Воспитание

Секреты отцовского воспитания

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Согласитесь, что не так много взрослых людей могут сказать, что в их воспитании активно участвовал папа. Как-то так складывалось в прошлом столетии, что воспитание детей в большей степени ложилось на женские плечи. Отцы непременно участвовали в нашем становлении, но в основном своим авторитетом, в редкие минуты свободного времени и просто тем, что они были.
Принято ругать современную молодежь, но я в очередной раз хочу заступиться за это поколение. Меня искренне радует большое число пап, гуляющих с колясками, выбирающих товары в магазинах для детей, играющих со своими детьми. Заметно их искреннее желание стать хорошими отцами. Эта статья для вас, папы!

Аист, заблудившийся в капусте. Когда и как говорить с детьми о том, как они появились на свет

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Одна из главных педагогических новостей - в школе могут ввести уроки сексуального воспитания. С инициативой экспертов согласилась даже Церковь. Устами митрополита Илариона, подтвердив, что знания о сексуальной безопасности нужны, если разговор на уроках будет вестись целомудренно. Но вопрос о том, кем и как, с точки зрения экспертов, опрошенных "РГ", остается открытым.
Недавно в детском саду на юге Москвы подрались дети. Пятилетняя Мишель рассказала ровесникам о том, как она родилась: "Мама и папа занимались любовью, от любви родилась я". "Это как?" - удивились все. "Мама говорит, - продолжила Мишель, - что так же, как меня, она любит папу, но у взрослых от любви могут рождаться дети". "Нет!" - с ней заспорили и объяснили, что ее "нашли в капусте" или "аист принес", а "мама все врет".

Плохое воспитание существует?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Нас с детства учили, что такое хорошо, а что такое плохо. Вроде бы все просто: приобщай ребенка к чистоте и порядку, научи его уважать взрослых и отвечать за свои поступки – и готов идеальный человек. Но на деле всё не так. Ребенок пасует перед трудностями, не умеет отстаивать свое мнение, заносчив или боязлив, агрессивен или пассивен. Это и многое другое – результат плохого воспитания.
Признаки плохого воспитания
Плохое воспитание – это ряд воздействий на ребенка, наносящих ущерб его психике.

Гаджеты для пользы дела

Средства технического прогресса стремительно ворвались в нашу жизнь и стали той ее частью, без которой мы уже не представляем своё существование в современном мире. С одной стороны, все эти устройства – отличные инструменты и помощники, а с другой – это боль нашего времени, черная дыра, которая затягивает и поглощает, оставляя после себя негативный, а порой и разрушительный след…
Но, мои дорогие, мы с вами – здравомыслящие родители! Мы осознаем, что у нас в руках, поэтому давайте извлекать из всевозможных электронных устройств пользу, а не впадать в панику и ударяться в крайности.

Воображаемые друзья, или синдром Карлсона

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Взрослые люди устроены удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том, что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к «доброму дяде детскому психиатру».
Ребенок же живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как «домомучительница» фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.

Зачем ребенку играть?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Заканчивая предложение «Если мой ребенок в пять – семь лет будет значительную часть дня играть, то…», родители высказали такие мнения:
- потом будут проблемы в школе / не сможет конкурировать со сверстниками – 46%;
- ничего страшного, если игры образовательные, учиться можно и играя – 18%;
- будет заниматься вечером – 17%;
- я буду доволен (довольна) – 15%.

Чего боятся дети?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Страх – естественное человеческое чувство. Звучит банально, но так оно и есть. Он предупреждает нас об опасности, тем самым предзащищая нас от нее. Страх – неотъемлемая часть инстинкта самосохранения, и если бы не он – говорить о страхах было бы некому и не с кем. Однако, детские страхи нередко удивляют нас своей непоследовательностью.
Кощея и Бабу-Ягу отличает главным образом то, что они «лишены всего человеческого». Кощей бессмертен, а у Яги – костяная нога: оба они «нелюди».

