От 1 до 3

Ребенок уже стал спать дольше и крепче и тут опять вернулся к ранее пройденной стадии, снова мучая родителей частыми пробуждениями. Многие родители сталкивались с таким явлением несколько раз. Можно ли считать нормой такие эпизоды регресса и как с ними справляться? Рассказывает психолог Ольга Снеговская, сертифицированный консультант по детскому сну.

В России каждый третий ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска. И самая многочисленная группа - дети с ментальными нарушениями. По данным ЮНЕСКО и ВОЗ, на 100 школьников приходится до пяти человек с нарушениями интеллекта, на каждые 800 новорожденных появляется один малыш с синдромом Дауна.

Каждый родитель предвкушает пору, когда в доме будет звучать милая болтовня малыша, ждет волнительного момента, когда услышит от своей крохи заветные «мама» и «папа». И если время идет, а ребенок молчит, взрослый начинает ощущать все большее беспокойство.
В этот момент очень сложно понять, с чем связано молчание: это либо индивидуальный сценарий развития ребенка, либо проблема, которую пора решать.

Слово «кризис» изначально пугает. В переводе с греческого языка оно обозначает переломный момент, исход. В нашем случае — проблемный период в развитии ребенка при переходе от одного возрастного этапа к другому. Специалисты выделяют несколько таких этапов у детей – кризис 1 года, 3 лет, 7 и 13 (кризис подросткового возраста). Далее идут возрастные кризисы взрослого человека.
На тему детских возрастных кризисов в сознании людей существует два мнения. Одни впадают в панику при слове кризис, другие категорически отрицают его наличие у детей, утверждая, что надо просто правильно воспитывать — и никаких проблем. Истина, как всегда, - посередине.

Делать полноценную гимнастику малыш до 3 лет ещё не может. Зато заниматься физкультурой в игровой форме ему по силам уже с года.
«Носочки – пяточки»
Возьмите малыша на руки, затем опустите так, чтобы он стоял на носочках. Теперь ребёнок должен сделать несколько шажков. Постепенно малыш будет чувствовать себя увереннее и сможет передвигаться на носочках сам.
Освойте и ходьбу на пяточках. Это упражнение сделать сложнее, чем предыдущее. Но при определённой тренировке выполнить его можно.

Питание ребенка — одна из важнейших забот родителей. Если кроха не ест, для многих это настоящая трагедия. Немало копий было сломано и в спорах о принудительном кормлении малышей.
Родителям (и тем более — старшему поколению, т. е. бабушкам) кажется, что ребенок постоянно плохо ест, любит не те продукты и т. д. В результате регулярно возникают кухонные войны. Дети отказываются есть те или иные продукты и блюда, родители настаивают. Кроме того, нередко люди стараются накормить свое чадо просто не по возрасту. О том, в каком возрасте какие продукты следует давать ребенку и стоит ли его принуждать, АиФ.ru рассказала врач-педиатр Татьяна Буцкая.

О пользе и вреде центров раннего развития размышляют психологи портала «Я — Родитель» и НИУ ВШЭ.

Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит – не самая лучшая тактика родителей. Ya-roditel.ru расскажет, как научить ребенка рано говорить.
Не упустите драгоценное время
Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.

По данным Союза педиатров России, многие семьи неоправданно быстро переводят малышей старше 1 года на «общий стол» и кормят их тем, что есть «под рукой». Недостаточно внимания уделяют вопросам питания детей и сами врачи. Изменить эту ситуацию призвана принятая в конце прошлого года «Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации». О том, как правильно кормить уже не грудного, но все еще очень маленького и уязвимого ребенка «МедНовостям» рассказала заведующая отделением питания здорового и больного ребенка ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, профессор, д.м.н. Татьяна Боровик.

История подгузников - это то, чем человечество действительно может гордиться. Искания философов, научно-технический прогресс и эмансипация женщин, Вторая мировая война и американская мечта, всепобеждающая реклама и виртуальная реальность - всё это отразилось на технологии ухода за детской попой.

Научить малыша ухаживать за собой, особенно научить его вытирать попу – это нелегкая задача. Мы должны заранее побеспокоиться о том, чтобы наш ребенок умел самостоятельно сходить в туалет. Причем нужно объяснить малышу и то, что после себя необходимо убирать, и то, что после этой процедуры нужно мыть руки.
Вот некоторые советы, которые могут помочь мамам в этом нелегком деле:
1.Не все дети дошкольного возраста умеют ухаживать за собой, в частности, не все из них умеют вытирать попу. Хотя многие детские специалисты утверждают, что дошкольнику совсем необязательно делать это самостоятельно.
Неправильное обучение этому процессу может привести к множественным проблемам. Например, если все время стыдить малыша за то, что тот неправильно вытер попу или совсем этого не сделал, ребенок может отказаться ходить на горшок. А бывает и хуже – малыш станет ходить «по большому» везде (в углы комнаты, под стол, под стульчик, т. д.), но только не в горшок. Причем свои «похождения» он всячески будет скрывать. Вывод: никогда не орите на ребенка, а рассказывайте и показывайте ему, как правильно себя «обслужить».

