Школьники

Нужны ли шоколадки, друзья и прогулки, если до экзамена – считанные дни.

Остаются считанные дни до ЕГЭ, ОГЭ и Всероссийской проверочной работы. Школьники часами сидят за уроками и переживают сильнейший стресс. Как поддержать ребенка и помочь ему хорошо подготовиться? Об этом «Правмиру» рассказали врачи детской клиники «Фентези» — педиатр Светлана Мухортова и психолог Мария Чурсинова.

Съешь шоколадку

— Нужно ли изменить меню в период подготовки к экзаменам? Может, какие-то продукты в рационе помогут улучшить концентрацию внимания или поднять настроение?

Светлана Мухортова, педиатр: В период серьезных умственных нагрузок ребенку важно питаться правильно — разнообразно и сбалансированно. Впрочем, как и всегда. Это должен быть обычный детский стол — мясо и рыба, много овощей и фруктов, сложные углеводы — например, каши, и так далее.

— Нужно ли есть больше сладкого? Например, иногда говорят: «Съешь шоколадку, чтобы голова работала».

— Это заблуждение. Быстрые углеводы здесь не помогут. Полезны будут сложные.

Но не стоит ребенка ограничивать в сладостях. Детям иногда их хочется, это нормально. Мы же не скажем: «У тебя экзамены, поэтому питаешься только полезными продуктами». Шоколада он тоже может поесть, но в меру.

— Кофе вреден подросткам?

— Детям его пить не стоит. Он сначала стимулирует деятельность нервной системы, а потом может ее угнетать. Это подросткам точно не нужно. Они растут, их тело меняется, гормональные сбои происходят, к тому же экзамены — это стресс. Если мы станем чем-то извне стимулировать нервную систему, то это ухудшит и концентрацию внимания, и работоспособность.

Сидим на таблетках

— Сейчас выпускают разные препараты для улучшения самочувствия при интеллектуальной нагрузке. Стоит ли старшеклассникам их принимать?

Светлана Мухортова, педиатр: Конечно, нет. Во-первых, действие подобных препаратов не подтверждают значимые исследования. Чаще всего это БАДы с недоказанной эффективностью.

Во-вторых, мы не знаем, что там есть из дополнительных компонентов. К чему приведет прием такого средства, к каким побочным эффектам? Они могут быть весьма неприятны — например, аллергия.

Гораздо больше пользы ребенок получит от прогулок, правильного питания, сна и сбалансированного режима дня.

— Может, стоит поддержать организм витаминами?

— Если ребенок получает достаточно разнообразной пищи, то в дополнительных витаминах он не нуждается. Исключение — это витамин D. У 80% населения России его дефицит. Поэтому его стоит принимать и детям, и взрослым. Дозировку назначит ваш лечащий врач.

А спать-то когда?

— Сколько нужно спать при повышенной учебной нагрузке?

Мария Чурсинова, психолог: У детей очень часто наблюдается дефицит сна. Поэтому в период подготовки к экзаменам нужно приблизиться к количеству сна, рекомендованному ребенку по его возрасту. У младших школьников это 10 часов, в средней школе — как минимум девять, у старшеклассников — не менее восьми.

— Полезно ли спать днем?

— Да, если ребенку этого хочется — пожалуйста. Но важно правильно выбрать время для дневного сна, чтобы не было проблем с ночным: не позднее пяти вечера нужно проснуться. Например, школьник вернулся с уроков в три, с четырех до пяти поспал.

— Вредно ли засиживаться за уроками допоздна, даже если спишь положенные 8-9 часов?

— Всю учебу нужно завершать до 19 часов.

Делать уроки после 20 часов не стоит. У ребенка в это время падает концентрация внимания и работоспособность. Он будет выполнять задания дольше обычного. Падает производительность — значит, он будет делать уроки медленно. Все это затянется до 22 часов. Эффективность у такой подготовки нулевая.

К тому же после 20 часов организм ребенка уже устал. У него копится негативное отношение к предмету. Родители моих пациентов отмечали, что именно в этот период времени у детей возникали вспышки раздражения. Они уже хотят отдохнуть. Здесь играет роль не только усталость, но и эмоции. Не стоит готовиться до тошноты.

Никаких друзей и прогулок

— Как организовать режим дня ребенка и сделать учебу эффективной?

Мария Чурсинова, психолог: У ребенка не должен меняться его обычный жизненный режим. Он и так переживает стресс, потому что ему предстоит экзамен.

Подготовку к разным предметам стоит разбить на временные отрезки и чередовать.

Занятия не должны быть длинными. Ребенок может эффективно заниматься одним предметом академический час — 45 минут, максимум — астрономический час.

Все репетиторы так работают. Если на предмет отводится 1,5 часа, то нужен 10-минутный перерыв, чтобы ребенок выпил чаю, сделал какие-то физические упражнения, отвлекся.

Нужно сохранять чередование предметов. Если весь день сидеть за одной математикой, то включится эмоциональный фактор. Наступит истощение, утомление. У ребенка появится ощущение тщетности его усилий, после чего упадет его работоспособность.

— Как распределить нагрузку в течение недели?

— Максимально равномерно. Лучше пять дней заниматься одинаковое количество времени, чем провести за уроками весь понедельник, а во вторник не заниматься ничем. Это дестабилизирует ребенка. Он сначала получает слишком большую нагрузку, а потом истощается. Экзамен больше похож на марафон — нужно двигаться к цели постепенно, не перегружая себя. Готовиться рывками — «давай поднажмем, посидим подольше» — это деструктивно.

Важно сохранить полноценный выходной, хотя бы один в неделю. В этот день ребенок не должен ничего учить. Он полностью отключается от школьных проблем, и это полезно.

Такой день поможет усилить эффективность его обучения на следующей неделе.

— Каким должен быть отдых? Некоторые родители говорят: «Иди, пыль вытри в комнате, у тебя хотя бы голова отдохнет…»

— Есть заблуждение, когда родители воспринимают как отдых смену предмета. Например, они считают, что математика и физика — это работа, а языки, которые даются ребенку легко — уже развлечение. Мол, от алгебры ты отдохнешь на испанском. Это ошибка.

Для полноценного отдыха вид деятельности нужно сменить. Наиболее будут эффективны спорт, общение и прогулки.

Спорт. Часто от него дети перед экзаменами отказываются. Тренировки отметают первыми, чтобы ребенок больше занимался. А их важно сохранить в привычном ребенку объеме. Организм должен получать такую физическую нагрузку, чтобы функционировать без сбоев. Может, пять тренировок в неделю сохранить не получится, но совсем отказываться от них нельзя — ребенок попадет в незнакомое для себя физическое состояние и это повлияет на его психику.

Если дети спортом раньше не занимались, то им полезно будет во время перерывов делать физические упражнения. Вы можете сами предложить это. «Давай вместе сделаем приседания», «Посмотрим, кто из нас дольше будет прыгать на одной ноге» — это весело, дети любого возраста, за исключением старшеклассников, поддержат такую идею.

Прогулки. Мои пациенты рассказывают, что в апреле и мае не выходили из дома, кроме как в школу. Готовились к экзаменам и проверочной работе! Из-за учебы детей часто лишают прогулок, потому что они якобы нерациональны. Но без них обойтись нельзя.

Во-первых, всем нам нужен свежий воздух. Во-вторых, во время прогулок мы смотрим на объекты, которые находятся на отдаленном расстоянии — сбрасываем напряжение с глаз. В-третьих, эмоционально переключаемся. Поэтому нужно как можно чаще гулять в парке, выходить во двор. Дома, в привычной обстановке, ребенок не сможет расслабиться.

