разобраться с причинами грубого поведения. Они во многом зависят от возраста. Однако есть и общее для всех возрастов. Когда ребёнок как-то неправильно себя ведёт, то это в первую очередь говорит о его внутреннем неблагополучии. Нужно понять, что за этим стоит. Желательно сделать это сразу, как только нежелательное поведение начало проявляться.

Как укрепить эмоциональную связь с детьми

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Эмоциональная связь между мамой и малышом появляется еще до рождения: ребенок считывает эмоциональное состояние матери и подстраивается под него. Усиливает взаимную связь грудное вскармливание, поэтому, если нет противопоказаний, не стоит отказываться от него.
Если отец с первых дней принимает активное участие в жизни ребенка, то и с ним эмоциональная связь формируется сразу и сохраняется на долгие годы.
Ребенок чувствует себя в безопасности, когда родители настроены «на него», то есть понимают его потребности и проблемы.

Прокачать «жёсткий диск». Как развить память ребёнка

Разделы    — Психология

Хорошая память – дар природы или плод неустанных тренировок? И то и другое. Поэтому, если бог не наградил ваше чадо отменной способностью к запоминанию, её, к счастью, можно развить.
Наш эксперт – врач-педиатр, нейропсихолог Ирина Борисова.
Счастливчики, которым повезло с памятью, учатся не только успешнее, но и легче тех, кому с этим даром повезло меньше. Порой они и к урокам не готовятся – хватает того, что запомнили в школе. Поэтому постараемся развить память наших детей как можно лучше, чтобы грызть гранит науки им было проще.

Как формировать родительский авторитет

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Слово «авторитет» в переводе с латинского означает «власть», «влияние». Но понятие родительского авторитета гораздо шире. Безусловно, это власть, причем не столько насаждаемая, сколько принимаемая ребенком как должное. Власть, сложившаяся в результате морально-нравственного, психологического, поведенческого влияния личности родителя на ребенка. По сути, наличие авторитета доказывает уважение детей к своим родителям.
Родительский авторитет – это важность для детей слов, замечаний и просьб взрослых.

Учёба из-под палки. Почему современные дети и родители так ненавидят уроки

Разделы    — ШкольникиПсихология

По федеральному законодательству в образовании обязательные домашние задания не предусмотрены, они относятся к компетенции конкретной образовательной организации и самого педагога.
У челябинского второклассника Ильи Ганькина есть собственная комната, а в ней – три ящика игрушек. Есть несколько наборов конструкторов и паззлов, лото, домино, шашки и куча прочих развивающих игр. А ещё он очень любит рисовать. Естественно, в свободное от уроков время. Вот только этого времени для рисования и игр у него совсем нет.

Как подготовить ребенка к 1 сентября. Советы психолога

Разделы    — ШкольникиПсихология

Надо ли усаживать школьника за книжки прямо сейчас, как помочь ему пережить возвращение за парту и что делать, если вы сами нервничаете еще больше, чем ваше чадо.
Доктор психологических наук, детский психолог Оксана Защиринская рассказала ТАСС, как помочь ребенку пережить 1 сентября.

«Не хочу учиться!». Что делать, если ребенок отказывается идти в школу?

Разделы    — ШкольникиПсихология

Причин, по которым школьник не хочет посещать занятия, может быть целое множество!
«Не хочу идти в школу!» – как часто родители слышат эту фразу от своих детей! Особенно эта проблема актуальна в преддверии нового учебного года. Причин, по которым ребенок отказывается посещать на занятия, может быть несколько. Психологи предупреждают: ругань не решит вопрос и только усугубит ситуацию - ваше чадо начнет тайно от вас прогуливать школу. Эксперт рассказывает, что делать, чтобы ребенок начал ходить в школу с удовольствием.

Как научить ребенка рассудительности

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Нерешительный или безрассудный взрослый – это почти всегда результат строгого воспитания и тотального контроля родителей. Неверный, а порой и «вредный« выбор зачастую делает человек, который не имел опыта принятия решений. Именно опыт, причем не только и не столько позитивный, определяет способность осмысления результатов своего выбора.
Одной из целей ответственных родителей является возможность дать ребенку прожить его личный, индивидуальный опыт, позволить «набить шишки», а затем проанализировать, чтобы в дальнейшем обходить острые углы.

Вложенные категории:

- Тесты