Воспитание

Физические наказания – почему они недопустимы?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Все мы знаем, что лучшее воспитание – это использование диалоговых форм в общении с детьми. Тем не менее, многие родители по-прежнему применяют физическую силу по отношению к своим детям.
Стоит отметить: применение любой физической силы по отношению к ребенку – это насилие. Нередко родители считают, что схватить сына за ухо или дочь за волосы – это не так уж и больно, и это правда, но эти действия – физическое насилие, которое сопряжено с эмоциональным. Подобные действия направлены не столько на причинение боли ребенку, сколько на демонстрацию власти над ним.

Ревность между детьми – какую позицию занять родителю?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Рождение второго ребенка – чаще всего радостное событие, которого с нетерпением ждут и родители, и ребенок. Нередко дети сами просят родителей о том, чтобы в семье появились братик или сестричка. Мамы и папы представляют, как старший будет помогать в уходе за младшим, как они станут лучшими друзьями. Дети ждут, что новый член семьи будет партнером во всех играх и забавах. Но в жизни часто все происходит иначе: у старшего ребенка появляется ревность, которая портит жизнь всей семье, а со временем к этому процессу может подключиться и младший: то, что разрешено старшему – ему нельзя. Давайте разбираться, что делать в таких ситуациях.

Наказание игнором

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Сегодня хочу поговорить о наказании детей. Вернее, об одной его разновидности - наказании молчанием, или попросту - игнорировании. Многие родители считают игнор воспитательной мерой. Чем-то средним между верхней границей наказания и нижней границей любви. Мол, бить ведь нельзя, и я, как человек взрослый, ответственный и даже прочитавший некоторое количество литературы на эту тему, таким образом воспитываю своё чадо. Пусть знает, что ма-па недоволен его поведением и пойдёт подумает над оным. Но не тут-то было, дорогие товарищи родители! В наказании молчанием скрывается много “подводных” камней, то есть таких нюансов, которые аукнутся вашему ребёнку далеко в будущем, но зато очень чётко и конкретно.

Детям о войне: спасибо деду за победу

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Четыре года войны принесли горе в каждую семью в нашей стране, и вместе с ним – память. Память о тех, кто подарил нам счастье жить под мирным небом.
Наше поколение смутно помнит бабушек и дедушек, которые доставали парадную одежду с орденами и медалями на 9 мая и вспоминали боевых товарищей, а откуда наши дети — поколение уже практически не встретившее живых участников военных действий — может узнать об этом страшном и героическом времени?

Какие мультфильмы полезны для детей?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

«АиФ» разбирался вместе с психологом Инной Силенок.
Популярный мультфильм «Маша и Медведь» я бы рекомендовала смотреть детям старше 4 лет, которые уже могут понять, что такое хорошо и что такое плохо, проанализировать, правильно ли ведёт себя Маша.
Правильный мультфильм
Должен соответствовать четырём критериям

Как научить детей бережному отношению к природе

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Катастрофическое ухудшение экологии – одна из самых актуальных проблем в современном мире, решать которую предстоит нашим детям. Бережное отношение к природе возникает, когда дети наблюдают за ней, учатся видеть её красоту, умеют ухаживать за растениями и животными. На этой основе и формируется любовь детей к природе и родному краю.
Отношение ребенка к миру природы во многом зависит от того, насколько бережно его родители относятся к растениям и животным. С маленькими детьми всегда много гуляют, и это самое время для того, чтобы объяснять малышам, что мы являемся частью природы, поэтому обязаны ее любить и охранять – недопустимо относиться к ней потребительски.

Кто сидит в шкафу — как относиться к детским страхам

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Страх – важная базовая эмоция, которая проявляется в любом возрасте. Естественно и понятно, что ребенок может бояться громких звуков, высоты, темноты или огня, ведь этот страх базируется на инстинкте самосохранения. Это – реакция на реальную или воображаемую угрозу, поэтому важно не отмахиваться от этой эмоции, а разбираться с ней.
Наш разговор – о страхе, порожденном фантазией. С тех пор, как дети начинают мечтать, сочинять и придумывать, их воображение периодически подсовывает им объекты, которые вызывают испуг.