Общение со сверстниками. Ребенка часто его лишают. «Ты не будешь гулять и звать домой друзей, потому что еще не подготовился», — это родители говорят часто. Но есть и другие, мудрые, которые выделяют ребенку один день в неделю для общения с друзьями. Например, это среда или суббота. И это сохраняется в период интенсивных занятий.

Почему общение с друзьями необходимо? Во-первых, ребенок расслабляется. Во-вторых, он видит в своей жизни смысл, интерес. В-третьих, чувствует связь с одноклассниками — они находятся в той же ситуации. Он не один. Это важнейший фактор поддержки. Вместе дети могут посмеяться, обсудить предстоящие испытания. Поэтому их встречи важно сохранить.

А он в ответ одно: «Все нормально»

— Если ребенок сильно переживает, в какой момент нужно обратиться за помощью к специалисту?

Мария Чурсинова, психолог: Есть две потенциально опасные ситуации перед экзаменами.

Первая — дети игнорируют его, они равнодушны к подготовке, а родители напротив — сильно переживают. В этом случае страдают отношения в семье. Может возникнуть конфликт подростка с родителями, из-за которого порой происходит и ужасное — уход из дома, попытка себе навредить и так далее. Затяжной конфликт разрушает психику ребенка, он бунтует и пытается показать, как ему плохо.

Вторая — сверхответственные дети, которые слишком зацикливаются на экзамене. В таком случае они засиживаются допоздна, постоянно говорят, что не сдадут, боятся… Можно услышать от ребенка, что он будет худшим и этого не переживет. Как правило, для таких страхов есть причины. Подросток боится, что родители в случае неудачи его отвергнут или одноклассники будут смеяться. Ребенку кажется, что в случае провала обрушится его жизнь.

Обе ситуации — повод для немедленного обращения к специалисту. Может даже понадобиться помощь психиатра. Например, излишнее равнодушие может прикрывать хроническое депрессивное состояние.

— Что еще свидетельствует о сильном стрессе?

— Нарушаются важные жизненные функции — еда, сон, физическая активность. Это показатель стресса.

Самый яркий признак — нарушение сна. Ребенок может не спать по ночам или, наоборот, весь день не вставать с постели. Ночью он может каждые два часа просыпаться. Это показатель стресса.

Нарушение сна может быть замаскировано, ведь ребенок отдыхает в своей комнате. Но нужно спрашивать, как он спал, снились ли кошмары. Общаться надо так, чтобы у подростка было желание вам об этом рассказать.

Переедание или отказ от пищи. Есть дети, которые не могут есть от переживаний. Или придумывают какие-то диеты перед экзаменом. Другие наоборот — едят слишком много сладкого или мучного, не могут остановиться. Родители пугаются и, как правило, начинают их ругать. Но в этой ситуации нужно действовать иначе — показать, что мы на стороне ребенка, сказать, что иногда люди так реагируют на стресс, уговорить обратиться к специалисту.

Слишком много социальных сетей и игр. В современном мире ребенок может от стресса погрузиться в телефон или компьютер. Так он пытается избавиться от мощной тревоги, защищается от неприятных переживаний. Обратите внимание, если ребенок играет или занимается интернет-серфингом дольше обычного — это тоже показатель стресса.

Конфликтное поведение. Если ребенок, который был с вами добр и вежлив, начинает срываться на крик, услышав простую просьбу — это показатель того, что он истощен, сильно устал и находится в стрессе.

Неопрятность. Перестал мыть голову, ходит в разных носках или рваных колготках, не заправляет постель — все это значит, что ребенку плохо. Что-то изменилось в его жизни. Надо его об этом расспросить, осторожно: «Раньше ты так не делал, а теперь делаешь. Что на тебя давит, чем я могу помочь?»

— Как быть, когда ребенок не открывается? Вы спрашиваете его, как он, а в ответ слышите одно: «Все нормально».

— Вспомнить себя и рассказать о своем опыте — это может помочь. Присядьте рядом с чашкой чая, пока ребенок уроки делает, и скажите: «Ты готовишься к экзамену, решаешь. Знаешь, как я переживала перед математикой…» Поделитесь, как вам сложно было в этот период. Может, услышите в ответ, что с ним происходит. Постройте мостик между вашим жизненным опытом и ситуацией ребенка.

Показывайте ребенку, что он не один. Любое жизненное испытание — это ситуация острого одиночества. Ребенок остается один на один с тестом, с педагогами, которые его оценивают, с будущим… Ему важно показать, что вы рядом. Дать ему эмоциональную поддержку, дать понять, что при любом результате он остается для вас дорогим и любимым человеком.

Светлана Мухортова, Мария Чурсинова

ПРАВМИР

Внеплановые каникулы завершаются. Как стало известно журналистам СургутИнформ-ТВ, уже в понедельник, 17 февраля, в образовательных учреждениях Сургута возобновляется учебный процесс. Решение об этом было принято сегодня на заседании противоэпидемической комиссии в администрации города.

Напомним, из-за высокой заболеваемости гриппом и ОРВИ занятия в сургутских школах и средних специальных учебных заведениях были приостановлены на прошлой неделе, 5 февраля. На период карантина школьников перевели на дистанционную систему обучения.

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

Увеличить целевой набор в вузы и сохранить местные кадры. Это один из ключевых пунктов обращения президента России в сфере образования. Выполнение этой задачи возможно, по мнению заместителя главы Сургутского района Татьяны Османкиной, изменив подход к профориентации школьников.

«Сегодня в профориентационной работе необходимо задавать новые горизонты, необходимо сохранять профпробы на те виды профессии, которые сегодня, очевидно, нужны для нефтегазоперерабатывающей отрасли, для строительства, энергетики. Это уже понятные профессии, и мы прекрасно понимаем, что есть потребность на эти виды профессии, и значит можно сработать в старой парадигме профориентационной — это профпробы, профильные классы», — говорит заместитель главы Сургутского района Татьяна Османкина.

Профпробы, которые сегодня проводят в школах, больше определяют сферу деятельности ребенка: насколько будущему специалисту комфортно общаться с людьми или же надо отдать предпочтение техническому направлению. Но этих исследований, по мнению Татьяны Османкиной, недостаточно. Сегодня, выбирая профессию, дети должны не просто понимать, но и получать первые практические навыки. В этом случае их выбор будет уже более осознанным и ответственным.

«Но есть и вторая часть этого вопроса: это новые профессии, которые заявлены уже в нашей стране. Этим новым профессиям нужно обучать. Однако есть одно очень серьезное „но“, сегодня новые профессии требуют базовых универсальных компетенций от каждого студента и каждого школьника — это умение обрабатывать большой объем информации, работать в нескольких информационных программах, в разных редакторах, это умение планировать свою работу», — отмечает Татьяна Османкина.

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

Карантин продлен. Классы и коридоры в сургутских школах пустуют. Но процесс обучения не остановился. С начала этого учебного года у всех образовательных учреждений города появилась возможность проводить занятия онлайн.

Учителя-предметники общаются с учениками дистанционно, в режиме конференции. На часах 14.00. Звонок на урок. Все, как в обычный школьный день. За одним исключением: учитель встречает своих учеников не в классе, а в сети. Сегодня математику шестиклассники 45-ой школы изучают из дома, общаются с преподавателем в режиме видеоконференции. Вместо приветствий, «плюсики» в чат от тех, кто подключился к системе дистанционного обучения.

— Давайте, начинаем. У нас урок математики первый по расписанию. Вижу, кто готов, вижу, кто зашел. Да, молодцы, «плюсы» поставили.

