Дошкольник 3 - 6 лет

Сыну 6 лет. Стал вести себя агрессивно по отношению к родителям. Это проявляется, когда не делаешь, как он хочет. Говорит, что мы ему не нужны, он нас выкинет, не хочет нас видеть. Может кулаками махаться. Есть маленькая сестренка, ревности никакой. Уделяем внимание одинаково, обнимаемся, разговариваем, вместе играем, проводим время. Так он очень добрый, заботливый, внимательный, дружелюбный, веселый. Темпераментный был всегда. Но как вести и реагировать на такое, просто уже не знаем.
Физическое наказание не используем, стараемся договариваться. Объясняем, что очень неприятно такое слушать и т.д., вроде
все понимает. Но как опять "не по его", все начинается заново. Такое поведение только дома и с близкими, в саду всегда хвалят. (Алена)

Моей дочке 4,5 года, соску она не хотела сосать с рождения, но у нас был врожденный перелом правой ключицы, и она с рождения была с зафиксированной правой рукой, себя успокаивать она научилась, сосав большой палец левой руки. Пытаясь отучить мазала палец чесноком, специальным горьким лаком для ногтей, обматывала лейкопластырем, но до сих пор, засыпая и капризничая, она уходит или прячется под одеялко и сосет палец. Беда в том, что уже начала деформироваться нижняя челюсть, выпирая вперед. Как можно отучить ребенка сосать палец? Заранее спасибо. (Елена)

Наблюдая за поведением дочки (3.5 года), все чаще и чаще понимаю, что ребенок не воспринимает никого, кроме мамы и папы. Дочка ходит в сад с 2,5 лет, ходит неохотно, любит воспитателей, есть 2 девочки, с которыми общается в саду. Но вот бабушек не воспринимает. В присутствии нас – родителей, игнорирует вопросы и просьбы бабушки, не дает руку на прогулке и т.д. Проявляется и агрессия, и психи. Ребенок, как бы, не дружит с бабушкой. Но, когда бабушка одна ведет ее в сад – они вместе разговаривают, идут за руки и т.д. Со стороны родителей ребенок не наблюдает скандалов, выяснения отношений и т.д. Я не понимаю, почему такое поведение у ребенка, а, главное, как объяснить, что так делать не красиво и неуважительно. Хочется, чтобы ребенок был более ласков что ли... (Прим. У девочки есть сестрёнка – 6 мес.). (Жанна)

У меня дочка ходит в садик с большим трудом. Она плачет, иногда вплоть до рвоты. Дочка с превышением веса. Мы стараемся делать все, чтобы если не худеть, то хоть не набирать вес - ходим на танцы, теннис, наблюдаемся у эндокринолога. В садике, как я поняла, есть своя "каста" из 4 девочек. Ну как бы лидеры. Я слышала, как одна из них разговаривала с отцом - была в шоке. Вчера в очередной раз ребенок рыдал и рассказал, что ее называют жирной булкой... Специально забегают, когда она в туалет идет и обзывают. Говорят - вот мама у тебя красивая, а ты жирная булка... Я понимаю, что дети жестоки, но ей то что делать? Она щипается и толкает их в результате. Родители потом жалуются, что вот девочка их "малышек" обижает. А эти родители не видят, кого они воспитывают? И что делать мне, чтобы поддержать дочку? С каких пор лишний вес - это приговор? (Олеся)

