Цифровизация ставит под угрозу мышление и общение: можно ли исправить ситуацию?

Разделы    → ПсихологияВоспитание
Фото: iStock

Гаджеты лишают нас возможности мыслить творчески, делают примитивнее, ставят под угрозу развитие новых поколений? В пользу этой точки зрения высказался психотерапевт Андрей Курпатов. Какие у нас есть основания для тревоги и имеются ли другие мнения на этот счет?

Переход от Гутенберга к Цукербергу

Сбербанк, год назад создавший Лабораторию нейронаук и поведения человека, в этом году посвятил традиционный деловой завтрак на полях ВЭФ в Давосе теме «Личностная трансформация в эпоху цифрового развития». Выступление на этом завтраке научного руководителя Лаборатории Андрея Курпатова, рассказавшего о том, «Чего ждать от цифровизации человека?», вероятно, подпортило аппетит его гостям.

Для начала Андрей Курпатов заметил, что «мы — то, какую информацию мы потребляем», и назвал изменения, вызванные массовым распространением гаджетов, «переездом из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга»: из текстовой цивилизации, цивилизации системного мышления мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного.

Новые методы нейронаук позволили буквально «заглянуть внутрь» живого мозга. В результате выяснилось, что он работает иначе, чем ученые предполагали ранее. По мнению Курпатова, у мозга есть три базовых режима: один из них (центральная исполнительская сеть) предназначен для потребления информации, другой (сеть выявления значимости) нужен для ориентации в незнакомой ситуации и, наконец, самый важный режим, когда активны максимум областей, — дефолт-система мозга. Она активируется, когда мозг думает ни о чем и обо всем сразу.

Именно в таком состоянии приходят самые интересные решения и инсайты, именно в нем случаются озарения, когда хочется воскликнуть «Эврика!» А еще в этом режиме устанавливаются связи между разными областями мозга.

«В течение первых 25 лет жизни наши нейронные клетки связываются друг с другом в отдаленных отделах мозга, прорастают нейронные связи и образуют те самые нейронные сети, которые будут отвечать за три базовых режима работы, — объясняет Андрей Курпатов. — Когда мы рождаемся, наши связи в мозге локальные, и чтобы научиться концентрировать внимание, ориентироваться в ситуации, думать, нам нужно 25 лет жизни». Все это время мы программируем свой мозг, по существу, создаем свои нейронные сети и в результате получаем сервер, который будет отвечать за процессы мышления в нашем взрослом возрасте.

Гаджеты мешают мыслить

Разные системы работы мозга являются антагонистами. Мозг детей, которые постоянно находятся в перенасыщенной информацией среде, не имеет возможности перейти в дефолтный режим, а значит, система, ответственная за креативное мышление, подавляется. В режиме потребления информации активна центральная исполнительская сеть; это лишь небольшая область мозга, то есть мозг, по сути, находится в спящем режиме и не развивается.

«Поэтому не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из Твиттера и Инстаграма, редко включают голову; они мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются». Андрей Курпатов

Затем он привел такие цифры: что в США, что в России 40% детей до 10 лет практически постоянно находятся онлайн, то есть потребляют информацию. В подростковом возрасте (14–18 лет) таких уже больше 60%. «Они отправляют свой сервер мышления в спячку. Или он у них не формируется», — отмечает он.

Какие тут еще есть проблемы?

  • Когда нам предлагают две задачи, простую и сложную — полистать фото в Инстаграме или прочитать научную статью, — мы выбираем ту, которая проще. В результате мы наблюдаем эскалацию примитивного онлайн-контента, который дает больше просмотров.
  • Исследования показывают, что даже само присутствие телефона в пределах видимости (на столе) или в пределах досягаемости (в сумке) плохо влияет на наши мыслительные способности, мешает решать сложные задачи.
  • Для любой серьезной умственной работы нам нужно настроиться. Чтобы дефолт-система «включилась» и начала работать, ей потребуется около 23 минут. Ни разу за это время не отвлечься на ленту новостей и не заглянуть в мессенджер редко удается даже взрослым. Что уж говорить о детях, оставленных наедине с гаджетами?