Способности ребенка: как их понять?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Каждый ребенок для нас немножко инопланетянин. И об этом стоит помнить, чтобы дать ему возможность развивать свои дары, не пытаясь превратить его в очередную копию его родителей.
От волка до музыканта
Это неочевидно, но факт: человек ходит на двух ногах только потому, что его этому обучили. Описаны случаи с реальными детьми, которых воспитывали волки, - например, сестры Амала и Камала. Они с поразительной скоростью бегали на четвереньках, но почти не могли ходить на двух ногах, хотя их упорно старались переучить. Правда, они приобрели другие способности, которых обычный человек лишен: умение видеть в темноте и чувствовать запах мяса за 70 метров.

Но ты уже взрослый: как не отнять детство у старшего ребенка

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Появление второго ребенка в семье – это радостное, но в то же время ответственное событие в жизни любой семьи, ведь теперь родителям придется заботиться не об одном любимом чаде, а о двоих.
Многие мамы рассчитывают, что старшие дети станут их главными помощниками, будут с радостью приносить памперсы, подавать соску, гулять с малышом и т. д. Это же здорово! Старший ребенок будет расти ответственным, дисциплинированным и трудолюбивым – все эти качества обязательно ему пригодятся во взрослой жизни. Так, результаты психологических исследований показали, что большинство старших детей обладает такими личностными качествами, как ответственность и перфекционизм. Они успешнее других обучаются в школе, а потом довольно легко становятся квалифицированными специалист

Мама детям не подружка?!

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Довольно часто от родителей, особенно от мам, можно услышать о желании быть другом своим детям – это сейчас своеобразная «крутость». Так было не всегда: эта мысль появилась в середине XX века вместе с более демократичными воспитательными идеями. Раньше считалось само собой разумеющимся, если дети подчиняются воле родителей и идут по выбранному для них пути.
Дружба – это отношения равных, добровольный союз сторон, каждая из которых готова брать ответственность за себя. Людей держат вместе взаимная симпатия, духовные ценности, эмоциональный комфорт и общность интересов. Так ли это в случае с родителями и детьми?

Умные часов не надевают: родителям предлагают отказаться от слежки

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Социологи выяснили, что использование следящих гаджетов сильно меняет поведение ребенка.
Поведение современных детей изменилось с введением в обиход контролирующих гаджетов, например умных часов, которые позволяют родителям в одностороннем порядке прослушивать, что происходит вокруг ребенка. Об этом свидетельствуют данные исследования российских социологов: речь идет о рисках утраты самостоятельности и пространственного ориентирования, ограничения познавательной способности, изменения отношений между родителями и ребенком.

Гипоопека: причины, проявление и способы устранения

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Всем известно явление гиперопеки, когда родители хотят для своего ребенка самого лучшего, пытаются оградить его от проблем и трудностей жизни, забывая о том, что первоочередная их задача – научить детей жить качественно самостоятельно.
Но существует и другое явление – гипоопека, отсутствие должного контроля за ребенком. Воспитание детей пускается на самотек: родители не утруждают себя заботой о ребенке. Максимум – предоставляют необходимые условия для жизни: где спать, что поесть, во что одеться. Эмоционального контакта нет, воспитательных бесед никто не проводит. Ребенок живет, а вернее, выживает, развиваясь самостоятельно. Правда, его жизненные приоритеты далеко не всегда правильные.

Взрослое поведение при детских конфликтах

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни. Но если мы уже научились их избегать, то наши дети обязательно вступают в них, заставляя нас краснеть, бледнеть, теряться или нападать на обидчика с целью защитить нашего малыша. В детских стычках ответственность за их исход лежит именно на взрослых. Поэтому важно выработать собственную стратегию поведения, чтобы дать ребенку надежную опору.
Часто, сталкиваясь с конфликтами детей, мы не знаем, какой способ выбрать:

Метод «Воспитывай, наблюдая»: основные принципы

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Магда Гербер известна во всем мире как автор «Книги для тех, кто воспитывает, наблюдая» (Resources for Infant Educarers). В ней основательница метода говорит, что «нужно наблюдать, когда воспитываешь ребенка, и воспитывать, когда наблюдаешь».
Метод «Воспитывай, наблюдая» подразумевает, что основа длительных отношений – уважение. Этот подход помогает понять родителям, что действительно необходимо малышу, и учит их давать именно то, в чем он нуждается.
Основу метода составляют семь принципов, которые помогают мамам и папам увереннее решать проблемы, возникающие на пути родительства.