Моего ребенка 3,5 лет обижают в детском саду-жалуется, что бьют мальчики (называет имена), часто большие царапины, ссадины. Я не знаю,как реагировать ПРАВИЛЬНО. Воспитатели говорят,что никто не обижает и все хорошо, что ребенок выдумывает. Замечаний никогда к моему малышу нет:он воспитанный, добрый, спокойный, семья интеллигентная. В нашей семье нет никакого насилия: психологического, эмоционального и, уж, тем более физического и т.д., а это, как я вижу-редкость. В воспитании мы придерживаемся педагогики сотрудничества (на равных), у моих детей всегда есть право выбора.В саду я вижу детей не воспитанных.Дома мы говорим ребенку, что нельзя брать чужое,а в саду у него отбирают игрушки.Мы следуем рекомендациям психологов и делаем все для того,чтобы ребенок не видел по ТВ, в интернете и в жизни сцен жестокости,боевики,драки и пр.,а смотрел только то, что предназначено для его возраста.Агрессивные американские мультфильмы мы тоже исключаем.Но все это ребенок видит каждый день в саду. Ощущение,что садик-это зона..Я уже не понимаю,как надо воспитывать ребенка
ПРАВИЛЬНО.Получается, что принципы воспитания нашей семьи и страны мешают нашим детям?Проблем бы не было,если б ребенок давал сдачу,но он этого не делает.Категорически отказывается даже слушать это. Из сада приходит нервный.Раньше на вопрос как дела,что в садике делал(И) говорил:кушал,спал,играл.Теперь вообще не хочет говорить о садике,а на уговоры говорит потом расскажу.В садик ходить малыш не хочет.Похоже,что-то происходит в спальне. Вчера на бедре под шортами появились царапины от 4х пальцев,к утру это уже стало коричневой корочкой.На это надо реагировать?И как,если в саду говорят,что все хорошо?Какие телесные повреждения и жалобы ребенка можно считать мелочью, а на какие надо как-то реагировать?Муж говорит не страшно,а я не понимаю,почему кто-то может моего ребенка царапать. (Нина, г.Когалым)

Нашему мальчику 3,5 года, он у нас четвертый ребёнок. Наш сын уже третий месяц ходит в садик и меня три раза уже вызывали в садик по причине того что ребёнок не активен в садике, например, к 8 марта дали стишки из восьми слов, но как мы не старались, он не выучил, мы уже последние пол года заметили что он неразговорчив такое ощущение будто ему все быстро надоедает. Когда я его забираю с садика, спрашиваю что вы делали или что ты ел, он не отвечает на вопросы или повторяет заданные вопросы, воспитательница в садике говорит что с другими детьми не играет или заданные упражнение или задачи не выполняет, и не слушается очень много капризничает, цвета не различает, все время ведёт себя играючи. Месяца два назад водили к врачу, он задавал вопросы типа где папа где мама это кто и.т.п а он не отвечал, но заданные действия выполнил типа открой дверь, дал ему ключи, а он в свою очередь пытался всунуть ключи в замок. Врач толком ничего не сказал, лишь выписал витамины роста. Иногда когда я возвращаюсь с работы, подходит и здоровается, иногда даже спрашивает куда я иду, или подобные вопросы задаёт матери, а так если его попросить что-то принести пульт или ключи, он выполняет. Такое ощущение, будто он ленится отвечать или выполнять какие-нибудь действия. Мы Вас очень просим ответьте как можно скорее, что нам делать, потому как мы уже серьёзно беспокоимся. (Шухрат, Таджикистан)

Ребенку 4 года исполняется на днях и он у нас "сам по себе"...Например разбросает игрушки. Я его прошу их собрать, а он делает вид как меня не слышит. В основном дальше играется с ними, я прошу его еще раз говорю, и я устала -помоги мне ,или поможешь мне я тебе приз дам (как правило, это сладкое),если и это не помогает бывает прихожу к тому-если не уберешь выбирай сам-или я тебя наказываю или собираешь и опять награждаю чем-то...конечно иногда на очень недолго это помогает ,он например складывает одну игрушку и все отвлекается и опять ничего не делает...таких примеров полно у нас. Например еще так же дело обстоит с одеванием одежды, мы все собираемся он не реагирует на нас, на нашу просьбу одеваться или мы уйдем,он оденет одну вещь и дальше играет, занимается еще своими делами...уже все собраны,а он в одной штанине.....мы ему говорим все мы пошли и уходим ,если он не оденется - конечно выходим в подъезд, так он начинает дикий ор с криками подождите меня и т.п,далее мы заходим в квартиру и он опять бежит и делает "свои"дела и начинается опять то же самое!!!!я просто не понимаю,что еще сделать мне или как сказать в этих ситуациях ему,чтоб он начал слушаться!!!ему особенно при одевании одежды этот процесс не интересен ,он почти зевает всегда при этом, он знаете, как не думая это делает, не концентрируясь на этом, например он может каждый день спрашивать где передняя сторона у одежды, где другая, когда мы каждый день ему показываем...просто уже не понимаю как надо себя везти при этом. Помогите пож-ста на моих примерах. К слову он у нас к своему возрасту достаточно развит,уже может простые ходы в шахматах делать, считает до 130 и т.п, но вот с некоторыми вещами мы отстаем. (Екатерина, г.Сургут)