Всем родителям хочется воспитать своего ребенка так, чтобы он стал самодостаточным, позитивным и уверенным в себе человеком, умел создавать гармоничные отношения со сверстниками, научился дружить и любить. На исполнение этой мечты непосредственное влияние оказывают воспоминания о том, какой была первая детская привязанность ребенка к своей маме. Формой проявления любви ребенка к своей матери является близость, основанная на преданности и глубокой симпатии. Малыш улыбается, плачет, следует за мамой повсюду (это его особые коммуникативные сигналы), и этими действиями, таким образом, он закрепляет эту связь. Мама отвечает на эти сигналы, старается удовлетворить потребность малыша, поддержать, обеспечить его безопасность. Для ребенка очень важно ощущать связь с самым главным человеком на свете, а если малыш плачет, цепляется за маму, злится, ведет себя агрессивно, значит, он чувствует, что эту связь может потерять и разными способами пытается ее восстановить.

Театр актера и куклы «Петрушка» открывает двери для самых маленьких зрителей - от одного года. Проект «Ладушки-ладушки» откроет спектакль «Хорошо» по любимым детским стихотворениям Агнии Барто. Чтобы осуществить свою давнюю мечту и приобщать крошечных зрителей к театру, в «Петрушке» соорудили специальный уютный шатер с маленькими мягкими креслами и игрушками, которые можно трогать прямо во время представления.
Как весело собирать игрушки? – вопрос, который волнует всех родителей, но вызывает отрицание у детей. В театре актера и куклы «Петрушка» первую постановку проекта «Ладушки-ладушки» решили посвятить именно этой теме. Актриса, а в данном случае еще и режиссер-постановщик спектакля «Хорошо» Анна Шарова сама не раз сталкивалась с этой проблемой, будучи дважды мамой.
- Я сама мама и знаю, как порой трудно заставить ребенка убирать разбросанные игрушки. Мы постарались сделать добрую постановку для самых маленьких по стихам Агнии Барто, чтобы дети поняли, что собирать игрушки – очень весело и жутко интересно. Если малыши смогут запомнить хотя бы строчку, а может и несколько слов из тех стихотворений, которые я им буду рассказывать, то наша задача выполнена, мы смогли достучаться до их сердечек, - говорит Анна Шарова.

Когда родилась дочь в семье Ибрагимовых, то маме Ирине хотелось назвать ее необычно. Родители – ханты по национальности, и вся сознательная жизнь самой Иры связана с нашим округом. «Большая патриотка», - как сама она определяет свое отношение к малой Родине. Так два с лишним года в Югре родилась девочка с именем Родины –Югория.
Самой Ирине очень повезло. Она росла в атмосфере традиционной культуры. Мама - Любовь Борисовна Ибрагимова (Русмиленко) научила вязать. Бабушка Русмиленко Евгения Петровна, народный мастер России, которая много лет возглавляла коллектив «Каркам еш», научила Ирину плести, шить куклу акань , вязать древние узоры хантыйского народа. Ираины родственники вспоминают, как маленькой девочкой очень хотелось взять в руки иголку, чтобы шить... Но бабушка не разрешала- мала еще. А в 5 лет, когда, наконец, позволили…Это чувство прикосновения к своей традиции осталось в памяти на всю жизнь.

Наблюдая за развитием своего малыша, сравнивая его успехи с успехами сверстников, мы каждый раз ищем доказательства, что наше чудо не хуже других, а возможно - даже в чем-то и лучше. Каждому периоду взросления ребенка присущи свои проблемы, и, когда малыш растет и развивается, одни проблемы сменяются другими. Дети растут быстро; довольно незаметно наступит время, когда перед каждой мамой возникнут вопросы: как и когда приучить ребенка к горошку, что нужно сделать, чтобы не спугнуть интерес малыша к новым гигиеническим процедурам и как построить процесс приучения, чтобы "гигиенический поход" не стал для малыша мукой? Особенно "масштабным" вопрос приучения к горшку становится для мам - "новичков", хотя опытные мамы, вероятно, также почерпнут из этой статьи некоторую пользу.

Чаще всего проблемы поведения в детском коллективе возникают у тех малышей, которые не посещали детский сад. «Несадиковские детишки», попадая в общество незнакомых сверстников, нередко выглядят стеснительными и робкими, а многие из них и вовсе уходят в сторону, предпочитая поближе прижаться к родителям, демонстрируя явное нежелание коллективного общения с малышами своего возраста.