К онлайн уроку смогли присоединится не все. На связи около половины класса. Не каждый ученик может самостоятельно подключиться к электронной системе. Да и не каждый родитель к началу уроков находится дома, чтобы помочь. В школе к таким ситуациям относятся с пониманием. Видеосвязь с учителем — это пока дополнительная возможность, а не обязанность. Главным требованием по-прежнему остается выполнение домашних заданий.

«Технические возможности не у всех ребят одинаковые, кто-то не может выйти вовремя в чат, чтобы заниматься, некоторые жалуются, что часто вылетает система. Я же понимаю, что техника несовершенна, мы впервые по этой системе работаем, и ребята тоже, поэтому я лояльно отношусь, они все равно все выполняют домашние задания», — говорит учитель математики МБОУ СОШ №45 Ольга Кибенко.

В распоряжении учителей несколько электронных платформ. Попроще — для начальных классов, чуть более продвинутая — для средних, и максимально наполненная материалами и тестами — для старшеклассников. Принцип обучения, при котором во время карантина и актировок закрепляется только пройденный материал, должен сохраняться.

«Новые темы — это не формат самостоятельного обучения дома. Учитель должен так грамотно сформировать свой урок, который в первую очередь должен быть направлен на систематизацию тех знаний, которые были получены детьми до ухода на карантин. Возможно, в рамках самообразования какие-то элементы тем можно давать детям, это не исключение, но перекладывать сегодня все на плечи детей и родительской общественности — это не задача образовательного учреждения», — поясняет директор МБОУ СОШ №45 Наталья Шинкаренко.

Как дети освоили материал и справились с домашними заданиями по основным предметам, находясь на карантине, учителя проверят, когда школьники вернутся за парты.

В той же 45-й школе у преподавателей и учащихся для этого будет 10 дней. После педагоги приступят к изучению новых тем. Не факт, что так будет во всех образовательных учреждениях. Каждая школа или гимназия самостоятельно решает, как организовать обучение на время отмены занятий и в каком режиме возвращаться к привычным будням.

Юлия Балабанова

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

Рособрнадзор продлил срок подачи заявлений на участие в государственной итоговой аттестации (ГИА) для выпускников девятых классов до 2 марта, сообщает пресс-служба ведомства.

"Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки продлила сроки подачи заявлений на участие в государственной итоговой аттестации 2020 года для выпускников 9 классов (ГИА-9) до 2 марта", — говорится в сообщении.

Отмечается, что, согласно порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, заявления от участников ГИА-9 принимаются до 1 марта включительно.

"Так как в 2020 году 1 марта – выходной день, днем окончания приема заявлений будет являться следующий за ним рабочий день – 2 марта. Соответствующее разъяснительное письмо мы направили в регионы, чтобы региональные министерства образования проинформировали о сроках окончания приема заявлений участников экзаменов", – цитирует пресс-служба заместителя руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева.

В Рособрнадзоре напомнили, что для участия в ГИА-9 выпускник должен написать в своей школе заявление, в котором указываются выбранные для сдачи учебные предметы. Для получения аттестата об основном общем образовании выпускники девятых классов должны сдать русский язык и математику и два предмета по выбору.

Допуском к ГИА-9 является успешное прохождение итогового собеседования по русскому языку. В основной срок в этом учебном году собеседование прошло 12 февраля, дополнительные сроки – 11 марта и 18 мая.

РИА Новости

Информацию об актированных днях в Сургуте можно получать в «Мобильном приложении горожанина». Новая функция заработала в феврале этого года. Для удобства пользователей PUSH-уведомления приходят на мобильные устройства.

В приложении можно просматривать журнал актированных дней за год. В нем цветом выделяются актировки на текущую дату. Также о наличии актировок приложение сигнализирует на главном экране. Для использования этой функцией регистрация в приложении не требуется.

Официальным источником информации об актировках для мобильного приложения горожанина выступает сервис актировок Департамента информационных технологий и цифрового развития Югры.

Подробнее с новой функцией можно ознакомиться на официальном сайте МКУ «УИТС г. Сургута» в разделе «Мобильное приложение горожанина».

Управление документационного и информационного обеспечения, Галина Газарян

Официальный сайт Администрации города Сургута

Около 5 тыс. российских школ закрыли на карантин из-за подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ. Об этом 12 февраля сообщил ТАСС со ссылкой на данные Роспотребнадзора.

Помимо этого, временно не работают отдельные группы в 4500 детских садов, 280 из которых закрыты полностью.

Также на карантин отправили 63 колледжа. По данным специалистов, эпидемиологический порог превышен в 37 регионах России. Больше всего заболевших зафиксировано среди детей в возрасте от 7 до 14 лет, пишет НСН.

Ранее карантин был введен в Омске и Хабаровске. В Саранске 12 февраля на неделю закрыли все школы.Число заболевших в Мордовии превышает эпидпорог на 30%. В Челябинской области закрыты все колледжи. С 13 февраля уроков не будет у школьников Нижнего Новгорода. В Санкт-Петербурге заболеваемость ОРВИ выросла за неделю на 23%.

В Роспотребнадзоре напомнили, что вакцинация — наиболее эффективное средство защиты против гриппа. Каждый год в период сезонных эпидемий гриппом болеет от 5% до 10% населения планеты. Как отметила глава Роспотребнадзора Анна Попова, заболеваемость гриппом в России с 1996 года, когда в стране появилась вакцинация, снизилась в 196 раз.

«Известия»

Завтра у всех девятиклассников страны пройдет итоговое собеседование по русскому языку. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал критерии оценки собеседования.

Итак, собеседование будет состоять из четырех заданий - чтения вслух, подробного пересказа текста, монолога и диалога. Максимальный балл за собеседование - 20. Зачет получит тот, кто наберет хотя бы 10 баллов или выше.

Максимальный балл (20) можно набрать только в том случае, если выполнены хорошо абсолютно все задания. Но для зачета достаточно успешно справиться только с двумя первыми заданиями по тексту - чтение вслух и подробный пересказ текста.

Выполнили оба задания хорошо? Есть шансы получить 11 баллов. А это уже гарантированный зачет, который, напомним, начинается с 10 баллов.

Подсказка школьникам: особое внимание надо уделить делению текста на микротемы. Обычно один абзац - одна микротема. Поэтому надо постараться запомнить самые важные мысли в каждом абзаце. Упустили из внимания две важные мысли - минус два балла, есть риск остаться без зачета.

Произнося монолог, надо использовать хотя бы 10 фраз. Максимум за диалог и монолог - 9 баллов. Диалог при этом "стоит" дороже: максимум за него - 6 баллов.

Ирина Ивойлова

"Российская газета"

Сегодня на заседании противоэпидемической комиссии решается вопрос о продлении или отмене карантина в образовательных учреждениях Сургута. Заседание еще идет, но как стало известно журналистам СургутИнформ-ТВ, карантин решили все-таки продлить.

Напомним, закрыли все школы города 5 февраля из-за высокой заболеваемости гриппом и ОРВИ. По данным на начало недели, эпидпорог был превышен на 18 процентов: в Сургуте болеют простудными заболеваниями более 90 тысяч человек. В Сургутском районе было зарегистрировано всего 123 случая, поэтому там к радикальным мерам не стали прибегать, закрыв лишь по одному классу в шести школах.

В городе на период карантина школьников перевели на дистанционную систему обучения. Отметим, аналогичная ситуация сложилась и в столице Югры, где также закрыты все образовательные учреждения.

В школах и ссузах Сургута карантин продлен до 15 февраля включительно.