В детском саду моих детей у многодетной семьи считают недоразвитыми. Мои дети 7, 4 и 2 года. Старших двух признали с отклонениями, хотя они развиваются по моему мнению очень активно. Старший читает, считает, можем стихи учить. И меня убедили, что они нуждаются из нормальной группы в группу ЗПР. Два месяца они там, и они стали вести себя намного хуже . У старшего начались тики . Меня очень беспокоит состояние своих детей. Что мне делать? Я хочу судиться, потому что считаю, что они это сделали намеренно. Я работаю, муж тоже. Может мне некогда ,но сколько могу я уделяю им времени всегда. Подскажите, по каким законам я сейчас могу действовать. Они совершенно моими детьми за время в садике ничем не занимались и хотят в этом обвинить нас. (Галина, г.Ульяновск,)

Примечание: текст письма, формулировки автора остались без изменений

У нас с мужем такая проблема: старшему ребенку 6 лет и он не хочет ходить в туалет по большому. Сын
родился маловесным и недоношенным. Мы обследовались врачи поставили диагноз долихосигма.
Прошел уже год после обследования, но мы эту проблему решить не можем. Сын продолжает ходить в штаны. Подскажите, пожалуйста, что нам делать? Ведь ребенку на следующий год идти в школу, и мы с мужем
переживаем, как он будет учиться со сверстниками. (Виктория, г.Сургут)

У меня один ребенок, ему 2 года 2 месяца. В детский сад пока не ходит. Во время прогулок, игр, хождений в гости, встречая не агрессивных, миролюбивых детей и сын такой же - спокойный, наблюдает, подражает, взаимодействует. Когда попадается задиристый ребенок, то мой сын проверку задиры не проходит: зажимается, пятится, чем еще больше провоцирует агрессора. Не плачет, но вижу, что переживает. Дома, перед сном вспоминает плохого мальчика (значит, переживает, держит в себе) ОЧЕНЬ ХОЧУ ПОМОЧЬ СЫНУ научится защищать себя, в ответ на "мяу" в сторону мышки отвечать:"Ав!" Осознаю, что эта ситуация - следствие каких-то моих перекосов в воспитании сына, но проанализировать себя очень сложно. Как менять такое положение вещей? Какой нужно быть маме по отношению к маленькому сыну, чтобы он был, наверное, более уверенным и смелым? Сын еще малыш, но его ровесники такие разные: на одного махнешь совочком, играя в песочнице, - и тут же получишь по голове ведерком; у другого нечаянно заденешь куличик - и тот сразу же обругает тебя на своем малышовом тарабарском языке. Также буду признательна, если порекомендуете хорошую литературу по этой проблеме. (Елена, г.Санкт-Петербург)

