Нормы развития ребенка в 3,5 года

Здравствуйте, Анна! Спасибо за вопрос. Понятно Ваше беспокойство… и даже где-то возмущение… Надо сказать, что «сборы» и «документальная подготовка» (сборы документов, комиссии и пр.) к детскому саду у большинства родителей вызывают массу переживаний, что отражается и на детях. И я благодарна Вам за вопрос, т.к. в нем затронута важная тема: Как наиболее безболезненно пройти обследование специалиста, как для ребенка, так и для родителя, особенно если от результатов обследования зависит дальнейший этап жизни малыша (тип дошкольного учреждения, например). Поэтому хочу обратиться к тем родителям, детей которых ждет ПМПК, обследования, сборы документов и дать несколько рекомендаций, которые, возможно, помогут помочь пройти все это наименее остро.
Очень важно самим родителям по-особенному настраиваться (спокойно - позитивно) на всевозможные процедуры обследования, ПМПК, чтобы это не отразилось на эмоциональном состоянии ребенка во время самого обследования, а значит, и на результатах этого обследования. А такое бывает.
Также рекомендуется неоднократно проигрывать с ребенком ситуации беседы с врачом, ситуации того, что у него будут что-то спрашивать, задавать вопросы, с ним будут рассматривать картинки, предлагать «поиграть». А перед непосредственной встречей ребенка со специалистом, важно учесть несколько моментов:

  1. За 1 – 1,5 ч. до встречи покормить ребенка (можно чем-то вкусным и любимым), чтобы во время обследования возникшее чувство голода не отвлекало от заданий
  2. Обязательно проговорить «план дня на сегодня», что ваш «врач позвал в гости», чтобы поиграть, что в игре он будет задавать вопросы, на которые ты обязательно ответишь и пр. Важно, чтобы ребенок шел с хорошим настроением, с ощущением успешности.
    (Часто слышу такую позицию мам или пап: «Зачем ему говорить все это, он же еще маленький, он еще плохо говорит..?» Хочется подчеркнуть: Если ваш ребенок еще не достаточно говорит, не достаточно научился выражать свои желания, потребности и мысли в силу возраста, это не значит, что он вас не слышит и не чувствует!)
  3. На встречу со специалистом можно захватить свою любимую игрушку, (можно «познакомить мишку с другими детками, с врачом и пр.», «отправиться в путешествие с мишкой, сводить в больницу, а потом с мишкой - в гости к бабушке или в кафе – на пирожное»…) Присутствие любимых игрушек в новой для ребенка обстановке помогает ему воспринимать эту «обстановку» психологически легче, мягче и спокойнее.
  4. Родительское спокойствие («Если мама улыбается, значит все хорошо и нечего бояться»)