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

Закончится ли в школах карантин? Сегодня этот вопрос волнует, наверное, практически всех — как минимум учителей, школьников и их родителей. Прогнозы Роспотребнадзора пока неутешительные: заболеваемость гриппом и ОРВИ в регионе все еще растет. По данным ведомства, эпидпорог превышен на 18%.

«Заболеваемость гриппом и ОРВИ на территории Сургута и района превысила эпидемические пороги. На шестой неделе она даже выше среднеокружного показателя, за данную неделю зарегистрировано 91 тысяча случаев в городе Сургут и 123 случая заболеваемости гриппом и ОРВИ в районе», — пояснила главный специалист-эксперт ТО Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в Сургуте и Сургутском районе Евгения Гуляева.

Завтра, 12 февраля, на заседании противоэпидемической комиссии будет вынесен вердикт — продлять карантин или нет. На данный момент в Сургуте и Ханты-Мансийске из-за большого числа заболевших гриппом и ОРВИ закрыты все школы. Процесс обучения организован дистанционно. Что касается Сургутского района, то там на радикальные меры пока не пошли. Лишь закрыли на карантин шесть классов в шести школах, а также 2 группы в детских садах.

Юлия Шадевская

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

Ученые выяснили, как далеко заходит помощь родителей своим детям в учебе.

Родители школьников сегодня вовлечены в школьную жизнь чуть ли не больше, чем сами дети! И речь идет не только о помощи с домашкой. Какие дополнительные расходы ложатся на мам и пап школьников, выяснили эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

С миру по нитке - ребенку на уроки

Исследователи опросили почти 1700 семей и выяснили, что в России почти четверть родителей нанимают своему ребенку репетиторов.

- Возможности сильно зависят от места проживания, - уточняет один из авторов исследования Елена Авраамова, заведующая лабораторией исследований социального развития РАНХиГС. - Кружки и секции доступны только 25 процентам жителей села, а в крупных городах их посещает свыше половины детей.

Даже в семьях с низким достатком почти 13 процентов находят деньги на репетиторов. В обеспеченных семьях - в каждом третьем случае.

Папы решают, а выпускники сдают

Неужели в школах так плохо учат? Не совсем.

- Сегодня родители верят в необходимость раннего развития своих детей и стремятся создать для этого все условия еще до поступления ребенка в школу, - уверена Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС. - Возможностей дополнительного дошкольного образования становится все больше.

Активность мам и пап потихоньку спадает по мере взросления их детей. В начальных классах в школьной жизни участвует почти половина родителей. А вот к выпускному - всего 7 процентов! То же самое и с помощью в домашках.

- 70 процентов опрошенных родителей восьмиклассников помогают детям с уроками по важным предметам. А 45 процентов вообще делают с ними домашнюю работу регулярно, - приводит цифры Татьяна Клячко. - К 11-му классу свыше половины родителей помогают детям по самым важным предметам и четверть - по всем.

- Присутствие репетиторов особенно заметно в 6-м классе, когда период адаптации к условиям обучения в основной школе уже пройден и родители видят проблемы в успеваемости, - рассказывает Елена Авраамова. - Вторая волна обращений к репетиторам - подготовка к экзаменам в 9 - 11-х классах.

Две трети родителей стараются отправить своих чад на дополнительные занятия. Причем бесплатно туда записывают только треть детей. И это не только творческие кружки и секции, но и целенаправленная подготовка к экзаменам (см. табличку о репетиторах).

Исследователи признают: предыдущие поколения уделяли дополнительным занятиям и кружкам куда меньше внимания! И гораздо реже готовы были за это платить.

КСЕНИЯ КОНЮХОВА

"Комсомольская Правда-Югра"

Презентация нового цеха предприятия, расположенного в Сургуте, которое снабжает полуфабрикатами школы и детские сады города и района, состоялась накануне. 80 котлет в минуту — такова мощность цеха по производству полуфабрикатов. Сейчас он специализируется пока только на производстве разного вида котлет.

«На сегодняшний день только котлет в ассортименте 8 наименований, но у нас сейчас уже в разработке документация, у нас будут и гуляши, и фарш, будет и нарезка рыбы, будет нарезка полуфабрикатов говяжьей печени. Дополнительное оборудование будет докупаться, и у нас очень есть большие мощности и здания свои, мы докупаем дополнительное оборудование и расширять будем», — рассказывает директор предприятия по производству полуфабрикатов Анна Шикула.

Рыбные, куриные, говяжьи. По словам руководства предприятия, новый цех способен выпускать 10 тысяч котлет в сутки. И такое количество сейчас востребовано. Эта компания снабжает полуфабрикатами сургутские колледжи и несколько школ, а в районе — учебные заведения в Ульт-Ягуне, Сайгатине, Барсово, на Белом Яру. В перспективе планируется добавить к этому списку школы и детские сады Лянтора и Федоровки.

Изготовленная продукция подвергается шоковой заморозке. Для доставки полуфабрикатов на пищеблоки образовательных организаций используются специальные термомашины. Уже на местах продукция доводится до готовности и подается на стол учащихся. На предприятии собираются расширить ассортимент продукции. В течение этого и следующего годов здесь намерены начать выпуск вареников, пельменей, сосисок и молочной колбасы специально для детей. Руководство фирмы гарантирует строжайшую систему контроля качества продукции.

«У нас заключены договора с санэпидемстанцией, с Роспотребнадзором. Везде идет строжайший контроль: у нас постоянно берут смывы и готовой продукции, и воды, и столов. Технолог проверяет каждый день на растворе, проверяет каждый день обмундирование людей, чтобы была чистота, было полностью всё», — добавляет Анна Шикула.

Антон Севастьянов

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

Министерство просвещения предложило маркировать школьные аттестаты специальным QR-кодом. В ведомстве уточняют, что эта мера поможет защитить документы об образовании от подделок. Проект приказа уже опубликован для общественного обсуждения.

На оборотной стороне титула (слева внизу) предусмотрена возможность для нанесения двумерного матричного штрихового кода, - говорится в пояснительной записке к документу. - Предполагается, что он будет содержать сетевой адрес (то есть гиперссылку. - Прим. ред.) для прямого доступа к данным информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании".

Что еще покажет QR-код, если на него навести смартфон? Фамилию, имя, отчество, год рождения выпускника. Ну и, конечно, сведения об учебном заведении, которое выдало ему документ.

Кстати, в этом же проекте ведомственного приказа предлагается к обсуждению новый макет школьного аттестата. Поле для QR-кода, надо сказать, в нем отведено совсем небольшое - 20x20 мм.

А на лицевой стороне титульного листа предлагается печатать новую надпись "модификация 2020 года". Она позволит идентифицировать изменения, вносимые в образцы аттестатов, - поясняют эксперты.

Общественное обсуждение QR-кодов на аттестатах продлится до 13 февраля. Если этот проект ведомственного приказа будет утвержден, школьные аттестаты начнут выдавать по новым образцам уже совсем скоро - в 2021 году.

Комментарий

Борис Илюхин, директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС:

- QR-код на школьном аттестате поможет упростить и ускорить его проверку на подлинность. В России уже в течение нескольких лет формируется единая база документов об образовании. Ведет эту огромную работу Рособрнадзор. Сначала в федеральный реестр вносилась информация о вузовских дипломах. Потом начали постепенно собирать в электронном виде информацию о школьных аттестатах. Сейчас, насколько я знаю, в базе уже содержатся сведения практически обо всех аттестатах, выданных после 2000 года.

