Библиотека

28 января с 11:00 до 17:00 – «Клубное воскресенье» в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина.
11:00 – в зале языкознания и страноведения члены читательского клуба «Эсперанто» смогут познакомиться с историей создания и становлением «Российского союза эсперантистов».
11.30 – клуб «Творческая мастерская» (16+) предложит участникам создать необычные игрушки в технике грунтованный текстиль. Попасть на занятие можно, предварительно записавшись по телефону 28-56-93.
12.00 – мероприятие «Читай! Играй! Общайся!» (6+) состоится во вновь открывшемся зале детской литературы: юные читатели обсудят книги, прочитанные ими на новогодних каникулах, предложат свой вариант «Книги зимнего настроения», и, конечно же, поиграют в полюбившиеся настольные игры.
12.15 – в зале краеведения им. И.П. Захарова для детей младшего школьного возраста будет проходить мастер-класс «Куклы-обереги». Ребята освоят технику складывания хантыйской куколки из ткани.
14.00 – клуб «Book&film» предлагает посмотреть мультфильм 2016 года «Робинзон Крузо. Очень обитаемый остров». После просмотра состоится викторина.
15.00 – в зале страноведения и языкознания состоится заседание клуба немецкого языка «Adler und Grune Wartburg» (16+). На этот раз его участники сразятся в настольные игры (игра ведётся на немецком языке).
16.00 – разрушительное утверждение «Я себя не люблю» станет темой для обсуждения на «Психологическом лектории» (16+). Ведущий лектория – психолог Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Л.В. Перлова. Предварительная запись по телефону 28-56-93 (114.)
17.00 – традиционная встреча клуба «Страноведческая гостиная» посвящена одному из самых прекрасных уголков нашей Родины – Горному Алтаю, месту, которое многие европейские туристы сравнивают со Швейцарией.

Вход на все мероприятия свободный.
Адрес: Республики, 78/1
Дополнительная информация по телефону 28-56-93

В рамках проекта клубного воскресенья приглашаем на видеопросмотр мультипликационного фильма «Робинзон Крузо. Очень обитаемый остров», который состоится 28 января в Центральная городская библиотеке им.А.С. Пушкина ул.Республики,78/1, конференц-зал
Время проведения: 14.00
Вход бесплатный.
Телефон для связи: 28-62-57

28 января клуб «Страноведческая гостиная» приглашает совершить путешествие по Алтаю. Вам предложат забыть на время о чужеземной экзотике и вспомнить о красотах России. Не секрет, что наша страна, раскинувшаяся на двух континентах, обладает уникальными природными памятниками. И как бы много мы ни путешествовали, еще остаются места, способные поразить нас своей первозданной красотой и самобытностью. Алтай – одно из таких заповедных мест.

Постоянный читатель нашей библиотеки Евгений Ведухин совершил путешествие по Чуйскому тракту от Бийска до Кош-Агача (почти до границы с Монголией), не оставив без внимания Чемальский тракт и южный берег Телецкого озера. Другой гость клуба, Виктор Хрунь, побывал прошлым летом на Горном Алтае в местности Тюнгур, известной своими каменными скульптурами, возраст которых насчитывает около 2 000 лет. С участниками «Страноведческой гостиной» путешественники поделятся своими впечатлениями об Алтае, его природных и исторических памятниках, поездках на горные озёра, рафтинге, конных прогулках…
Встреча состоится 28 января в 17.00 в галерее (2 этаж) Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина. Вход свободный.
Время начала: 17:00
Телефон для связи: 28-56-93 (доб. 145)

