Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
10 способов повысить детскую грамотность
Разделы → Психология → Воспитание
Фото с сайта sunhome.ru Грамотность – это умение читать и говорить, правильно расставляя ударения, а также писать без ошибок. Этот навык можно развивать и тренировать, как и любой другой. В компьютерную эру школьники предпочитают играть в интернете или посещать различные сайты, где часто используются сокращения, сленг, некорректное обращение с орфографией, что невольно переносится в разговорную и письменную речь. Как помочь детям повысить грамотность? Самостоятельное чтениеСамостоятельное чтение не только расширяет словарный запас, но и буквально помогает запомнить написание этих слов, поэтому чем больше ребенок будет читать, тем грамотней он будет. КроссвордыКроссворд – настоящая зарядка для ума и возможность запоминать правописание слов. Сегодня издается множество детских кроссвордов. Если вам удастся заинтересовать ими ребенка, то впоследствии можно даже пробовать составлять ребусы, шифры, шарады. Важно помнить, что разгадывание кроссвордов не должно превращаться в обязательное обучающее занятие с принуждением. Процесс должен доставлять детям удовольствие. Игры со словамиДлительная поездка или просто прогулка могут стать отличным поводом поиграть в слова:
Ролевые игрыМладшие школьники любят играть в учителей, дикторов, журналистов. Стоит поощрять такие занятия. Пусть «педагоги» проверяют диктанты и ищут ошибки, а поменявшись с вами местами, диктуют и рассказывают о правилах. «Дикторам» и «журналистам» будет интересно поработать с диктофоном или с видеокамерой, которая сейчас есть во всех телефонах. Пусть ребенок запишет свою речь на диктофон или сделает видеоклип — со временем он исправит множество речевых ошибок: неправильное построение предложения или использование слов-паразитов. Общение с грамотными людьмиИменно родители и близкое окружение становятся для ребенка источником информации о правильном произношении слов, расстановке ударений и грамотной речи. Старайтесь больше общаться с ребенком, не коверкая слова и не сюсюкая. Деликатно поправляйте. Слушая вас, дети в разы быстрей запомнят, когда и какие слова и обороты речи следует применять. Использование моторной памятиДля запоминания слов задействованы все области мозга: слух, зрение, моторика. Упражнения на двигательную память — спасение для тех, кто постоянно "витает в облаках" и пропускает мимо ушей важную информацию — собственно запись слова. Эти игры не только обогащают словарный запас ребенка, но и повышают грамотность.
Настольные игрыРодителям совсем не обязательно выдумывать игры и развлечения самостоятельно. Сегодня есть возможность приобрести специальные развивающие игры. Примером может послужить хорошо знакомая многим настольная игра «Эрудит» или её зарубежный аналог «Скраббл». Также популярны такие настольные игры на составление слов, как «Тик Так Бумм», «Боггл». Красочные постерыЯркие, красочные настенные постеры, попадая часто в поле зрения, помогают ребенку быстрей запомнить нужную информацию. Если ребенку плохо дается какая-то тема, и он постоянно делает ошибки в однотипных словах, то можно самостоятельно изготовить или подобрать готовые картинки и развесить их в детской, на кухне и других местах, где ребенок бывает чаще всего. Рифмизация для запоминания правилЗаучивание правил русского языка – занятие, которое однозначно не пользуется любовью у детей. Кроме того, важно не только выучить правило, но и понимать его и уметь применять. Для этого рекомендуется применять рифмизацию — один из приёмов мнемоники — техники, которая облегчает запоминание нужной информации с помощью ассоциаций, рифмовки, формирования в сознании ребенка звуковых и зрительных образов. Мнемоническое запоминание делает правила похожими на ожившие картинки, например: «Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул «Цыц!», «Одеть Надежду, надеть одежду». Рифмизация используется и для запоминания ударений в словах: «Не налезли шорты — часто ели тОрты» Использование словарейОрфографический словарь должен быть в каждом доме. Но важно научиться не использовать его бездумно, как подсказку. Поэтому рекомендуется завести дополнительно для ребенка персональный словарик. В него он сможет выписывать слова, которые вызывают у него сложности в написании. Подобрав группы таких слов, вы сможете с ребенком вести работы над ними, например, использовать для составления кроссвордов, написания мини-рассказов или сказок. Софья Шевченко
|
=Материал опубликован 03.02.2020