Перед тем, как ответить на основной Ваш вопрос (о разъяснении норм развития ребенка в 3,5 года), хотелось начать с разъяснения самой формулировки F83.
F83 «Смешанные специфические расстройства психологического развития» Это остаточная группа расстройств, при которых наблюдаются затруднения в развитии ребенка на уровне нескольких психических функций (память, внимание, мышление, восприятие..), при чем трудно выделить, где именно эти затруднения больше, поэтому указывается такой размытый диагноз. Поэтому для начала я бы порекомендовала посетить психиатра (желательно детского психиатра), невропатолога с тем, чтобы укрепиться в точности поставленного диагноза или самого факта поставленного диагноза, а также, чтобы получить более полную и объективную картину развития ребенка. Порекомендовала бы также пройти исследование головного мозга (ЭЭГ). Если все же будут специалистами наблюдаться определенные затруднения в развитии, то имеет смысл подумать о лечении, которое назначит врач и одновременно с этим обратиться к психологу, логопеду, дефектологу с тем, чтобы систематически профессионально позанимались с Вашей девочкой, показали Вам, что можно делать дома для развития ребенка. Ну и, безусловно, Вам самой важно много разговаривать с ребенком, читать стихи и сказки, рассматривать картинки-предметы, картинки-действия, по смыслу взаимосвязанные, задавать как можно больше вопросов, Вам самой вслух рассуждать, объяснять, проговаривать и т.д. (Специалисты рекомендуют: С.В.Батяева, Е.В.Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких», «Я познаю мир» энциклопедия в картинках для малышей и т.д.)
Ведь мы знаем, что головной мозг формируется и развивается аж до 21-23 лет, что формируется он по-разному, в индивидуальном своем ритме, что психические функции в своем развитии могут западать на разных возрастных этапах, что на каждом возрастном этапе преобладает и назревает своя психическая функция (Так, в раннем возрасте – это восприятие, в дошкольном – память, в школьном, подростковом – это мышление). И поскольку психика развивается системно, то даже если где-то отмечаются затруднения у ребенка, то можно, занимаясь развивать другие психические сферы, с тем, чтобы подтягивались те, где есть затруднения. Поэтому с одной стороны, хочется Вас успокоить и сказать, что каждый ребенок развивается по-своему, и это нормально, паниковать не стоит, если специалист отметил определенные проблемы. Необходимо просто заниматься с ребенком, и со временем, ребенок многое догонит, а бывает и даже перегонит в чем-то своих сверстников. А с другой стороны, все же игнорировать информацию специалиста не стоит, просто примите к сведению, пройдите еще раз обследование.
А теперь по поводу того, что должен уметь ребенок в 3,5 года. Кратко можно охарактеризовать возраст так:

  1. Преобладает наглядно-действенное мышление. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
  2. Речь находится на стадии формирования. Специалисты выделяют (логопеды, дефектологи) следующие нормативные показатели в этом возрасте:
    Показатели речевого развития \ Время появления в норме
    • Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов 3 года 6 мес.
    • Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет
    • Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес.
    • Появляется словотворчество С 3 лет
    • Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) К 4 годам
    • Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р К 4 годам
    • Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи К 4 годам
    • Может пересказать знакомую сказку близко к тексту К 4 годам
    • Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки
    • Ребенок должен уметь называть животных: диких, домашних. Должен знать, как называются их детеныши: лошадь-жеребенок.
    • Должен уметь в 2-3 предложениях описывать картинку: кто на картинке, какие у него ушки, что держит в лапках и т.д
    • Ребенок должен уметь называть различные действия: волк бежит, рыбка плывет, белочка сидит и т.д
  3. внимание, мышление, память непроизвольны. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что находится в поле его зрения, запоминает то, что привлекло внимание.
    (!) Обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния ребенка.
  4. Концентрировать внимание, т.е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.
  5. Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
  6. Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
  7. Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
  8. Называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения; знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.

Вот несколько заданий, по которым вы сможете протестировать ребенка.
Развитие внимания

  • Найти на картинке одинаковые предметы, определить их цвет.
  • Нарисовать на листке, например, 2 домика и 2-х мишек и прочертить от каждого мишки тропинку к домику. Желательно, чтобы эти тропинки пересекались. Предложить ребенку глазами проследить путь каждого мишки к его домику и показать, кто где живет. Если малыш затрудняется сделать это зрительно, то предложите ему провести пальчиком по дорожке.
  • Предложить раскрасить фигурки по образцу.
  • Нарисовать контуры 3-4 предметов так, чтобы они были наложены друг на друга). Предложить ребенку найти какие предметы там спрятались.
  • Предложить найти несколько отличий на картинке (кошка серая-рыжая, у одной мячик, у другой кубик и т.д.). Если ребенок затрудняется, то задавайте ему наводящие вопросы.
    Развитие памяти
  • Рассматриваем картинку с 3-4 предметами. Ребенок должен назвать предметы. Закрываем книгу и просим вспомнить, что там нарисовано.
  • Рассматриваем картинку где, например, котик держит шарик, бельчонок держит яблоко, а мышонок коробку с бантиком. На другой картинке отдельно зверята и предметы. Надо вспомнить, кто и что держал.
  • Вспомним героев сказки "Колобок". Кого встретил сначала колобок. Вспомнить по картинке с изображением животных.
  • Рассматриваем 2 картинки. Первая - зайчик под зонтиком, идет дождь, грибы растут. На другой картинке - солнышко, ягодки, грибов нет, зонтик сложен. Что изменилось на картинке?