27 января, с 11 до 15 часов любители хорошего кино и практической психологии приглашаются на заседание киноклуба «Смотри и учись». Тема - «Уметь достигать». Автор и ведущий - бизнес-тренер, специалист по организационному и личному развитию Константин Бороздин.
Начало нового года – это всегда новые цели и планы. Ведь цель и стремление к ней наполняет жизнь смыслом. А движение к желаемому – это вызов, встреча со своими страхами и сомнениями, проверка на прочность… и удовольствие от сделанного. Но прежде всего, чтобы избежать банальной ситуации, когда ты каждый понедельник планируешь начать новую жизнь, а каждый вторник мечтаешь о новом понедельнике, необходимо понять главное – чего я хочу на самом деле! Каковы мои цели? Ответить на этот (и многие другие) вопросы помогут просмотр и обсуждение одного из самых ярких, самобытных и провокационных фильмов последних лет – картины режиссёра Энга Ли «Жизнь Пи». Это история сына владельца индийского зоопарка, семья которого вынуждена эмигрировать. На полпути между Индией и Канадой корабль терпит крушение, и герой фильма остается в шлюпке один на один с бенгальским тигром. «Жизнь Пи» – это игра на грани выживания и история о том, как два, заброшенных в океане, существа пытаются не только выжить, но и наладить друг с другом взаимоотношения.

Формат встречи: кинопросмотр + обсуждение.
Участие в мероприятии бесплатное.

Место проведения: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина ул. Республики, 78/1, конференц-зал, 6-й этаж.
Телефон для связи: 24-20-46 (по будням), 8-922-250-48-82 (по вечерам и выходным)

2017 год объявлен в России Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. В рамках мероприятий Года для слепых и слабовидящих детей создана новая уникальная рукотворная книга по эколого-краеведческой тематике «Муравей идёт по следу» Презентация книги состоится 26 декабря в 12.00 в Центральной детской библиотеке.

Главным богатством библиотеки являются книги, самые разные – для всех возрастов, увлечений, вкусов. Но, есть особая категория книг – тактильные книги. Они превращают процесс чтения слепого или слабовидящего ребёнка в увлекательную игру, позволяют услышать, почувствовать, вспомнить знакомые звуки, запахи, ощущения...
На сегодняшний день в фонде библиотеки имеются четыре тактильные книги: «Заюшкина избушка», «Кот в сапогах» по сказке Шарля Перро, «Сказ о Черном Лисе» по известной легенде ханты и «Клюквинка и Травяная косичка» по сказке Еремея Айпина, а также большое количество иллюстрированных книг с тактильными элементами.
Книга «Муравей идёт по следу» изготовлена руками сотрудников библиотеки. Все изображения и предметы в ней созданы в соответствии с требованиями Российского стандарта изготовления тактильных книг, материалы максимально приближены к оригиналу и абсолютно безопасны для детей.
«Читая» пальчиками эту тактильную книгу слепой или слабовидящий ребенок отправится в воображаемое путешествие, а с помощью главного персонажа – Муравья, познакомится с животными – обитателями северной тайги. Он найдёт ответы на вопросы: «Зачем бобру хвост?», «Как устроен муравейник?», «Какая берлога у медведя?», узнает об отношении коренных народов Севера к животным, о празднике в честь хозяина тайги – Медведя и многие другие интересные факты.
Таким образом, тактильная книга – это познавательный ресурс. Знакомясь с ней, ребёнок (неважно, слабовидящий или «обычный») узнает много нового, пополнит свой словарный запас, «наблюдая» за животными. Он сможет прикоснуться к Её Величеству Природе, испытать радость познания и более цельного восприятия окружающего мира.
Презентация тактильной книги «Муравей идёт по следу» состоится 26 декабря в 12 часов в Центральной детской библиотеке по адресу: пр. Дружбы, 11а.

Ждем всех желающих, для посещения некоторых из мероприятий требуется предварительная запись!
Время начала: 11:00
Телефон для связи: 28-56-93

1 ноября в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина откроется выставка литературы на языках народов России и стран СНГ «На языке дружбы народов». Цель выставки – познакомить жителей и гостей города с историей, мифологией, культурой и традициями народностей, проживающих в Сургуте.
Время для выставки выбрано не случайно. 4 ноября в России отмечается День народного единства – праздник, посвященный событиям, произошедшим в 1612 году, когда народное ополчение – горожане, крестьяне, стрельцы под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских интервентов. Народы России всегда славились единством и сплоченностью перед лицом врага, и благодаря этому смогли одержать победу во многих войнах.
Сургут – город многоликий, в нем проживают более 100 национальностей! Умение жить вместе, оставаясь разными – наша отличительная черта. Каждой национальной культуре свойственны общечеловеческие ценности: идеалы чести, свободы, милосердия и справедливости. А все, что ярко и глубоко отражает душу народа, так или иначе представлено в художественной литературе.
Выставка будет проходить с 1 по 30 ноября в выставочном зале Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина. Вход свободный.
Координатор выставки: Наталья Владимировна Матвиенко, тел. 28-62-53.