Я - мама пятилетней девочки. Обращаюсь к Вам, так как тревожит ее поведение в детском коллективе. На вопрос - чем занималась в садике,с кем играла? Ответы - "ни чем, ни с кем". "Я скучала". Или - "сидела одна рисовала, лепила и т.д.". На занятиях неактивна, в основном молчит. Сейчас детки играют в ролевые игры - мамы, папы, куклы, подражают семье. Роль моей дочери в этих играх - киска, или собачка. Мне кажется, что это символизирует неуверенность в себе, застенчивость. Стоит ли нам сейчас обратить на это внимание? Или это лишь особенность ребенка, заложенная природой? Какой совет Вы дадите? Добавлю, что ребенок растет в полной семье, в любви, не отстает по развитию от сверстников, начала рано разговаривать, ходить, очень хорошо рисует (наши рисунки всегда на выставках), контактна, не замкнута, очень усидчива и предпочитает спокойные занятия (может даже заплакать от крика и шумных игр детей). Но меня настораживает, что она находится как будто "в стороне". Буду благодарна за комментарий. (Ольга, г. Сургут)

Моей дочери 5,6 г. Она слушается только папу. На фоне папы меня не воспринимает, может обозвать дурой. Я уже неоднократно плачу от ее высказываний, но дочка подходит ко мне и тут же просит прощение. Так может происходить по 5 и т.д. раз в день. Спать ложиться очень поздно в 12 часов ночи пока папа не скажет. На мои просьбы лечь спать кричит "отстать". У меня единственный ребенок. Родила в 31 год, а мужу 47 лет, он ее балует и все позволяет. Помогите как мне поступать в этом случае. (Елена, г. Челябинск)

Моему сыну 3 года и 10 месяцев. В июне мы получили место в детском саду. До этого мы успешно год отходили в частный сад. Ребенок шел с неохотой, со слезами, но через недельку все прошло. Проходили 20 дней и уехали в отпуск, а там ремонт садики 2 месяца, вышли только в сентябре после болезни. Ребенок плакал каждый день. Началась опять адаптация. Как-то, когда мы забирали ребенка из сада, он пожаловался, что его воспитатель обидела, сказал , что она ударила его по голове. Эта воспитатель уволилась. С тех пор нежелание ходить в сад только усилилось, ребенок стал постоянно болеть простудными заболеваниями. Мы теперь в полной растерянности: воспитатель ушла, а проблема осталась. Подскажите пожалуйста, как нам безболезненно адаптировать ребенка, может стоит перевести его в другой садик?

(Мария, г.Сургут)

Моему сыну 4 года. Как и все дети он ходит в сад. Довольно любознательный мальчик, подвижный, общительный. В сад ходит с "переменным" успехом (то болеем, то ходим). В саду ничего плохого про него не говорят воспитатели. Но меня мучает следующее: на все вопросы про сад (чем занимались? что обедали? как зовут воспитателя? есть ли у тебя друзья?
учили ли вы стихи? читали ли вам книжку и т.д.) он мне отвечает: я не знаю, я не хочу.
Хотя дома вместе с ним выучили стих и он мне его рассказывает, что-то спрашиваю другое, он мне отвечает.

(Инна, г. Сургут)

Уважаемые специалисты! Прошу Вашего объяснения поведения сына. Моему сыну 5,5 лет. Он у нас никогда не отличался примерным поведением – шкодливый, шебутной. Со слов врачей, мы это относили к гиперактивности, и надеялись: вот станет постарше – и все наладится. При этом для выброса его сверхактивной энергии водили его в спортзал на детский фитнес. Сейчас он ходит с папой на хоккей. Однако изменений в его поведении не видно. Даже становится еще хуже – в группе его часто наказывают за непослушание (лояльно), жалуется, что никто с ним не дружит, отказывается идти в дет.сад. На днях снимали на видео занятие в группе деток с воспитателем. И я была очень огорчена, когда увидела, что мой сын с отсутствующим выражением лежит на парте, не участвуя в работе. Когда подошла его очередь идти к доске, он отказался идти. Дома при разговоре с ним, он ответил, что знал, что неправильно ответит, и поэтому не пошел к доске. Хотя все педагоги всегда отмечали, что он – мальчик смышлёный и у него светлая головушка.
В семье он тоже стал вести себя хуже. Практически всегда слушается только раза с третьего или после повышения голоса. Дома у нас дружественная семейная обстановка. По вечерам, за ужином я спрашиваю у него как прошел день, с кем играл, во что играл, стараемся анализировать его поступки. Я со своей точки зрения объясняю ему, почему ребята отказываются с ним дружить и воспитатели наказывают, что надо изменить в себе. По выходным я с ним занимаюсь по мере возможности. Мы всей семьей играем в разные игры. Перед сном обязательно захожу к нему поцеловать и сказать, что я его люблю. Наказываем мы его отказами купить новую игрушку, посмотреть мультфильмы, или пойти в детский центр. Сейчас уже стараемся стимулировать хорошее поведение и выполнение занятий в садике летней поездкой на море (так каждый год).
Меня пугает и огорчает в моем ребенке отсутствие заинтересованности, очень частое плохое поведение. Наш воспитатель мне объяснила это недостатком внимания к ребенку. Я уважаю ее мнение, но, на мой взгляд, вниманием наш сын не обделен. После собрания в садике постоянно думаю, как исправить его поведение.
(Мария, город не указан)