Кризис трех лет: как не сойти с ума

Разделы    — От 1 до 3ПсихологияВоспитание

Слово «кризис» изначально пугает. В переводе с греческого языка оно обозначает переломный момент, исход. В нашем случае — проблемный период в развитии ребенка при переходе от одного возрастного этапа к другому. Специалисты выделяют несколько таких этапов у детей – кризис 1 года, 3 лет, 7 и 13 (кризис подросткового возраста). Далее идут возрастные кризисы взрослого человека.
На тему детских возрастных кризисов в сознании людей существует два мнения. Одни впадают в панику при слове кризис, другие категорически отрицают его наличие у детей, утверждая, что надо просто правильно воспитывать — и никаких проблем. Истина, как всегда, - посередине.

Финансовая грамотность для ребенка — что нужно знать о деньгах в зависимости от возраста

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам не менее важно, чем научить его правилам поведения в семье и обществе, так как люди, вне зависимости от возраста, ежедневно сталкиваются с денежными вопросами. Умение правильно распоряжаться своими средствами не приходит само, его необходимо развивать, и такую привычку необходимо заложить в детстве.
Существует такая статистика: дети миллионеров, создавших свой капитал самостоятельно, в 87% случаев теряют нажитое родителями в первом же поколении, а ведь они, казалось бы, должны быть крутыми финансистами при таких мамах или папах. Но не научились.

Театр для детей: развиваем ребенка

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Трудно найти универсальное средство для развития и воспитания ребенка, но оно всё же есть. Это — театр. Справедливости ради нужно отметить, что театр – это особый мир, имеющий собственную душу. Приобщение к этому миру делает жизнь человека ярче и интереснее. Чем раньше мы откроем нашим детям волшебный мир театра, тем большее влияние он окажет на их развитие.
Полезное влияние театра
Положительное воздействие театра трудно переоценить.

Куда приводят технологии: гаджеты заменили детям друзей

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Наши дети не только перестали играть в обычные игры, но уже и компьютерные им не интересны. Что же им нужно, разбиралась «Вечерка».
Сначала об исследовании. Его провела «Лаборатория Касперского», опросившая в этом году российских родителей и их детей 4–18 лет. Большинство цифр не удивили: 54 процента малышей 4–6 лет являются владельцами смартфона или планшета, а к 11–14 годам их становится уже 94 процента. Более 70 процентов детей не могут жить без своего мобильника, а к 16 годам таких уже 85 процентов (в прошлом году — 80 процентов). Почти треть детей проводит в Интернете все свое свободное время... Ну и так далее.

Принципы воспитания от Льва Выготского

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Лев Семёнович Выготский является крупным и авторитетным учёным, который внес большой вклад в развитие воспитательной практики. На его идеях в педагогике сформировался тот взгляд на природу ребёнка, а также были разработаны те приёмы воспитания, которые позволяют:
* раскрыть потенциал ребёнка в максимальной степени;
* построить хорошие взаимоотношения между ребёнком, его родителями, воспитателями, учителями и сверстниками;
* дать ребёнку необходимые знания, умения и навыки через игру, а не через надо.

Учим детей культуре поведения в общественных местах

Разделы    — Воспитание

Мы живем в обществе, поэтому должны уважительно относиться к окружающим нас людям, ожидая такого же отношения к себе. Чтобы нам, родителям, не приходилось все время извиняться за ребенка перед окружающими, стоит научить его правилам поведения в местах, где есть посторонние люди, которые не обязаны думать только о его комфорте и желаниях.
В любом общественном месте, будь то улица, кино, больница или детский сад, ребенок будет вести себя иначе, нежели дома. Мало кто из малышей ведет себя тихо и спокойно: они бегают, прыгают и кричат, что является нормой для данного возраста. Главное, чтобы их поведение не угрожало собственному здоровью и не мешало другим людям.

"Детей нужно закалять. Как сталь". Почему при воспитании детей семья и школа должны искать компромисс

Разделы    — ПсихологияВоспитание

За что нынешнее поколение детей называют хрупким? Гиперопека для ребенка - благо или беда? Правда ли, что спасать от интернет-зависимости теперь нужно не подростков, а их родителей? О болевых точках семьи и школы - наш разговор с социальным педагогом Красноярской школы N 45 Петром Ивасенко, работающим с детьми более 30 лет. За умение найти подход к любой проблеме ребята сами присвоили ему звание "Друг детей".
Родители из 90-х
Петр Степанович, такое почетное звание, как "Друг детей", ко многому обязывает. Насколько трудно сейчас педагогу ладить со школьниками?