Дата и время проведения: 1 – 30 ноября, 11.00 – 19.00
Место проведения: ул. Республики, 78/1.
Дополнительная информация: тел.: 28-62-53, 28-56-93.

На это раз темой обсуждения встречи в Гостиной станет Иран — колыбель одной из древнейших цивилизаций, страна поразительных природных красот, уникальных исторических мест и доброжелательных людей. Природные зоны и пейзажи Ирана, ранее именуемого Персией, невероятно разнообразны, как и богатая и бурная история, уходящая корнями в тысячелетия. О своей поездке в эту полную загадок страну расскажет путешественник, альпинист, видеоблогер, активный участник клуба "Вольные путешествия" Евгений Ведухин.
Вход свободный.
Адрес: Республики, 78/1
Время начала: 17:00
Телефон для связи: 28-56-93

Мероприятия Клубного воскресенья пройдут 29 октября. Знакомьтесь с афишей, выбирайте по вкусу — кинопросмотр, выставку, виртуальную экскурсию по Пушкинскому музею, заседание Психологической или Страноведческой гостиной, шоу с химическими опытами… или приходите на весь день и проведите его весело и интересно!
Вход на все мероприятия свободный.
Адрес: Республики, 78/1
Дополнительная информация по телефону 28-56-93.

14 октября в городской библиотеке № 15, расположенной на пр. Мира, 37/1, состоится праздничная программа «Нам 35», посвященная юбилею библиотеки. Посетить мероприятие приглашают всех желающих.
В 12.30 программу откроет квест «Путешествие во времени: 35 лет спустя». Это своеобразное знакомство с прошлым и настоящим библиотеки. В игровой форме читатели совершат увлекательный экскурс по страницам истории библиотеки, узнают, как она устроена, познакомятся с ее фондом и проектами.
В 14.00 состоится встреча с Заслуженным деятелем культуры Российской Федерации, директором Централизованной библиотечной системы Сургута и главным «библиотекарем» города Надеждой Васильевной Жуковой. Встреча откроет целый цикл мероприятий нового проекта «СТАРТ», основная цель которого – помочь сегодняшним школьникам в выборе профессии, дать им возможность ознакомиться с разными сферами труда, получить ответы на свои вопросы. В рамках проекта молодежь сможет «без галстуков» пообщаться с представителями самых разных профессий – людьми состоявшимися и успешными.
С 17.00 до 19.00 гости библиотеки смогут весело и с пользой провести время за настольными и электронными играми.
В 18.00 любителей вкусного чая ожидает настоящая чайная церемония от «Соляного кафе», во время которой библиотекари расскажут о праздничных традициях. Кроме того, в течение всего дня в библиотеке будет работать фотозона «Попади в Instagram».

Время начала: 14 октября в 12.30
Адрес: пр. Мира, 37/1
Дополнительная информация: 31-89-15

Есть страны, которые не входят в список проторенных туристических троп, но вопреки, а возможно и благодаря этому способны удивить даже самых бывалых путешественников. Одним из таких загадочных мест является Киргизия.
Эта небольшая страна поражает своими «инопланетными» ландшафтами, среди которых величественные хребты Памиро-Алая и Тянь-Шаня, уникальные горные ущелья и прозрачные горные озера. О самом большом из них – овеянном легендами озере Иссык-Куль (которое из-за его бескрайних размеров часто называют морем) расскажут наши путешественники – гости очередного заседания Страноведческой гостиной. Также участники встречи узнают о прелестях конных и пеших походов по живописным местам Киргизии, о главных достопримечательностях ее древней столицы – Пишкека (ныне Бишкек) и познакомятся с кулинарными традициями этой страны.