Не работают. 4 глупых ошибки в борьбе с зависимостью ребенка от гаджетов

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Психолог Мария Григорян — о том, как не нужно бороться с зависимостью ребенка от гаджетов и почему тотальный запрет на использование электронных устройств не способен решить эту проблему.
В наше время детская зависимость от гаджетов приобретает всё большие масштабы. С раннего возраста ребёнок начинает пользоваться взрослыми «игрушками». Не найдётся ни одного школьника, у которого не было бы телефона, планшета, ноутбука или обычного компьютера. А у большинства есть всё перечисленное. Некоторых родителей это устраивает, ведь гораздо проще включить чаду мультик на планшете, чем развлекать самостоятельно. Из-за такого поверхностного отношения к воспитанию вырастают подростки с неверно расставленными приоритетами: сначала виртуальный мир и игры, затем — реальная жизнь. Что делать в данной ситуации и какие ошибки чаще всего допускают взрослые, пытаясь справиться с проблемой, АиФ.ru рассказала психолог-консультант экстренной психологической помощи Мария Григорян.

Каким отцом быть опасно?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Некоторые отцы считают, что воспитанием и развитием детей должны заниматься исключительно мамы. Это неверно: отцу необходимо осознавать, что он играет очень важную роль в жизни ребенка. Неправильный подход папы к воспитанию своего чада может негативно отразиться на будущем ребенка.
Какой он — неправильный подход? Мы приведем примеры самых опасных типов отцов. Познакомьтесь с ними, и если найдете их признаки у себя, постарайтесь изменить ситуацию.

Как воспитать эгоиста

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Эгоистами называют людей, которые личные интересы ставят превыше всего, любят только себя, учитывают только свое мнение, не отзывчивы к проблемам, интересам, чувствам других людей. Такое поведение – результат воспитания. Рассмотрим пути, которые приводят к эгоизму.
Ребенок-кумир. С пеленок слепое обожание малыша всеми членами семьи приводит к тому, что он, вырастая, не несет ответственности за свои поступки, ведь попытки сделать что-то самостоятельно пресекаются родительской опекой. К тому же у ребенка формируется неправильное представление о любви: он просто позволяет окружающим любить себя, требует заботы, искренне считая, что близкие рады угождать ему. Такая схема переносится и во взрослую жизнь: подобное отношение ожидается от супруга, друзей, коллег.

Как защитить ребенка от вируса цифрового слабоумия

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Ученые всего мира обеспокоены негативным влиянием гаджетов на психику детей и подростков. Они отмечают расстройства внимания, нарушения памяти, депрессивные состояния, низкий уровень самоконтроля у представителей цифрового поколения. В Южной Корее появился термин digital dementia: согласно исследованиям, изменения в мозге молодых людей характерны для начального периода старческого слабоумия либо схожи с последствиями черепно-мозговой травмы.
Как и тысячу лет назад, для развития мозга нужны внешние стимулы, и чем больше их будет, тем лучше для мозга: детям необходимо познавать мир физически, а не виртуально.

Мама, я сама! Как гиперответственные родители вредят своему ребенку

Разделы    — ПсихологияВоспитание

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей сегодня родителей могут оштрафовать на сумму до пяти тысяч рублей. А в отдельных случаях горе-родителей ждет административный арест до пяти суток. Равнодушие к собственному ребенку может закончится катастрофой. Но в современном родительстве сегодня наметилась другая крайность - излишняя забота о ребенке, которая грозит появлением очередного поколения инфантов.
В международном сообществе учителей WeAreTeachers появилось угрожающее сообщение: "Если вы оберегаете ребенка от конфликтов и решаете примеры по алгебре после работы, то, возможно, вы - родитель-"газонокосилка". Такие родители мешают ребенку осваивать жизненное пространство и преодолевать трудности. Есть еще родители-"вертолеты", которые заняты бесконечной заботой о своем чаде, что в общем-то то же, что и "газонокосилки". Но это у них. А что у нас?