Психотерапевт считает, что есть и другие последствия злоупотребления гаджетами. Активных пользователей соцсетей чаще посещают депрессивные и суицидальные мысли, у них чаще наблюдается самоповреждающее поведение.

Эксперт опирается в своих выводах на несколько международных исследований. Решение, которое он предлагает, — строгое соблюдение правил цифровой гигиены, которая, по его словам, «сейчас уже должна стать нормой жизни».

Педиатры рекомендуют соблюдать баланс

Над этими правилами не первый год работают американские педиатры, которые уже много лет изучают воздействие экранного времени на здоровье, поведение и развитие детей. В первую очередь их интересуют практические вопросы: с какого возраста можно давать детям телефон или планшет, сколько часов в день можно проводить за экраном без вреда для здоровья и что будет, если превысить это время. Самые свежие рекомендации содержатся в Заявлении Американской академии педиатрии (ААП).

В нем родителям советуют в играх с дошкольниками отдавать предпочтение творчеству. Малышам общаться с экраном лучше в присутствии мамы или папы. Для детей школьного возраста основная рекомендация — баланс медиапотребления и других видов деятельности. И здесь особенно важна роль родителей и их собственных привычек.

«Родители могут устанавливать ограничения, однако главный залог успеха — осознанное медиапотребление всех членов семьи», — отмечает соавтор заявления Меган Морено.

А ее коллега Иоланда (Линда) Рейд Хассиакос добавляет: «Несмотря на активное развитие цифровых технологий, принципы воспитания детей остаются прежними. Родители выполняют важную роль, помогая детям и подросткам ориентироваться в медиасреде точно так же, как помогают им изучать реальный мир и правила поведения в нем».

Вот еще некоторые из рекомендаций AAП по детской цифровой гигиене.

  • Детям младше полутора лет противопоказаны экраны, и неважно, идет речь о телевизоре или о гаджетах. Исключением может стать, например, общение в чате с родственниками.
  • Если ребенку 1,5–2 года и родители хотят познакомить его с медиасредой, нужно выбирать качественные программы и смотреть их вместе с ним, объясняя происходящее на экране.
  • Для детей в возрасте от 2 до 5 лет экранное время должно быть ограничено 1 часом в день, при этом тоже необходимо уделять внимание качеству программ и быть рядом.
  • Детям 6 лет и старше лучше установить лимиты экранного времени, а также убедиться, что гаджеты не отнимают время у сна, физической активности и учебы.
  • Нужно всей семьей договориться о зонах в доме, свободных от гаджетов: например, оставлять их за порогом спальни и не пользоваться во время обеда или походов в гости.
  • Необходимо также регулярно обсуждать с детьми принципы ответственного, уважительного и безопасного поведения в Сети.

Несмотря на многочисленные рекомендации педиатров, психологов и педагогов, по всем вопросам цифровизации продолжаются дискуссии и в родительском сообществе, и среди специалистов. В частности, обсуждению влияния гаджетов на здоровье и развитие детей посвящен новый номер журнала «Дети в информационном обществе». Экспертов беспокоит качество сна, использование гаджетов в школах, малоподвижный образ жизни современных детей и проблемы со зрением, эффективность родительского контроля.

Современные дети растут в мире, где цифровые технологии и медиа играют огромную роль. Нынешнее поколение родителей первым столкнулось с необходимостью готовить детей к жизни в новой реальности и одновременно осваивать эту реальность самим. И сегодня это, пожалуй, не менее важная родительская обязанность, чем научить пользоваться деньгами или объяснить принцип работы светофора.

Игорь Александров

Растим детей

=Материал опубликован 12.02.2020