Встреча состоится 24.09.2017 в 17.00.
Вход свободный.
Телефон для связи: 28-56-93

Приглашаем посетить в июле мероприятия Центральной городской библиотеки им.А.С. Пушкина! Обратите внимание: для посещения некоторых из мероприятий требуется предварительная запись; часть - предназначена только для группового посещения. Звоните, уточняйте информацию по указанным телефонам. Вход на мероприятия и участие - бесплатные! тел: 28-56-93, ул Республики 78/1

Приглашаем посетить в июле мероприятия Центральной детской библиотеки! Обратите внимание: для посещения некоторых из мероприятий требуется предварительная запись; часть - предназначена только для группового посещения. Звоните, уточняйте информацию по указанным телефонам. Вход на мероприятия и участие - бесплатные! тел: 37-53-08, 37-53-09 пр. Дружбы 11а,

13 июня, в 15.00 в зале коллекций Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина состоится веб-лекция «Крымское путешествие Пушкина». В формате Skype – конференции с сургутянами встретится Тамара Мишина, ведущий специалист экспозиционно-выставочного отдела Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург). 
Лекция посвящена «Самым счастливым минутам жизни» поэта. Несколько недель лета 1820 года Пушкин провел с семейством «почтенного Раевского» - героя войны 1812 года.
http://slib.ru/novosti/item/897-veb-lektsiya-krymskoe..

Всем родителям хочется воспитать своего ребенка так, чтобы он стал самодостаточным, позитивным и уверенным в себе человеком, умел создавать гармоничные отношения со сверстниками, научился дружить и любить. На исполнение этой мечты непосредственное влияние оказывают воспоминания о том, какой была первая детская привязанность ребенка к своей маме. Формой проявления любви ребенка к своей матери является близость, основанная на преданности и глубокой симпатии. Малыш улыбается, плачет, следует за мамой повсюду (это его особые коммуникативные сигналы), и этими действиями, таким образом, он закрепляет эту связь. Мама отвечает на эти сигналы, старается удовлетворить потребность малыша, поддержать, обеспечить его безопасность. Для ребенка очень важно ощущать связь с самым главным человеком на свете, а если малыш плачет, цепляется за маму, злится, ведет себя агрессивно, значит, он чувствует, что эту связь может потерять и разными способами пытается ее восстановить.

С момента рождения ребенка существует физический контакт мамы и малыша – это самый первый уровень привязанности. Поведение ребенка его наглядно демонстрирует – он просится на руки, когда мама его берет и укачивает – успокаивается, малыш обнимает маму, везде по ней ползает и так далее. На этом этапе малыша и маму связывает невидимая ниточка, которая становится крепче по мере взросления ребенка. Всем знакомо поведение малыша, который не хочет никуда отпустить маму, он проявляет тревогу, если мама пропала с поля зрения даже на минуту, раздражается, капризничает. Можно ли считать нормальным такое поведение малыша, если мама уверена, что уделяет своему ребенку достаточно внимания? Со стороны некоторым может показаться, что мама так приучила ребенка, что он слишком сильно к ней привязан. Такое демонстративное поведение крохи можно назвать тревожной привязанностью. Когда сформирована крепкая и надежная связь, малыш не станет как привязанный ходить за мамой, не будет ее удерживать. Как правило, годовалый или полуторагодовалый малыш везде ходит вслед за мамой – на кухню, в комнату, в туалет, в ванную. Молодым матерям подобное поведение крохи приносит много неудобств и радости не доставляет.

Почему ребенок преследует маму?

Причина становится понятной, если знать возрастные особенности развития детей. В раннем возрасте, когда малыш только учится познавать окружающую действительность, присутствие и пример взрослых, которые расскажут, как используется тот или иной предмет и зачем он нужен, для него просто необходимы. Общение с родителями, повторение за ними их действий, переживаний их эмоций, делает ребенка более уверенным в тот период, когда он изучает окружающий мир. Отсюда и его стремление вместе с мамой участвовать в хозяйственных делах, вместе отдыхать, быть повсюду рядом, и это вовсе не означает, что кроха излишне зависим.