Мой старший сын не реагирует на замечания, учиться не хочет, постоянные двойки за классные работы, и не только. Пытаюсь обьяснить, что надо внимательно в школе всё писать, на следующий день идет и повторяется тоже самое. Когда ругаю его отвечает что он всё понял, через 5 минут бегает в отличном настроении как будто ничего плохого не происходит. Мужа боится, потому что может дать ремнём, но это редко очень в крайнем случае. Проблемы начались как пошел в первый класс, с учителем не было контакта, она сделала всё для того чтобы мы ушли из этой школы. Ежедневные звонки, и его в школе пилила она, завуч и учитель продленки. Проучился там год потом перевелись. Накричу потом чувство
вины мучает, уроки вообще делать не хочет, притворяется, что ничего не понимает, хотя с посторонними делает нормально. Подскажите, как быть? Может мы неправильно ведем себя?
(Карина,город не указан)

Моей дочери 6 лет, ходит в садик. Меня очень волнует то, что она практически все время пребывания в саду играет сама по себе, очень тяжело идет на контакт с другими детками (за исключением того, когда они сами с ней начинают играть). А когда её обижают, она даже не пытается постоять за себя, не может отстоять свою точку зрения. На занятиях в саду зная ответ, боится его озвучить. Хотя в семье у нас достаточно благоприятная обстановка: хвалим дочку за достижения, стараемся ее поддержать,занимаемся с ней, стараемся весело провести досуг.
(Виктория, г.Сургут)

Моему сыну 5 лет. Как и все дети он ходит в садик. Но вот с сентября месяца у нас появилась новенькая воспитательница, русская ли татарка до сих порпонять не могу, а спросить неприлично. Вообщем антипатия у нас с ней
возникла сразу. Сперва она начала жаловаться на моего ребенка, я отвечала
что дома я с ним поговорю и потом сказала что он боится и больше слушается папу поэтому можете сказать что папа будет ругаться, не знаю правильно ли это? Далее она все равно жалуется и даже вторая воспитательница, которая никогда не жаловалась на моего ребенка тоже начала говорить со второй на равных. Ладно, другая ситуация, мы с мужем разведены и так как муж у меня богатый бизнесмен, то он часто отправляет нас с сыном отдыхать,
и поддерживает всячески, и по этой причине сын пропускает садик. Я что не имею право на это? мол пусть не пропускает и ходит каждый день. Я прислушалась к ним и мы решили подождать новогодних каникул и не пропускать садик. Далее, я в один день пришла по-раньше и обнаружила группу в актовом зале на ритмике, разделась открыла дверь и стала смотреть, педагог разрешила покачав головой, они уже заканчивали, мне было любопытно узнать и посмотреть как ведет себя мой сын. Он вел себя очень хорошо повторял все действия, что показывал педагог. Выходя из зала, меня встречает та самая воспитательница и говорит (не поздоровавшись) " кто вам разрешил туда входить?" на повышенных тонах, имеет ли она на это право я очень вспылила и вообще расстроена ее поведением, неужели мы не имеем право взглянуть на детей во время занятий хоть чуточку (5 мин в тот день)? (Айсылу, г.Казань)