Я уже писала о том, что с рождением ребенка методом проб и ошибок мы выбрали для себя совместный сон (http://www.detkino.ru/node/1237). Несмотря на множество плюсов этого процесса, каждую ночь, засыпая и чувствуя сына у себя под боком, я задавалась вопросом: когда он будет готов к тому, чтобы спать отдельно? Я предполагала, что ребенок сам, без посторонней помощи, сделает выбор в пользу отдельного спального места. Ждала пресловутого «я сам».

Что такое игра для ребенка? Это не только способ проведения свободного от сна и еды времени. Игра для подрастающего человечка - это способ познания мира и, прежде всего, своих собственных способностей. Именно в игре ребенок определяет границы своих умений. И именно в процессе игры он может эти границы расширять.
Чтобы играть по правилам ребенка 1-1,5 лет, вернее по правилам его возраста, стоит помнить об одной особенности – малышу сложно задерживать внимание на чем-то одном более 15 минут. Поэтому даже самая интересная игра будет ему интересна максимум минут 10-15, а то и того меньше. Итак, во что же нам играть с нашими годовалыми карапузами?

Ну, вот моему любимому сыночку исполнился годик. Он по-прежнему находится на грудном вскармливании. Но его уже интересует еда с «большого» стола. Грудное молоко, без сомнений, полезно, но у годовалого ребенка познавательная и двигательная активность увеличиваются. А значит, увеличиваются и энергозатраты. Вводить прикорм мы начали, когда крохе было шесть месяцев. Тогда это были однокомпонентные пюре. Преимущественно овощные. Потом фруктовые.

Куда водить ребенка в Сургуте?
Меня, как маму двоих ребятишек, всегда волновали вопросы - куда пойти с ребенком в городе и чем его занять, в смысле, в какой кружок, секцию, студию отдать. Сегодня я хочу остановиться именно на втором вопросе: куда можно водить ребенка в Сургуте.
Небольшой обзор сургутских кружков, секций и центров развития...

У меня опускаются руки. Не справляюсь со своей дочей, которой всего то 2.8 года. Уже нет никаких сил - боюсь нервного срыва. Вернулись из отпуска стала вообще не управляемая, совсем одичала. Не слушается, засыпания сплошной стресс, на детской площадке всех обижает.
Но самое для меня страшное хочет найти другую тетю-маму. Она и по дороге в поезде и на море проделывала такое. Заберется к кому-нибудь на руки, прижмется и сидит. Говорит: «Это моя тетя-мама! А ты мамочка сиди не трогай меня. »


Одним из важных этапов в развитии ребенка, является приучение его к горшку, знакомство с которым для одних малышей (а так же их мам) идет долго и проблематично, в то время как другие довольно быстро вникают в суть дела и начинают дружить с ним чуть ли ни с пеленок. Выбор и покупка горшка является необходимой и важной составляющей в процессе познания ребенком туалетных премудростей. Горшок должен быть удобным, безопасным, гигиеничным и красивым. Время эмалированных "ночных ваз" навсегда кануло в Лету. Современные производители в нелегкой конкурентной борьбе, используя новейшие достижения науки и техники, бьются над созданием супергоршка, который пришелся бы по душе даже самому капризному привереде.

Эти занятия помогут сформировать у детей базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа. Понятие количества, или понятие "много — мало" очень важно. Освоив его, малыш сможет перейти к сравнению "больше — меньше", а затем к счету.

Малыши не терпят скуки, поэтому занятия спортом для самых маленьких должны быть не только полезными, но и веселыми. Очень интересно, например, во время зарядки представлять разных животных. Я предлагаю примерный сценарий такой зарядки. Эта веселая зарядка предназначена для малышей 2-5 лет. Лучше, если малыш будет заниматься вместе с мамой или папой — вместе веселей и "путешествовать", и заниматься спортом. Главное — не переутомлять ребенка, учитывать его возраст и физическое развитие, а также постоянно проявлять фантазию и энтузиазм. Наверняка после нескольких занятий вы придумаете свои упражнения, имитирующие других животных. А может, малыш придумает их сам!

Если ваш ребенок проявляет явное любопытство и интерес к «малышам — велонаездникам», но наверно пришло время и вам задуматься о покупке данного средства передвижения. Велосипед — вещь не только интересная, но и полезная. Он развивает и укрепляет мышцы маленьких ножек. А также, осваивая этот вид транспорта, ребенок учится производить одновременно несколько действий: крутить педали, поворачивать руль, двигаясь в нужном направлении, и оценивать в какую сторону нужно ехать — назад или вперед. Таким образом, у малыша лучше развивается координация действий и ориентация в пространстве. Сегодняшнее разнообразие велосипедов в магазинах накладывает на родителей тяжкое бремя ответственности за выбор удобной, безопасной и прочной модели для ребенка. Вот в этом-то мы и хотим вам помочь — попытаемся разобраться в том, что предлагает современный рынок для малышей в возрасте до 3-4 лет.