Вузовские специалисты могут уже сейчас зайти по закрытому доступу к этой базе и посмотреть, подлинный аттестат или нет. Но теперь вместо ручного ввода и ручного поиска в огромном море информации можно будет просто навести смартфон на QR-код. Код сразу "раскроет все карты": подлинный документ принес выпускник или нет. Это облегчит работу во время приемной кампании не только в вузах, но и в колледжах и техникумах. Ведь в среднем профобразовании именно школьный аттестат играет решающую роль при зачислении на бюджетные места.

Что еще важно? В 2021 году намечен публичный запуск сервиса "Цифровые документы об образовании онлайн". А это значит, что к тому времени база данных будет достаточно наполнена документами и станет доступна всем: не только вузам, но и самим выпускникам. Причем в этом базе будут не только аттестаты и дипломы, но и документы о дополнительном образовании, о повышении квалификации. Например, сертификаты о том, что человек закончил автошколу.

Ксения Колесникова

"Российская газета"

Около 22% учеников 7-9 классов в России - потенциально не успешные, показали результаты исследования PISA. Они не готовы учиться дальше, потому что плохо понимают прочитанное и не могут объективно себя оценить.

- Это примерно 250 тысяч, - уточнила Галина Ковалева, заведующая центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, национальный координатор исследования PISA в России. - Результат по читательской грамотности у нас снизился по сравнению с прошлым исследованием PISA на 16 баллов.

Поясним, PISA - международное исследование, которое оценивает читательскую, математическую и естественно-научную грамотность 15-летних подростков.

В целом, Россия по читательской грамотности занимает довольно достойное место - 31-е из 70, но есть причины задуматься. Исследование устанавливает шесть уровней читательской грамотности. Первый - это те самые неуспешные дети (их 22 процента), второй - пороговый, базовый (таких у нас 28 процентов). Третий - выше базы (их тоже 28), четвертый - когда ученики могут учиться сами с помощью текстов (понимают, что прочитали, делают домашнее задание, читают новый параграф… - их 16 процентов).

Пятый и шестой уровни читательской грамотности - самые высокие. Так вот, учеников с пятым уровнем грамотности у нас всего 5 процентов, учеников 6-го уровня ничтожно мало - 1 процент.

- В Сингапуре учеников с высоким уровнем грамотности 26 процентов, в Китае (там брали четыре провинции) - 22 процента, - говорит Галина Ковалева. - Иногда я слышу, что наши учебники по основным школьным предметам слишком трудные. Это не так. В наших учебниках практически нет заданий, которые рассчитаны на учеников, имеющих 5-й и 6-й уровень грамотности.

С математической грамотностью картина похожая - неуспешных у нас 22 процента, учеников высокого уровня ( 5-го и 6-го) - больше 8 процентов.

C естественно-научной грамотностью дела совсем плохи. Движения вперед почти нет, мы на уровне 2006 года. Неуспешных у нас 21 процент, детей высокого уровня подготовки - чуть больше трех. Так, для понимания, речь идет о биологии, химии, физике, географии…

- На школьные успехи влияют социально-экономическое положение семьи и наличие высшего образования у мамы. Среди детей, чьи мамы закончили вузы, неуспешных учеников меньше. Еще интересное наблюдение: наши девушки показывают по читательской грамотности лучшие результаты, чем юноши, и опережают их на 25 баллов, - рассказала "РГ" Галина Ковалева.

Сколько в России школ, которые откровенно плохо учат? Примерно 10 процентов. Вот типичная, скажем честно, не очень хорошая школа: она находится в небольшом городе или поселке, один компьютер приходится на трех учеников, учителя могут позволить себе не прийти на урок, накричать или оскорбить ученика, дети прогуливают уроки.

Какие школы показывают лучшие результаты? Там, где учат или учили по системе Эльконина-Давыдова. Увы, таких школ у нас осталось очень мало. Чем интересна система Эльконина-Давыдова? Это развивающее обучение, нацеленное не на заучивание, а на мышление, рассуждение над домашним заданием. Минимум, уроки могут проходить в виде дискуссии, а правило или теорему дети не ищут в учебнике, а формулируют сами.

Куда идут после девятого класса неуспешные дети? 66 процентов - в колледжи, техникумы, на программы среднего профобразования, 26 процентов - в 10-й класс, 7 процентов вообще больше нигде не учатся.

Неуспешные дети - большая проблема для школ и родителей. Как работать с такими учениками, как подтянуть их до базового уровня? Это вопросы, на которые сейчас ищут ответы ученые ВШЭ и МГППУ.

Что поможет сформировать интерес к чтению?

Екатерина Ассонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ:

- Мы начали изучать тему чтения и решили посмотреть, какие ресурсы для поддержки чтения существуют в мире. Найденный нами американский центр поддержки чтения специализировался на помощи детям, имеющим трудности в функциональном чтении. И второй ресурс тоже был об этой проблеме. Для нас было важно, что по запросу о чтении первыми находятся очень функциональные вещи: если ребенок испытывает трудности в восприятии информации, то ему обязательно нужна помощь. Приобщение к высокой культуре - важная вещь, но оно лежит в области права, возможности, личного выбора. А вот преодоление трудности в грамоте - это вопрос работы многих и многих специалистов, потому что функциональная грамотность лежит в основе достойного уровня жизни современного человека. Речь должна идти не об интересе к чтению и не о побуждении к чтению классики или современной художественной литературы. Школа обязана обеспечить человеку право на получение информации.

И в этом деле не помогут ни итоговое сочинение, при помощи которого пытаются спасать детское чтение и предмет литературу, ни обязательные списки литературы, которую должен прочитать школьник, ни медленное чтение классики. Поможет внимательное отношение к проблеме каждого нечитающего ребенка, выяснение причин неуспеха, использование самых разных методик преодоления трудностей. Нашему образованию предстоит непростой путь перехода от "приобщения к чтению" и "привития любви к книге" к освоению диагностик трудностей чтения, коррекционных методик. По переосмыслению сути проблемы нечтения, по включению в штат школы не только психологов, но и дефектологов, нейропсихологов, которые смогут помогать и детям, и учителям справляться с этой проблемой.

Кстати, проблема функциональной грамотности лучше всего видна не на уроках литературы, а на уроках математики, окружающего мира, других предметов естественнонаучного цикла. Необходимость прочитать текст, сформулировать задачу, записать ее условие - вот тут возникают главные проблемы. Искать информацию по заданию учителя, выполнить какую-либо бытовую задачу, связанную с чтением - все это бывает чудовищно трудно, но в то же время полезно. Тренироваться читать и заполнять таблицы, решать задачки с реальными чеками из магазина, разбирать карты, схемы и расписания, чтобы составить маршрут, найти разгадку в детективном квесте. Такие задания тренируют самые важные навыки ребенка в чтении, связанные с ориентацией в нелинейных текстах, вычленением нужной информации.

Будет полезной любая деятельность, которая требует поиска дополнительной информации - проекты, участие в конкурсе, необходимость сделать доклад в классе, участие в музейном квесте, потребность выучить роль. Решая вот такие утилитарные задачки, компенсируя или корректируя проблемы с освоением функционального чтения, мы неизбежно делаем для ребенка интересным и доступным мир книг, художественной и научной литературы.

Ирина Ивойлова

"Российская газета"

Карантин в сургутских школах продлили до 12 февраля. Соответствующее решение было принято сейчас на заседании санитарно-противоэпидемического координационного совета.

Как сообщили в администрации города, за помощью к медикам за эту неделю уже обратилось более 5 тысяч человек с симптомами гриппа и ОРВИ. Это на 37% больше, чем неделей ранее. Так что учиться школьникам до следующей среды придется дистанционно.

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

Площадка для строительства готова, объект одобрен. В Сургуте в марте 2022 года появится новая начальная школа на 550 мест на улице Усольцева. Здание станет вторым корпусом девятой школы, и уже через два года сможет принять первых учеников. Строительство учреждения началось на полгода раньше запланированного времени.