Маша и Медведь против Свинки Пеппы. Какие мультфильмы полезны для детей?

«АиФ-Юг» узнал у психолога, как современные мультики влияют на детей.
Восьмое апреля – День российской анимации. По мнению специалистов, мультики транслируют ребёнку определённые модели поведения. Полезны или вредны детские анимации и как их правильно смотреть, «АиФ-Юг» рассказала психолог Инна Силенок.

«Родители с гаджетами в руках — одна из худших моделей воспитания». Почему рассеянное внимание — это проблема не детей, а родителей

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Мы возмущаемся при виде детей, которые не выпускают из рук телефон или планшет. А сами в этот момент украдкой читаем почту. Современные родители общаются со своими детьми чуть ли не больше, чем за всю историю родительства (да!), но это общение теряет в качестве. Физически отцы и матери рядом с детьми, а эмоционально находятся где-то далеко.
Исследования показывают, что сейчас матери уделяют детям больше времени и внимания, чем, скажем, в 60-е годы прошлого века. Это немного парадокс, учитывая, что все больше женщин активно работает. Второй парадокс в том, что качество не определяет количество: эмоциональное вовлечение родителей при этом падает. В чем же проблема? Отчасти в том, что все мы, дети и родители, стали тотально зависимы от смартфонов и других гаджетов.

Доктор Спок научил всю Америку воспитывать детей. Но сейчас его не любят. Почему? История самого неоднозначного американского педиатра

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Родителей часто раздирает страх, что они делают для детей недостаточно. Желательно, чтобы у них был кто-то, кто бы мог уменьшить такие тревоги. Таким в своё время был американский педиатр Бенджамин Спок — авторитет в вопросах воспитания XX века, чьи советы сегодня стали резко критиковать, а подчас и вовсе называть вредными. Рассказываем, как менялось мнение о докторе Споке, а психолог Катерина Дёмина объясняет, оправданы ли к нему претензии.
В 40-60 года прошлого века именно голос доктора Спока вселил в матерей уверенность в том, что они знают, как воспитывать детей и могут даже получать удовольствие от процесса. В США его книга «Ребёнок и уход за ним» (1946) уступала по объёму продаж лишь Библии. Идеи Спока не обошли стороной даже тех, кто книгу не читал: их активно транслировали медиа и практиковали педиатры.

Стеснительный ребенок – нужно ли преодолевать застенчивость

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Не бывает в человеке плохих и хороших качеств. Все зависит от того, мешает ли та или иная черта человеку или окружающим. Поговорим о стеснительности.
Все — и взрослые, и дети в определенных ситуациях могут чувствовать стеснительность и робость. Это какие-то новые, необычные, или очень значимые ситуации, когда мы не очень уверены в том, как себя вести. Такая реакция — своего рода защита, возможность взять паузу, чтобы подумать и оценить ситуацию прежде, чем начать действовать. Это — поведенческая реакция на внешние условия — ситуативная стеснительность, присущая в большей или меньшей степени любому человеку. Другое дело — устойчивая личностная особенность.

Учим детей бережному отношению к вещам

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Ссоры из-за беспорядка в детской комнате, сломанные игрушки и порванная детская одежда – все это реалии практически каждой семьи. К сожалению, этого не избежать, но можно минимизировать — научить малыша бережно относиться к своим вещам.
Ребенок учится в первую очередь на примере родителей и значимых взрослых, поэтому нужно проанализировать, насколько мы аккуратны и бережливы в отношении своих вещей. Если у папы бардак в машине, а мама раскидывает свою обувь и косметику, то никакие уговоры и авторские методики не научат ребенка аккуратности и порядку. Согласитесь, что требовать от малыша того, что вы не выполняете сами, как минимум, странно. Важно не только соблюдать чистоту и порядок, но и говорить об этом, чтобы ребенок запоминал, как правильно обращаться с вещами.