У меня дочь, 5.7 лет. Ходит в садик, на подготовительную группу. У нас всегда все было нормально в садике, и воспитатель нас всегда хвалила и с детьми хорошо ладила. Но воспитатели уволились и вместо них пришли новые, а мы как раз уехали в отпуск на подготовительную 2 месяца. Приехали и все поменялось. Каждый день жалобы на ребенка от воспитателя, и наоборот. Воспитатель говорит детей она (девочка) бьет, обзывает, часто не хочит слушаться, и дошло даже до такого, что дочка моя сняла в садике сандаль и бросила на воспитателя. Я была в шоке. Она очень умная девочка, но упрямая, я как мама знаю, что к ней нужен особый подход, но не знаю, как наладить ее отношения со взрослыми людьми. Дома я ей объясняю и она вроде понимает. Но потом опять все повторяется. Но по ее жалобам на воспитателя, я понимаю, что воспитатель как-то не так с ней обращается. Я уже хотела психологу показать ребенка. Как быть? (Вика, г. Сургут)

Моему сыну сейчас 4,5 года. В сад пошли прошлой осенью. Ходили редко (часто болел). В начале ему нравилось, рассказывал про новых друзей, с кем играл. Но потом, после очередной продолжительной болезни как-то все поменялось. В сад идти отказывался, воспитатели стали жаловаться, что он начал драться, вредничать, жадничать. Я с ним много разговаривала, объясняла. Драться перестал. Но и отношение к нему со стороны детей видимо изменилось. Вот вернулись из отпуска, и я вижу, что детки с ним не здороваются, даже игнорируют. Он каждый день со слезами идет в садик. А сегодня мне сказал, что у него нет друзей и никто с ним играть не хочет. Хотя он активный, веселый, хорошо разговаривает. Не знаю как наладить эту ситуацию, подскажите.
(Марина, г.Сургут)

Я подаю на развод с мужем. У нас двое детей - 6 лет и 1,5года, мальчики. Съезжать из квартиры он не хочет, придется уходить нам. Как мне объяснить сыну ,что мы с его папой расходимся? Как объяснить что уходим в другой дом? Что нужно сказать, а чего не нужно сказать? Муж против развода, но путем долгих усилий пришли к выводу, что я ухожу и забираю детей. К слову, воспитанием и развитием детей занимаюсь я.
(Елена, г.Сургут)

Помогите правильно поступить в моей ситуации. Я обратилась за помощью к детскому психологу в детском саду по поводу отказа посещения моего сына бассейна в детском саду. Рассказала ей, что год назад, когда я забирала ребенка из сада, он мне пожаловался, что его воспитатель ударила по голове за то, что он написял на тапочки. Естественно, я у воспитателя поинтересовалась, писял ли он в тот день в бассейне в тапочки, она ответила, что нет. Больше я эту тему не поднимала. И вот я упомянула об этом психологу, говоря о возможных причинах непосещения сыном бассейна, сказав, что возможно сын что-то не так понял, или его детки толкнули. Т.Е. прямого обвинения воспитателя у меня не было. После этого разговора ко мне подходит этот воспитатель (про которую сказал сын, что она ударила) и говорит: Почему я сказала психологу, что она (воспитатель) бьет моего ребенка? То есть мои слова полностью были перефразированы. Воспитатель сказала, что отказывается со мной работать, слушать меня отказывалась. Я ей пыталась объяснить, что если бы у меня были к ней претензии, я бы уж точно не к психологу пошла и не через год. Я просто хотела выяснить почему мой сын не ходит в бассейн. Сейчас я не знаю даже, как мне быть. Разве у психолого нет никакой этики, почему она пошла и рассказала все воспитателю? Сейчас я еще осталась виноватой за то, что обратилась за помощью. Помогите пожалуйста, как решить эту ситуацию. Воспитатель меня устраивает, жаловаться я на нее и не думала, в другой садик, группу переходить не хочу. Воспитатель стала меня обвинять, что я на нее клевечу, говорила, идите жалуйтесь куда хотите. Если честно мне ее реакция была непонятной. Она воспитатель, должна бы по-хорошему попытаться, разобраться в ситуации, а она меня даже слушать не хотела. (Елена, г.Орлов)