«Мы подписали концессионное соглашение с этим застройщиком на Сочинском форуме, который проходил в 2019 году. Раньше срока он уже забивает сваи, ему только на проектирование год давался. Но уже началось строительство этой школы. Это первый объект, который будет построен по концессии», — сказал глава Сургута Вадим Шувалов.

Общая стоимость объекта составила 850 миллионов рублей. На территории школы помимо учебных классов оборудуют спортивный стадион, бассейн, актовый зал на 425 мест и многое другое.

«Тут будет бассейн на 25 мест, 4 дорожки. Тир будет оборудован, медблок, спортивный блок, спортзал, зал хореографии и физкультуры, обеденный зал на 300 мест, актовый зал на 425 мест», — рассказал директор ООО «Сургутстройцентр» Вячеслав Волков.

Отметим, что строительство школы ведется прямо напротив детского сада №21, из-за чего подрядчику приходится периодически приостанавливать работы, однако по словам строителей, на сроки сдачи объекта это никак не повлияет.

«К нам обратились из детского сада, у них есть сончас и по закону, с часу до трех мы приостанавливаем работу. И в субботу тоже с часу до трех», — уточнил Вячеслав Волков.

Сейчас строительство находится на первоначальном этапе. Рабочим предстоит забить свыше 900 свай, после чего начнется возведение самого здания. Подчеркнем, что механизм концессии в Сургуте будет применен при строительстве еще одной школы на 1500 человек — в 38 микрорайоне.

Сергей Большов

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

С 5 по 8 февраля в Сургуте введено ограничение на посещение детьми школы и средне-специальных учебных заведений.

Чтобы дети не отставали от учебной программы уроки проводят дистанционно. Ваня учится в четвертом классе естественно-научного лицея. С двух лет мальчик любит собирать конструктор, в школе это привело его в кружок по роботехнике. Ваня постоянно ездит на разные соревнования и занимает призовые места. Объявленный на этой неделе карантин - не повод для него пропускать любимые занятия.

«Мне больше нравятся вот такие уроки, чем просто отдыхать в карантин, потому что, когда ты отдыхаешь, у тебя вся информация пропадает, а если вам задают новую тему, то вы сами учите, а это сложнее», – рассказал Иван Архипенок.

Сегодня в расписании были три дистанционных урока – русский язык, математика и английский. Практика общения с учителем в видеорежиме для мальчика не нова. По его словам, занятия по роботехнике перед конкурсами часто происходят именно так. Мама Вани уже тоже привыкла и отмечает, что проведение уроков по основным предметам в период карантина помогает не отставать от программы.

«Происходит полноценное общение между учеником и учителем, как в школе. При данной форме обучения ребенку не приходится самостоятельно изучать новый материал, и мы уверены, что программа будет пройдена в полном объеме», – отметила мама мальчика.

Систему дистанционного обучения «Мирополис» активно использовать в лицее начали в этом учебном году. Программа позволяет организовывать занятия как для целого класса, так и индивидуально. Подключиться можно не только с компьютера, но и с телефона через приложение.

«Технически учитель подключается к общению с классом, использует материалы, которые необходимы для проведения урока, это могут быть презентации, могут быть какие-то дополнительные ресурсы, видеофрагменты, все, что используется на уроке. Все это можно встроить в занятие», – рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Сургутский естественно-научный лицей» Ольга Сивак.

Если ученик по какой-то причине не может воспользоваться этой системой, то задания и методический материал во время карантина или актированных дней загрузят в электронный дневник. Но в лицее все же стараются пользоваться «Мирополисом». Программа позволяет доступнее донести материал, хоть и в подготовке есть свои нюансы.

«Надо продумывать каждый элемент урока, потому что нужно работу построить так, чтобы я всегда видела, что дети включены в работу, чтобы они постоянно отвечали на мои вопросы, чтобы я могла поставить им отметку за урок. Я использую дополнительные ресурсы в сети интернет, их очень много. Благодаря им в течении урока могу поставить до двух оценок», – отметила учитель русского языка и литературы Ризида Давлетшина.

Все учебные учреждения города, в том числе дополнительного образования, закрыли на карантин с 5 по 8 февраля. Решение о его продлении или завершении примут уже в пятницу, 7 февраля.

Валерия Кудрявцева

ТРК "Сургутинтерновости"

В Сургуте заболеваемость ОРВИ превысила эпидемиологический порог на 2%. За неделю количество больных выросло на 44%. Наибольший скачок отмечен среди детей, поэтому школы города перешли на дистанционный режим обучения.

«На 5 неделе в городе Сургуте произошел скачок заболеваемости среди возрастных категорий от 7 до 14 лет, это на 57% больше по сравнению с прошлой неделей. А возрастной показатель с 15 до 17 лет превысил с прошлой недели показатель на 84%», — говорит начальник территориального отдела Роспотребнадзора в Сургуте Юрий Хоменок.

Количество заболевших пока растет. Специалисты Роспотребнадзора не могут предугадать, как долго сохранится эта тенденция. В пятницу, 7 февраля, на заседании санитарного противоэпидемического координационного совета будет принято решение о продлении либо завершении карантина. Один из факторов, провоцирующих распространение инфекции, говорят медики, в этом году стала теплая погода.

Внеплановые выходные позволят избежать дальнейшего роста заболеваемости среди школьников, уверены специалисты. Что касается работы детских садов, то во всем городе на сегодняшний день закрыты на карантин 4 группы. Сейчас во всех дошкольных учреждениях проводятся дополнительные меры профилактики.

«Усиленный утренний фильтр, дополнительный режим обработки помещений — как дезинфекция воздуха, так и самих помещений. Кроме того, ограничение на использование помещений общего пользования, таких как физкультурный зал, там усиленное проветривание, его обработка и так далее», — отмечает заместитель главы Сургута Анна Томазова.

Екатерина Дрокина

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

Ограничение на посещение образовательных учреждений ввели с 5 февраля.

В нормативных документах установлены средние значения, превышение которых позволяет определить возможное начало эпидемии респираторно-вирусной инфекции. Показатели для детей в возрасте от 7-ми до 14-ти и от 15-ти до 17 лет превышены от 57 до 84 процентов соответственно. На прошедшем заседании санитарно-противоэпидемического координационного совета для того, чтобы не допустить высокого подъема заболеваемости, решили приостановить образовательную деятельности в школах и средне-специальных учебных заведениях.

«На комиссии принимается решения коллегиально. Роспотребнадзор выносит свои решения, а медицинское звено, главные врачи либо поддерживают, либо нет, или выражают особое мнение», – рассказал начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора в Сургуте и Сургутском районе Юрий Хоменок.

В Сургутском районе также отмечен рост заболеваемости ОРВИ и гриппом, однако там пока ограничительные мероприятия вводить не стали. В Сургуте карантин действует с 5 по 8 февраля. Он не касается дошкольных образовательных учреждений. За исключением четырех групп в четырех детских садах организации работают в обычном режиме. Седьмого числа в Сургуте состоится очередное заседание санитарно-противоэпидемического координационного совета. Там озвучат итоги анализа обращений за медицинской помощью.

«В пятницу у нас будет еще один эпиданализ, по которому мы будем принимать решение либо продлевать эти мероприятия ограничительные, либо возобновлять нормальный образовательный процесс», – добавил руководитель ведомства.

Дмитрий Круковец

ТРК "Сургутинтерновости"

Для предупреждения эпидемического распространения гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования Сургута объявлен карантин.