Как формируется привязанность?

Первая фаза(от рождения до трех месяцев) - в этом возрасте у младенца еще неразборчивая реакция на людей. Он улыбается, плачет, цепляется, протягивает ручки к маме и другим взрослым, которые о нем заботятся, пытаясь таким способом «привязать» их к себе и удержать рядом. Он создает вокруг себя безопасную атмосферу, вызывает умиление и сам радуется, когда его нужды удовлетворены.

Вторая фаза (три – шесть месяцев) - это возраст, когда малыш уже фокусирует свое внимание на тех людях, которые ему знакомы, заметив их, кроха начинает улыбаться. Ребенок стал разборчивее, он научился узнавать в своем окружении незнакомых и знакомых людей, если человек ему не известен, малыш начинает за ним внимательно наблюдать. Поскольку мать всегда откликается на его потребности, в отличие от других, она становится главным объектом привязанности и именно с ней ребенок строит коммуникации.

Третья фаза (шесть месяцев – три годика) - это важный период развития, когда у малыша появляется тревожное расстройство, вызванное разлукой, а активный поиск близости выражается в том, что малыш сильно беспокоится и плачет, когда, например, мать покинула комнату.

Малыш все крепче привязывается к определенному человеку, очередная встреча с которым доставляет ему радость. Для достижения своей цели, малыш ведет себя довольно эгоцентрично. При формировании позитивного опыта малыш доверяет матери, знает о том, что она всегда доступна и готова прийти по первому его зову, надеется на ее поддержку в новой, незнакомой ситуации. Спустя время мать становится для малыша как бы отправной точкой в сложной ситуации, а в дальнейшем он уже способен заниматься исследованием мира самостоятельно. Молодой маме не следует беспокоиться по поводу того, что ребенок слишком к ней привязан. Такое поведение малыша нормально и довольно успешно, оно не должно вызывать злости или волнения. Таким способом ваш малыш говорит вам о том, что пока он чего-то опасается, робеет в той ситуации, когда вас нет рядом.

Четвертая фаза (три годика – окончание детства) – это стадия формирования партнерского поведения. Малыш уже знает и понимает, что мама тоже планирует свои действия, у нее могут быть свои дела, поэтому он охотно позволяет ей уходить.

Формирование привязанности может быть нарушено, если: мать подолгу или кратковременно, но часто отсутствует в период младенчества; недостаточно эмоционального или физического контакта с матерью (например, кроха ищет лицо матери глазами, проявляет сильное беспокойство, а его отправляют в кроватку и начинают убаюкивать); мать не угадывает и неправильно понимает, что нужно ребенку – вместо того, чтобы успокоить и утешить малыша, она его трясет или пытается накормить; на ребенка кричат или намеренно совершают любые бытовые действия, которые могут испугать ребенка (его наказывают, дают шлепки, швыряют, оставляют одного в комнате). Во всех этих случаях ребенок остается отверженным и беззащитным, испытывая одиночество и страх.

Как нужно действовать маме?

Мать и ребенок, общаясь, постепенно должны стать как бы одной сплоченной командой, в которой все ее члены приспосабливаются друг к другу, и есть свой стиль поведения и взаимодействия. Мама должна научиться, как оказывать ребенку психологическую помощь. Ребенок охотнее привязывается к тем людям, которые с ним играют, а не просто ухаживают, мамам стоит не забывать уделять внимание веселому досугу.

Когда ребенок начинает подражать взрослым, родители должны говорить о том, что делают, показывать, как они это делают, привлекать сына или дочь к совместным посильным занятиям. Как только удастся заинтересовать ребенка, он забывает о том, что совсем недавно привередничал, а его мыслительная деятельность будет направлена на познание.

