Ребенок везде ходит за мамой

Сургут • Разделы    → БиблиотекаОт 1 до 3

Всем родителям хочется воспитать своего ребенка так, чтобы он стал самодостаточным, позитивным и уверенным в себе человеком, умел создавать гармоничные отношения со сверстниками, научился дружить и любить. На исполнение этой мечты непосредственное влияние оказывают воспоминания о том, какой была первая детская привязанность ребенка к своей маме. Формой проявления любви ребенка к своей матери является близость, основанная на преданности и глубокой симпатии. Малыш улыбается, плачет, следует за мамой повсюду (это его особые коммуникативные сигналы), и этими действиями, таким образом, он закрепляет эту связь. Мама отвечает на эти сигналы, старается удовлетворить потребность малыша, поддержать, обеспечить его безопасность. Для ребенка очень важно ощущать связь с самым главным человеком на свете, а если малыш плачет, цепляется за маму, злится, ведет себя агрессивно, значит, он чувствует, что эту связь может потерять и разными способами пытается ее восстановить.

С момента рождения ребенка существует физический контакт мамы и малыша – это самый первый уровень привязанности. Поведение ребенка его наглядно демонстрирует – он просится на руки, когда мама его берет и укачивает – успокаивается, малыш обнимает маму, везде по ней ползает и так далее. На этом этапе малыша и маму связывает невидимая ниточка, которая становится крепче по мере взросления ребенка. Всем знакомо поведение малыша, который не хочет никуда отпустить маму, он проявляет тревогу, если мама пропала с поля зрения даже на минуту, раздражается, капризничает. Можно ли считать нормальным такое поведение малыша, если мама уверена, что уделяет своему ребенку достаточно внимания? Со стороны некоторым может показаться, что мама так приучила ребенка, что он слишком сильно к ней привязан. Такое демонстративное поведение крохи можно назвать тревожной привязанностью. Когда сформирована крепкая и надежная связь, малыш не станет как привязанный ходить за мамой, не будет ее удерживать. Как правило, годовалый или полуторагодовалый малыш везде ходит вслед за мамой – на кухню, в комнату, в туалет, в ванную. Молодым матерям подобное поведение крохи приносит много неудобств и радости не доставляет.

Почему ребенок преследует маму?

Причина становится понятной, если знать возрастные особенности развития детей. В раннем возрасте, когда малыш только учится познавать окружающую действительность, присутствие и пример взрослых, которые расскажут, как используется тот или иной предмет и зачем он нужен, для него просто необходимы. Общение с родителями, повторение за ними их действий, переживаний их эмоций, делает ребенка более уверенным в тот период, когда он изучает окружающий мир. Отсюда и его стремление вместе с мамой участвовать в хозяйственных делах, вместе отдыхать, быть повсюду рядом, и это вовсе не означает, что кроха излишне зависим.

Как формируется привязанность?

Первая фаза(от рождения до трех месяцев) - в этом возрасте у младенца еще неразборчивая реакция на людей. Он улыбается, плачет, цепляется, протягивает ручки к маме и другим взрослым, которые о нем заботятся, пытаясь таким способом «привязать» их к себе и удержать рядом. Он создает вокруг себя безопасную атмосферу, вызывает умиление и сам радуется, когда его нужды удовлетворены.

Вторая фаза (три – шесть месяцев) - это возраст, когда малыш уже фокусирует свое внимание на тех людях, которые ему знакомы, заметив их, кроха начинает улыбаться. Ребенок стал разборчивее, он научился узнавать в своем окружении незнакомых и знакомых людей, если человек ему не известен, малыш начинает за ним внимательно наблюдать. Поскольку мать всегда откликается на его потребности, в отличие от других, она становится главным объектом привязанности и именно с ней ребенок строит коммуникации.

Третья фаза (шесть месяцев – три годика) - это важный период развития, когда у малыша появляется тревожное расстройство, вызванное разлукой, а активный поиск близости выражается в том, что малыш сильно беспокоится и плачет, когда, например, мать покинула комнату.

Малыш все крепче привязывается к определенному человеку, очередная встреча с которым доставляет ему радость. Для достижения своей цели, малыш ведет себя довольно эгоцентрично. При формировании позитивного опыта малыш доверяет матери, знает о том, что она всегда доступна и готова прийти по первому его зову, надеется на ее поддержку в новой, незнакомой ситуации. Спустя время мать становится для малыша как бы отправной точкой в сложной ситуации, а в дальнейшем он уже способен заниматься исследованием мира самостоятельно. Молодой маме не следует беспокоиться по поводу того, что ребенок слишком к ней привязан. Такое поведение малыша нормально и довольно успешно, оно не должно вызывать злости или волнения. Таким способом ваш малыш говорит вам о том, что пока он чего-то опасается, робеет в той ситуации, когда вас нет рядом.

Четвертая фаза (три годика – окончание детства) – это стадия формирования партнерского поведения. Малыш уже знает и понимает, что мама тоже планирует свои действия, у нее могут быть свои дела, поэтому он охотно позволяет ей уходить.

Формирование привязанности может быть нарушено, если: мать подолгу или кратковременно, но часто отсутствует в период младенчества; недостаточно эмоционального или физического контакта с матерью (например, кроха ищет лицо матери глазами, проявляет сильное беспокойство, а его отправляют в кроватку и начинают убаюкивать); мать не угадывает и неправильно понимает, что нужно ребенку – вместо того, чтобы успокоить и утешить малыша, она его трясет или пытается накормить; на ребенка кричат или намеренно совершают любые бытовые действия, которые могут испугать ребенка (его наказывают, дают шлепки, швыряют, оставляют одного в комнате). Во всех этих случаях ребенок остается отверженным и беззащитным, испытывая одиночество и страх.

Как нужно действовать маме?

Мать и ребенок, общаясь, постепенно должны стать как бы одной сплоченной командой, в которой все ее члены приспосабливаются друг к другу, и есть свой стиль поведения и взаимодействия. Мама должна научиться, как оказывать ребенку психологическую помощь. Ребенок охотнее привязывается к тем людям, которые с ним играют, а не просто ухаживают, мамам стоит не забывать уделять внимание веселому досугу.

Когда ребенок начинает подражать взрослым, родители должны говорить о том, что делают, показывать, как они это делают, привлекать сына или дочь к совместным посильным занятиям. Как только удастся заинтересовать ребенка, он забывает о том, что совсем недавно привередничал, а его мыслительная деятельность будет направлена на познание.

Как правило, если ребенку запрещают наблюдать за тем, чем заняты взрослые, он рыдает. Малыш попытку донести до взрослых свои потребности, сопровождает громким требовательным плачем, даже в том случае, когда он уже научился хорошо говорить, но он пока не умеет выразить словами свои эмоции. В похожих ситуациях на такой всплеск эмоций ребенка следует реагировать спокойно, попытаться узнать, что нужно ребенку. Отвлеките его внимание, направьте на что-то другое, если, скажем, кроха захотел заняться тем, что пока представляет опасность для него.

Марина Романова

=Материал опубликован 07.05.2016