Не бойтесь баловать ребенка

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Взгляды современных родителей и старшего поколения на вопросы воспитания детей во многом разнятся. Заботливые бабушки и дедушки считают, что их внуки растут в атмосфере вседозволенности и безнаказанности, а «прогрессивные» родители находят взгляды старшего поколения слишком консервативными и старомодными («сейчас детей не наказывают», «ребенок должен расти свободной личностью»). Именно на этой почве в семьях довольно часто возникают противоречия, а порой и конфликты.

«Синдром серебряной ложки»

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Педагогика построена на необходимости создания условий для воспитания, обучения, образования. Кажется, что условия – это один из важнейших компонентов. И вряд ли с этим поспоришь. Однако все чаще мы слышим об ошибках воспитания в семьях, где были созданы все условия для развития детей. Широкие возможности не только не приносили положительных результатов, но и вызывали обратный эффект. Почему? Давайте разбираться.

Пришел, услышал, полюбил: как помочь детям полюбить классическую музыку

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Родители все спорят, что лучше – раннее развитие или обычное детство. Спортивная секция, или пусть гоняет мяч во дворе. Художественная школа, или искусство рисования на обоях. Музыкалка, или не делайте мне нервы вашей скрипкой. При этом все согласны, что классическая музыка оказывает самое благотворное влияние на развитие ребенка и не требует особых затрат, если, конечно, вы не собираетесь растить юного Паганини или Моцарта.
Кстати, о последнем. Пресловутый «эффект Моцарта» – положительное влияние музыки великого австрийца на умственные способности – был объявлен мифом. Но Моцарта, а также Шуберта, Вивальди, Бетховена, Чайковского продолжают рекомендовать мамам в ожидании чуда. А что делать, если наушники к животу приложить уже не успели, чадо выросло со своими музыкальными пристрастиями, а родители классику последний раз слушали, когда их самих в школе водили на концерт.

Нужны ли запреты в жизни ребенка?

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Запреты существовали всегда – без них жизнь превратилась бы в хаос. Наши предки особо не церемонились с детьми: суровые наказания были нормой даже в учебных заведениях. Сейчас для многих родителей проще разрешить что-либо своему чаду, чем искать способы правильного ограничения.
Развитие без запретов
При интенсивном развитии ребенок прорабатывает ту или иную активность, соответствующую умственной или физиологической функции. Например, примерно в семь месяцев мой сын, держась за спинку дивана, возымел привычку делать махи… головой. Я всерьез задумалась: не пора ли к неврологу? Оказалось, в этом возрасте формируется вестибулярный аппарат, и малыш с помощью активных движений головой попросту тренировал его, как космонавт перед полетом. Я могла бы запретить ему делать это, как нечто непонятное и неприятное для меня, в какой-то мере помешав его развитию.

«Научите правильно реагировать». Как быть, если ребёнок стал жертвой травли

Разделы    — ПсихологияВоспитание

Как обстановка в мире влияет на состояние детей, у кого есть риск стать объектом буллинга и что нужно делать, чтобы ребенок избежал этой участи, «АиФ-Черноземье» рассказал психолог.
В Петербурге старшеклассники пытались сжечь одиннадцатилетнего мальчика с ДЦП. В Смоленске подростки жестоко избили школьника. До этого похожие случаи произошли в Пскове и Ельце. В интернете регулярно появляются новые видео с издевательствами детей над детьми. Кто виноват в том, что травля в школе стала повсеместной? Можно ли её остановить? Об этом «АиФ-Черноземье» рассказывает заместитель директора Института психологии и образования ЛГПУ им.П.П. Семенова-Тян-Шанского Елена Бычкова.