На заседании санитарно-противоэпидемического координационного совета Сургута было принято решение приостановить образовательную деятельность во всех городских школах с 5 по 8 февраля включительно. Учебные программы и программы дополнительного образования будут реализовываться в полном объеме с применением дистанционных образовательных технологий.

Управление документационного и информационного обеспечения, Галина Газарян

Официальный сайт Администрации города Сургута

В школьных программах и учебниках по ОБЖ появятся новые модули. Детям расскажут о том, как не стать жертвой манипуляции в интернете, как избегать конфликтов в школе, противостоять кибербуллингу, игромании и другим рискам. Об этом министр просвещения Сергей Кравцов говорил на встрече с директором Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлией Шойгу, руководителем липецкой областной общественной организации "Поиск пропавших детей" Вячеславом Телиным и уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области Юрием Тараном.

Эксперты предложили издать новые учебники по ОБЖ, переобучить преподавателей-предметников для работы с детьми в новых "цифровых" условиях и наладить системную работу с родителями: рассказывать им, какие угрозы существуют в интернете.

"Мы видим, с чем вынуждены сталкиваться наши дети в соцсетях, в реальной жизни. Конечно, нам необходимо ограждать их от этого, - рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. - Не менее важно научить их самостоятельно реагировать на угрозы. Мы должны не утаивать проблемы от детей, а называть вещи своими именами. В учебники необходимо добавить блоки, например, о мошенничестве, игромании, деструктивном поведении в социальных сетях".

Также Сергей Кравцов отметил: необходимо создать доступные, "говорящие на языке школьников" источники информации по проблемам безопасности в сети и кибербуллингу. Нужны альтернативные ресурсы, которым будут доверять дети.

Директор Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлия Шойгу рассказала о том, что системная работа над обновлением содержания предмета ОБЖ идет уже около полутора лет. И акцент в новой программе сделан не на жесткий контроль, а на просвещение. На то, чтобы доступным языком рассказать ребенку, как не попасть в опасную ситуацию, избежать ее.

Напомним, ранее на встрече с общественностью в Липецке президент Владимир Путин поручил главе Минпросвещения проработать эту тему. Он отметил, что необходимо включить в курс школьного обучения вопрос противодействия "группам смерти".

Ксения Колесникова

"Российская газета"

Все девятиклассники пройдут итоговое собеседование 12 февраля. За какие ошибки могут снизить баллы? Что в этом году изменилось в заданиях? И кто такой "знаменитый ученый Вернонский"? Подробности рассказала ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, руководитель комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по русскому языку Ирина Цыбулько.

Ирина Петровна, так о чем спросят школьников на устном экзамене?

Ирина Цыбулько: Сразу уточню: это не экзамен. Получить "зачет" на итоговом собеседовании - значит заработать допуск к основным экзаменам. Собеседование позволяет понять, умеет ли выпускник девятого класса осмысливать прочитанное, работать с дополнительной информацией, логично строить высказывание. Владеет ли нормами современного русского литературного языка.

Всего будет четыре задания. Первое - чтение вслух текста объемом до 200 слов. Это всего несколько абзацев, посвященных выдающимся людям России. В числе прочего оценивается темп, интонация, проверяется умение видеть и использовать графические символы. В частности, знак ударения. Кроме этого, необходимо правильно употребить форму имени числительного, записанного цифрой. К примеру, "продолжительность полета Гагарина равнялась 108 минутам".

Во втором задании нужно пересказать прочитанный текст и постараться органично вплести в свою речь предложенную цитату. Третье задание - монолог. И здесь уже у выпускника появляется выбор: о чем он будет говорить. Скажем, это может быть описание фотографии. Тематика самая разная: "Путешествие", "Прогулка всей семьей", "Праздник" и т.д.

Еще вариант - повествование на основе жизненного опыта. Например, об интересной экскурсии, первом учителе или посещении концерта.

Можно выбрать и рассуждение по поставленному вопросу. Вот примеры прошлых лет: "Всегда ли нужно следовать моде?", "Нужно ли воспитывать характер?", "Нужны ли домашние задания в школе?" . После монолога экзаменатор-собеседник задает три вопроса по теме, а девятиклассник ему отвечает. Диалог и есть последнее задание итогового собеседования.

В ЕГЭ и ОГЭ последнее задание всегда самое сложное. В собеседовании это правило действует?

Ирина Цыбулько: Нет. С диалогом ученики справляются хорошо, здесь помогает собеседник-экзаменатор. Это могут быть не только преподаватели русского языка, но и других предметов. Если же учащийся произносит фразы типа: "Я не знаю", "У меня нет никаких интересов", "Мне нечего рассказать", если отвечает односложно "да" - "нет", то экзаменатор-собеседник старается разговорить ученика, эмоционально расположить его к беседе.

Собеседование как допуск к экзаменам проводится в России всего второй раз. Что изменилось в 2020 году?

Ирина Цыбулько: Структура работы осталась прежней. Но абсолютно во всех заданиях появился новый языковой материал - новые герои, новые темы, новые вопросы. Все они держатся в строгом секрете. Увеличился максимальный балл. Если в прошлом году можно было набрать 19 баллов, то в этом - уже 20. Для зачета требования тоже повышены: не девять баллов, а десять. Мы изменили и критерии оценки второго задания. Разработчики добавили важное уточнение: пересказать текст нужно именно подробно, а не кратко.

За какие ошибки могут снизить баллы?

Ирина Цыбулько: Каждое задание оценивается по специальным критериям. В зависимости от них учитываются те или иные ошибки. Например, при чтении текста вслух ученики часто допускали орфоэпические ошибки в словах, в которых уже стоит знак ударения, искажали имена собственные (Вернонский вместо Вернадский), неправильно ставили ударение в терминах (минералогия, кристаллография), а также научной и публицистической лексике (естествоиспытатель, генералиссимус). Безусловно, снижались баллы за грамматические ошибки при склонении имен числительных.

Пересказ оказался самым сложным. За выполнение этого задания в прошлом году около 40 процентов девятиклассников получили "нули" по одному из критериев. Школьники искажают содержание текста, придумывают вместо него что-то свое. Иногда пропускают целые абзацы, не различают главной и второстепенной информации, допускают огромное количество повторов, не понимают значение отдельных слов. Так, можно было услышать "тщательно" вместо "тщетно", "было поручено звание" вместо "присвоено звание". Конечно, за такие ошибки баллы снижаются.

Но почему выпускники девятых классов так плохо пересказывают? Этому ведь учат малышей еще в началке.

Ирина Цыбулько: Действительно, в начальной школе дети пересказывают прочитанные сказки и рассказы. Но вот в средних классах на уроках русского языка все больше внимания уделяется письменной речи. Да и проверить знания каждого ученика гораздо проще в форме теста или диктанта. Учителю не нужно тратить время, выслушивать ответы у доски... Это, конечно, не единственная причина.

Сказывается и тенденция к господству письменной речи, и нежелание читать большие тексты, и жизнь в сети Интернет… В итоге мы видим, как сокращается словарный запас детей, игнорируется логика построения высказывания, снижается понимание чужих текстов, а лексика заменяется сленгом. Речь становится беднее и порой превращается в совсем уж хаотичный поток мыслей.

Но это все-таки спонтанная речь. Могут ли выпускнику все-таки простить хоть какие-то ошибки?

Ирина Цыбулько: Если ученик ошибся, например, в ударении, но тут же сам себя поправил - мы эту ошибку не засчитываем. Это же правило действует в отношении пауз, "слов-заполнителей" типа "эээ", "гм". Все они дают подростку возможность выстроить свою речь, задуматься о том, что сказать дальше. Поэтому баллы за это снижать нельзя.