Как правило, если ребенку запрещают наблюдать за тем, чем заняты взрослые, он рыдает. Малыш попытку донести до взрослых свои потребности, сопровождает громким требовательным плачем, даже в том случае, когда он уже научился хорошо говорить, но он пока не умеет выразить словами свои эмоции. В похожих ситуациях на такой всплеск эмоций ребенка следует реагировать спокойно, попытаться узнать, что нужно ребенку. Отвлеките его внимание, направьте на что-то другое, если, скажем, кроха захотел заняться тем, что пока представляет опасность для него.

Марина Романова

…Принято считать, что сегодняшние подростки практически не читают книг. На самом деле дети (как, впрочем, и взрослые) не будут без особой нужды читать то, что им не интересно. Тем более, что развлечений у нынешних тинейджеров по сравнению с детством их родителей значительно больше, и книга является далеко не главным из них. И, тем не менее, интересные книги подростки читать будут. Главное – предложить их детям.
Услышав от Майи Кучерской во время её визита в Сургут о серии «Вот это книга!» издательства «Розовый жираф», я решила испытать ее на собственной 12-летней дочери. Первым был заказан (я предпочитаю заказывать книги в Интернете) роман «Ямы» американского писателя Луиса Сашара. В нашей стране он был выпущен в 2011 году, хотя автор создал его ещё в 1998-ом. Но это, в общем, и не важно. Важно другое – оторвать ребенка от романа оказалось делом не лёгким: дочь читала запоем! Мой отпрыск немногословен, поэтому на мои расспросы она отвечала, что хорошая, мол, интересная, стОящая книга. «Ямы» были прочитаны за несколько вечеров, и я взялась за книгу сама.
Крупный шрифт, короткие главы, обилие диалогов действительно заставляют довольно быстро перелистывать страницу за страницей. Но это – лишь незначительные детали. Главное – автором найден верный, живой, подлинный тон общения с подростком. Книги многих современных американских писателей, на мой взгляд, всегда очень просты (чтобы не сказать – примитивны), особенно если сравнивать их с отечественными авторами, в которых описанию лёгкого летнего ветерка может быть посвящено четыре страницы! Однако здесь весьма простым языком говориться о сложных философских и нравственных категориях, причем, без морализаторства и излишней патетики. А сюжет развивается стремительно и непредсказуемо.
О сюжете. Главный герой – мальчишка из бедной семьи Стенли Илнетс. Школьник, обвиненный в воровстве и вынужденный отправиться в «лагерь для плохих мальчиков «Зелёное озеро». Именно там с ним происходят вполне обыденные – с одной стороны, и совершенно невероятные – с другой, события. История почти фантастическая, причем, ситуации современные тесно переплетаются в книге с фактами столетней давности. «Что связывает неловкого подростка Стенли Илнетса, знаменитую разбойницу Целующую Кейт Барлоу, прославленного бейсболиста Клайда Ливингстона, страдающего от потливости ног, и старуху-цыганку, жившую когда-то на окраине латышского села? А главное – зачем Стенли заставляют бесконечно копать ямы в пустыне?» - сказано в аннотации к книге. Если к этим вопросам добавить ещё «может ли репчатый лук спасти жизнь?», то станет, пожалуй, совершенно непонятно, о чем именно в романе пойдет речь. На самом деле произведение Сашара о простых, но важных в жизни вещах: о дружбе и предательстве, о том, как взрослеют современные мальчишки, а также о том, есть ли в сегодняшней жизни место подвигу? Ну или хотя бы нравственному выбору, и каким он должен быть, этот выбор?
Стоит сказать, что Луис Сашар, начиная с 1978 года, написал немало книг, однако «Ямы» - самое известное его произведение. Именно за него он получил Национальную книжную премию и Медаль Ньюбери. В 2003 году по книге был снят фильм «Клад»; электронная версия романа доступна в сети. Кстати, школьники Великобритании изучают «Ямы» на уроках литературы.
В текущем 2014 году издательство «Розовый жираф» выпустило ещё одну книгу этого автора, адресованную детям той же возрастной категории – от 11 до 14 лет – «Я не верю в монстров». Луис Сашар написал её еще в 1988 году, в оригинале она называется «There’s a Boy in the Girls' Bathroom». «Монстр» - пятиклассник-двоечник Брэдли Чокерс с последней парты, на которого давно махнули рукой учителя, с которым не хотят дружить одноклассники, который врет по делу и без, может в любой момент затеять драку, вымогать деньги… Одним словом, не самый приятный тип, имеющийся, однако в любом классе не только американских школ. В советской литературе перевоспитанием двоечников и хулиганов обычно занимались одноклассники. Здесь же, появившийся в классе «новенький», начав дружить с Брэдли, довольно быстро отворачивается от него. Поверить в себя (а именно это – главная проблема большинства «трудных подростков») Брэдли помогает … школьный психолог. Герой Сашара – психолог идеальный (или гениальный?); не знаю, увидим ли мы когда-нибудь подобного в наших российских школах… На мой взгляд, всем неравнодушным родителям, психологам, педагогам, обязательно нужно прочесть эту книгу, чтобы понять, как общаться с подростками! Не могу удержаться, чтобы не привести небольшой отрывок из беседы молоденькой девушки-психолога с родителями подростков: «- Мисс Дэвис, не могли бы вы объяснить родителям, в чем заключается ваша работа и как именно вы помогаете детям, - попросил директор.
- По больше части я с ними просто разговариваю, - сказала Карла. – Они мне рассказывают о своих проблемах, а я слушаю. Но я никогда не указываю им, что делать. Я стараюсь помочь им научиться думать самостоятельно.
- А школа тогда на что, - спросила… мама. – В школе им разве не говорят, о чем думать?
- Я считаю, важнее научить их не о чём думать, а как, - сказала Карла».