Развитие мышления

  • 2 картинки. Одна с животными, другая с едой. Надо найти, кто, что любит есть.
  • Рассматриваем картинку, надо подобрать пару к предмету : ваза и цветок, шапка и шарф, лопата и ведерка и т.д.
  • Найти заплатку к коврику. Красный коврик, а у него посередине нарисован красный круг, который нарисован еще и отдельно. Зеленый коврик с зеленым треугольником посередине и так далее. Малыш должен рассказать какую заплатку куда поставить, какого цвета коврики.
    Развитие мелкой моторики
  • Малыш должен уметь проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера. Для этого можно предложить дорисовать забор, лучи у солнца, дождик и т.д. Также должен уметь рисовать округлые предметы.
  • Малыш должен уметь аккуратно раскрашивать картинки.
  • Ребенок должен уметь выполнять простые движения пальчиковой гимнастики.
  • И вообще больше работайте с малышом руками (лепите, рисуйте как пальчиками, так и карандашами, собирайте несложные крупные пазлы и т.д.), т.к. мышление развивается наглядно-действенно, т.к. развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики)

Надеюсь, я ответила на Ваш вопрос. Не волнуйтесь, Анна, помните, что в этом возрасте малышам особенно важен психоэмоциональный комфорт, а вашей девочке – спокойная и улыбающаяся мама. Здоровья и удачи!

С уважением, клинический психолог Баянова Мария

Консультации: 

Комментарии

А у меня ребенок нормальный но при встречи с чужим человеком  пока его не узнает говорить не будет и это совсем не значит что он больной. А племянник у меня в 4 года до миллиардов считал, а врачу и до 10 не смог и ему тоже сказали что он умственно отсталый мы больше к врачам не ходим.

и у меня ребенок нормальный, на людях спокойный.

а тут пришли к психологу-и туут он показал себя на что он способен

она "Он что - гиперактивный"

Девочки не побоюсь этого слова, у меня волосы встали дыбом от его поведения.

двух слов связать не может, на стуле ерзает, считать не умеет, язык вообще проглотил.

Мама-дорогая, чего я только не наслушалась от психолога. Полкарточки исписала диагнозами ((((

 Как психолог скажу, что бывает и такое (что ребенок проявляет себя иначе, чем дома). Для этого я назначаю следующую встречу. Т.к. дети по-разному воспринимают новую обстановку. Кому необходимо 15 секунд, кому- то - час, кому-то больше. Но также хочу добавить, что психологи диагнозы не ставят, это не их полномочия. Это полномочия врача (психиатра, невролога и т.д.). Компетенции разные. 

Пришла к нам по вызову наша "судо-педиатр" ребенок (старшая) почитайте выше про нее, я описывала свою дочь. Болела, но врача ждала, когда та пришла, Даша стала радостно бегать и прыгать, забыв про температуру, так уходя наша "чудо-врач" начала меня подводить к тому, что у меня ребенок хоть и не гиперактивный, но не в норме подвижный! я спросила, а что она понимает под "нормой", ответа вразумительного не получила. Она мне посоветовала на дом пригласить психолога, окто. бы понаблюдал со стороны за ней! когда я сказала, что сама психолог и у моего ребенка все в порядке, что она просто обрадовалась ее приходу, то получила ответ цитирую " вам профессионализм меня не убеждает, со своими детьми мы плохие психологи", хотела я дабавить:- "как и педиатры", но деликатность не позволила! после этого, когда ребенок спросил у меня почему врач с ней не поиграла (и даже не улыбнулась, надо заметить), мне пришлось сказать, что есть врачи, которые не умеют общаться с детками! теперь когда мы к ней приходим Даша с ней играть не пытается.