Что там? Анна Кузнецова: Мы учим ребенка переходить дорогу и не объясняем, как вести себя в виртуальной бездне

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Не успела утихнуть история с девочкой-"маугли", которую нашли запертой в квартире-помойке, как новостные ленты обновились новым ЧП. Девятиклассница одной из московских школ попала в больницу с ножевым ранением в живот. Девочку ранила одноклассница.
Кто виноват? Родители, которые не интересовались ребенком? Школа, утратившая воспитательную функцию? Или гаджеты и интернет? О причинах детских трагедий и школьных ЧП корреспондент "РГ" поговорила с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой.

Почему важно всегда быть на стороне своего ребенка

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Современные родители о развитии детей знают намного больше, чем их бабушки и дедушки. Горы прочитанных книг по воспитанию, изучение советов детских психологов дают хорошую теоретическую базу, но применять знания на практике сложно, особенно когда речь идет о конфликте. Как родителям понять, когда необходимо встать на сторону ребенка?
Что значит быть на стороне ребенка?
Желание быть «на стороне ребенка» естественно, особенно когда поступки чада правильны и логичны, когда общение с ним приносит удовольствие. Но это необходимо и тогда, когда он грубит и отталкивает, проявляет агрессию и протест, когда его действия доводят до отчаяния. Чаще всего сложные ситуации связаны не только с ребенком, но и с позицией родителей, воспитателей, учителей, не готовых встать на его сторону.

В семье растет девочка

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Существует мнение о том, что мальчиков воспитывать труднее, нежели девочек, ведь они, как правило, более самостоятельные, решительные, непослушные. Однако женщина в наше время давно уже не только хранительница домашнего очага и мама, но и профессионал своего дела, успешный руководитель или просто личность, стремящаяся к самореализации. Основы многообразия жизненных ролей ребенка закладываются еще в детстве.
Как воспитывать девочку?
1. Эмоционально и нежно

Гиперопека или зачем мамы говорят «мы»

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Мама – изначально самый близкий и значимый для ребенка человек, который проходит с ним все этапы его развития. Говоря о малыше, мамы нередко употребляют местоимение «мы», обозначая степень своего участия в процессе. Со временем это участие должно уменьшаться, но не у всех мам получается отпустить ребенка «от юбки». Вполне объяснимо материнское беспокойство, ведь на маме лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье маленького человека. Но ребенок растет, и зачастую из-за излишней бдительности и осторожности своей мамы он не учится кататься на коньках, потому что на них можно упасть и сильно удариться, не умеет плавать, потому что может в любой момент утонуть, не общается с ровесниками, потому что те дерутся и ругаются матом. И, казалось бы, все не так уж и плохо, но ребенок не живет своей жизнью, и речь идет уже не о проявлении любви и заботы о ребенке, а о таком явлении, как гиперопека.

Мой ребёнок не ходит в детский сад

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Когда я произношу эту фразу, на меня обычно смотрят как на прокажённую, а на дочку то ли как на несчастную девочку, которую недалёкие родители заперли в клетке, то ли как на неполноценного ребёнка, так как ребёнок не посещающий сие государственное учреждение априори не может быть полноценным.
Сразу хочу уточнить – я не против самой идеи детского сада как таковой, но я не считаю это благом для СВОЕГО ребёнка. В моём представлении детский сад – это вынужденная мера для людей, поставленных в жёсткие жизненные обстоятельства. Моя точка зрения безусловно идёт с позиции полной семьи. Я не знаю, как бы я рассуждала на эту тему, окажись я мамой-одиночкой, да к тому же ещё многодетной? В некоторых случаях ребёнку даже лучше находиться в детском саду, нежели дома.

Истерика? Истерика!

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Многим знакома ситуация, когда без видимых внешних причин во время посещения магазина или на прогулке в парке раздается вдруг громкое и неожиданное «Хочу!!!» (или наоборот – «Не хочу…»), крики, плач. Ребенок падает на пол и начинает стучать ножками и ручками, не реагируя на просьбы и слова взрослых.
Или подобная ситуация происходит дома, когда приходит время ложиться спать, выключить телевизор, сложить игрушки… Можно привести много примеров, но у всех этих случаев есть одно сходство – малыш не получил то, что хотел или вынужден делать то, что не хочет.