Карла Дэвис оказывается слишком хороша для обычной американской школы: родители подростков не согласны с ее методами работы и школьный Комитет неравнодушных родителей(!) фактически выгоняет ее (девушка уходит работать в детский сад). А Брэдли теряет своего единственного друга…
Об умении работать с детьми ещё одна книга указанной серии – «Всё из-за мистера Террапта» Роба Буйе, созданная автором в 2010-ом и выпущенная российским издательством в 2013-ом. Это довольно удачный дебют 37-летнего американского писателя. Семь учеников одного класса, семь пятиклассников - каждый от своего лица - рассказывают истории о своей школьной жизни с новым учителем – мистером Терраптом. Учителем необычным, не таким, как все, учителем, которого дети искренне полюбили и который подверг своих учеников довольно жёсткому испытанию. Впрочем, испытывать их он совершенно не планировал, и никакие проверки устраивать не собирался…
В серии «Вот это книга» вышли уже семь произведений, адресованных детям от 10 до 16 лет. Это не только книги американских авторов, но и роман российской писательницы Дины Сабитовой «Три твоих имени», а также книга израильтянина Давида Гроссмана «С кем бы побегать», впервые вышедшая в 2000 году на иврите.
В нашей домашней коллекции есть еще одна «Вот это книга!» - «Привет, давай поговорим!». Автор – Шерон Дрейпер. Эта книга – об одиннадцатилетней Мелоди, которая не может говорить, не может ходить, не может самостоятельно поесть или умыться. История о ребенке, больном ДЦП, рассказана словами самого подростка. Подростка, имеющего острый ум и феноменальную память. И не имеющего возможности демонстрировать это другим. Книга об очень сильной личности, вызывающей не жалость, а уважение. Даже восхищение. При этом, Шерон Дрейпер не отрывается от земли, понимая, что такие дети вызывают у взрослых, в лучшем случае, именно жалость и сочувствие, а у сверстников - даже неприятие, граничащее, порой, с жестокостью. Автор знает, о чем пишет: она сама – мама «особого» ребёнка. Правда, мою дочь это произведение «зацепило» меньше других. Возможно, потому, что в нашей стране практически нет инклюзивных классов, а увидеть ребенка-инвалида на улице – большая редкость.
P.S. Книги «испытаны» не только на моей дочери, но и на многих её друзьях. Думаю, как минимум 9 подросткам из 10 они понравятся.

Марьяна Мархинина.