Да.... т.е. если ребенок в три года не ответит на вопрос сколько будет 2+3 - он отстает в развитии???? Ну это же бред!!!!

Когда в 2 года муж с сыном ходили к логопеду, нам написали, что ребенок путает цвета.... Я то знаю, что он отлично все цвета знал тогда, но вот он решил доктору на черный цвет сказать - красный. Просто так решил сказать...это же ребенок!

Все верно говорите, надо смотреть в системе....Как раз 2+3 в 3 года он может не знать, но складывать пирамидку, собрать картинку из 2 элементов (+ другие показатели своевременного психического развития в 3 года) важно уметь. Если для 3-хлетнего ребенка это еще сложно, это говорит о том, что есть какие-то затруднения: ребенок способен, но нужно больше с ним заниматься дома, создавая условия для развития либо ребенку трудно в связи с обьективными причинами  (перинатальные последствия, психические, физические травмы и пр.)

И потом любой специалист/врач фиксирует то, что видит в данный момент. Не может врач прийдти домой и проводить осмотр там, где ребенок ведет себя иначе. Он пишет то, что есть в данный момент, а также может указать данные, которые не видит сам, но ссылаясь "со слов мамы...", "со слов родственников...". Безусловно родитель видит своего ребенка по-своему. Это одна реальность. Врач видит ребенка по-своему. Это тоже его реальность. Иногда эти реальности далеки друг отдруга.

Я в вашем комментарии услышала возмущение больше по качеству проведения, по процедуре консультации, приема...Тут конечно, бывает по-разному. Есть смысл об этом говорить конкретно, по конкретной ситуации. Но я хочу сказать, что возмущение ваше вообще очень даже понятно. И в таких случаях я рекомендую обратиться к другому  специалисту, чтобы услышать разные точки зрения, и чтобы снять свои родительские тревоги и недовольства. 

Моя старшая дочь в 3.5 года знает наизусть несколько длинных стишков, считает до 20 не путаясь, складывает до 5, знает все буквы! может сама рассказать целиком сказку "Три медведя", "Цветик-семицветик", "Гуси-Лебеди", "Снегурочка", с 1.5 года она уже знала все буквы (причем никто не заставлял) все выучили в процессе игры с кубиками, на буквы называла предмет, животное, что не могла сказать-изображала жестами. Говорит к 3.5 годам ну очень многосложными предложениями, хотя и не выговаривает Ш, Щ, С, Х, легсо бирает картинку из пазликов, стоит большие бащни и з кубиков и собирает сложную железную дорогу, рисует предметные картинки, которые понятны даже малознакомым, цвета, даже с оттенками, ну с 2.5 лет знает точно, что все удивлялись. Но это ребенок раннего развития, было видно с первых часов рождения. Младшая дочка тоже умница, но в 1.10 года она не знает буквы и не хочет даже на них смотреть, рисовать любит гораздо меньше, зато любит музыкальные инструменты и отыгрывает до-ре-ми по просьбе, разговаривать пока не начала, кроме эллементарных мама, папа, баба, Даша и Оля (маму зовет), ну еще несколько стандартных обозначений.. зато девочка очень тихая, самостоятельная и спокойная, сидит сама себе с игрушками копается и не хочет, чтоб ей мешали. Так что дети все разные, и под одну гребенку всех причесывать не стоит! А в статье описаны лишь психологические нормы, а нормы устанавливают сами психиатры, ориентирусь на группу детей 10-15 чел из чего и выводят свои средне-статистические данные! так что не стоит слишком серьезно к ним относится!

 

Вот здесь можно посмотреть нормы с точки зрения нейропсихологии:

в космос то еще никто не полетел из дочек? нобелевку не получают? а то смотри ка, в 3,5 года уже и на работу можно устраивать.