Ваш совет выпускнику: как потренироваться в красноречии?

Ирина Цыбулько: Мы не проверяем красноречие, а оцениваем базовые речевые навыки. Опыт прошлого года показал: 98 процентов ребят получают "зачет". И даже у тех, кто не сдаст с первого захода, будут еще две попытки - 11 марта и 18 мая. Главный совет: откройте и внимательно прочитайте демонстрационный вариант на сайте Федерального института педагогических измерений. Потренируйтесь выполнять задания дома. Собеседниками могут быть родители, друзья, братья и сестры. Все, с кем бы хотелось поговорить.

Ничего страшного на испытании не случится. Собеседование проводится в той же школе, где вы учитесь, и занимает 15-16 минут. Можно закончить чуть раньше или чуть позже - все индивидуально. У каждого задания кроме диалога есть время на подготовку. И есть поля для заметок: на них можно составить короткий план, записать ключевые даты, имена, удачную мысль.

И рискну дать еще один совет: постарайтесь больше общаться. Причем в реальном мире, а не только в соцсетях и мессенджерах. Живое общение - это большая ценность. У вас еще есть время в этом убедиться. Попробуйте!

"Российская газета"

Вопрос «Нужны ли карманные деньги ребенку?» сейчас почти не задают. Ответ на него, как правило, однозначный — да, нужны. Если человек научится управлять своими (пусть небольшими) финансами в детстве, то ему легче будет справиться с этой задачей во взрослой жизни.

При грамотном подходе деньги для ребенка — не развлечение (хотя потратить он их может в том числе и на это), а способ стать более самостоятельным и ответственным человеком, утверждают психологи. Финансовая грамотность в современном мире важна так же, как умение читать, считать и писать. Вопрос только в том, когда начать выдавать детям небольшие суммы на карманные расходы, сколько именно разумно выделять в неделю и каким образом научить ребенка распоряжаться финансами с умом.

Личные финансы — с первого класса

Первый класс, то есть возраст 7–8 лет — лучший момент для детей начать самостоятельно распоряжаться деньгами. При этом, считают эксперты, важно, чтобы ребенок уже умел считать, опознавал купюры и монеты разного достоинства и мог соотнести их с ценниками в магазинах.

Первоклассникам лучше выдавать деньги ежедневно, но понемногу (50–200 рублей — в зависимости от потребностей ребенка и возможностей родителей).

Через некоторое время, годам к десяти, ребенок научится управляться с мелкими суммами — и уже тогда можно переходить на недельное финансовое обеспечение. Специалисты по финансовой грамотности называют сумму в 500–700 рублей — на семь дней, в 1500–2000 рублей — на месяц.

Это, конечно, условные цифры: «объем финансирования» будет зависеть от доходов семьи. Также можно поинтересоваться — у ребенка, родителей одноклассников, классного руководителя — каков размер «денежного пособия» для детей в среднем по классу. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя ни богачом, ни бедняком на фоне одноклассников.

Как превратить карманные деньги в инструмент обучения

1. Перед тем как вы начнете выдавать деньги, объясните, зачем это нужно. Сядьте вместе, распишите первые расходы ребенка, расскажите про необходимые расходы (проезд, питание) и про расходы дополнительные (игрушки, сладости, развлечения).

2. Покажите личный пример финансового планирования. Поговорите с ребенком о том, как вы сами распределяете зарплату по статьям семейного бюджета (коммунальные услуги, продукты, транспорт, одежда, развлечения).

3. Если вы собираетесь выдавать деньги на неделю или на более долгий срок, определите день, когда вы будете это делать. Соблюдение договоренностей в финансовом вопросе очень важно: сумма, о которой вы договоритесь, должна быть получена в определенный день. Это даст ощущение стабильности и предсказуемости; при этом, если ребенок спонтанно потратит всю сумму, он будет знать — придется жить без денег до следующей «зарплаты».

4. Не нужно наказывать ребенка лишением карманных денег. Варьировать сумму выплат в зависимости от школьных оценок и поведения — тоже не лучший способ воспитания ответственности. Этот путь ведет к неконструктивному восприятию финансов на эмоциональном уровне — ребенок решит, что деньги — самое лучшее средство воздействия на человека.

Правильно контролировать расходы ребенка

Самое главное, что нужно помнить: контролировать расходы ребенка нужно максимально деликатно, чтобы контроль (который на самом деле является формой заботы) не превратился в слежку. Родительское доверие находится в прямой зависимости от ответственности ребенка.

Способов быть в курсе расходов детей так, чтобы они не чувствовали себя под колпаком, сейчас много. Например, многие банки предоставляют возможность завести дополнительную карту, привязанную к счету, и установить на ней лимит трат. Эту карту можно выдать ребенку, чтобы он распоряжался ею сам. По уведомлениям об операциях вы всегда будете знать, сколько и на что он потратил денег.

Ребенок, а потом и подросток может ошибаться, обучаясь финансовой грамотности с помощью своих карманных расходов. Таков естественный путь овладения любым навыком. Непродуманные траты и извлеченные из них уроки в детстве не дадут вашему сыну или дочери во взрослом возрасте легкомысленно обращаться с деньгами.

Наталья Волкова

Растим детей

09 февраля в Сургуте в рамках зимнего этапа Всероссийской акции «Безопасность детства» состоится Единый день безопасности дорожного движения «Родители Югры за безопасную дорогу!».

Яркий флеш-моб пройдет на 37 территориях города с 13:00 до 14:00 часов.

Организаторами акции выступили:

  • департамент образования Администрации города;
  • штаб городского общественного детского движения «Юные инспекторы движения»;
  • делегаты городского органа ученического самоуправления «Школьный актив города»;
  • добровольцы «городского общественного детского движения «Школьный волонтерский корпус»;
  • ОГИБДД УМВД России по г. Сургуту.

Участниками флеш-моба станут представители межрегиональной общественной организации «Союз отцов» и отряды городского общественного детского движения «Юные инспекторы движения».

Приглашаем представителей СМИ осветить данное событие!

Департамент образования г.Сургута

26% российских родителей нанимают ребенку репетитора. Еще 13% - оплачивают дополнительные занятия в самой школе. 42% - отправляют школьников на платные кружки и секции. И 59% мам и пап регулярно помогают детям с домашними заданиями. Таковы результаты мониторинга РАНХиГС, в котором участвовало более пяти тысяч респондентов.

- Даже среди семей, которые оценили свое материальное положение как низкое, 18,2% опрошенных нанимают детям репетиторов, - подчеркивают эксперты РАНХиГС. - Чем старше становится ребенок, тем чаще это происходит.

Особенно этот процесс заметен в основной школе. Если в пятом классе с репетиторами занимается 20 процентов ребят. То в шестом - уже 32 процента. В одиннадцатом - 57 процентов. По крайней мере, именно так отвечают родители.

При этом четверть семей оплачивают дополнительные занятия с целью подготовки ребенка к ОГЭ или ЕГЭ и 20% - с целью ликвидировать пробелы в освоении школьной программы.

Что еще интересного показало исследование? Чем выше уровень доходов семьи, тем больше родителей прилагают усилия к тому, чтобы ребенок поступил в "хорошую" школу. Внимание мам и пап к подготовке детей к поступлению в первый класс увеличилось в разы. Это связано с тем, что в родительском сообществе (прежде всего среди родителей с высшим образованием) сложился стереотип: ребенок должен быть конкурентоспособным уже в детском саду!

В итоге около 70% мам и пап нынешних школьников поддерживают идею введения обязательной предшкольной подготовки.

Ксения Колесникова

"Российская газета"