Сыну скоро будет 3 года 6 месяцев. Мальчик очень активный. Говорит он хорошо, знает достаточно много слов. Но если задаешь ему вопрос, например: что вы делали в садике ? или что ты кушал сегодня?, он его как бы не слышит… Просто рассказывает что-то свое... вообще не по теме... Цвета повторяем каждый день между делом в играх, но по просьбе не называет или ошибочно. То же самое с именами бабушек, дедушек. Зато может вспомнить событие годичной давности. В саду практически не участвует в коллективных играх. На занятиях музыкой, сидит на лавочке с пальцем во рту. По просьбе стишки не рассказывает, но недавно играя, бурчал себе под нос отрывок мухи-цекотухи. Больше трех минут он ничем заниматься не может (за редким исключением), очень быстро переключается от лепки, к машинкам, потом рисовать, играть на гитаре и т.п. Сидеть с ним и с книжкой раза 4 получилось за 2 года. Вроде просит почитать, но 2 минуты и ему уже не интересно. Лечь спать днем или ночью - проблема. Нормально поесть, тоже из ряда фантастики. Его ровесники в саду при виде родителей рассказывают что-то, отвечают на вопросы, а мой просто балуется, бесится … и просто меня не слышит... и ни на какие вопросы не отвечает... Вот... У невролога не наблюдались. Педиатр молчит. Психолог детского сада сказала так "...он у вас холерик..":) В общем, к специалисту знаю - надо, не знаю к какому в первую очередь. (Мария, г. Петропавловск-Камчатский)

Моей дочке 5 лет, она не видит на оба глаза, ходить и развиваться стала позже обычных детей. Но не это меня беспокоит, а то, что она совсем не слушает меня. Я бы даже сказала игнорирует. Она не хочет идти со мной гулять, постоянно вредничает, но у бабушки с дедушкой она ведет себя просто замечательно. При этом все говорят, что это виновата я. Но в чем? Я занимаюсь с ней, хожу гулять, все свое время провожу с ней (я не работаю), ходим в развивающий Центр. Мой муж говорит, что я очень строга с ней, но как быть по-другому, если она избалована, так как все близкие из-за ее болезни делают все, что она захочет, и у них она хорошая, а у меня плохая. Помогите мне, ведь я и в самом деле начинаю верить, что я
"злая" мама... (Инна)

У нас две доченьки. 1.8 и 6 лет. Старшая дочь Вика в последнее время стала обнимать совершенно незнакомых женщин и девушек и игнорировать все мои просьбы. Можно было бы подумать, что ей не достает внимания, но мы с ней (я и Вика) в выходные ходим вдвоем в кино, в цирк, в зоопарк, дома рисуем, лепим, красим, учим стихи - в общем проводим плодотворно время. Папа в это время занят с младшей. По будням дочь в саду. Я конечно же стараюсь уделять внимания поровну, в силу того что, младшая дочь еще мала львиная доля моего времени приходиться на нее. Физическое наказание в нашей семье не приемлемо. Поэтому если назревает конфликт, стараемся его словесно разрешить. Но Викуля совершенно не хочет слушаться. Она не понимает, что обнимая чужих, может обидеть маму. После каждого разговора, как ни в чем не бывало, болтает и хохочет со мной. Как не упустить момент и не потерять взаимосвязь с ребенком? Может можно к вам на прием попасть, чтоб не обсуждать проблему заочно. (Ольга).