Комментировать

Ребёнок не хочет говорить

Здравствуйте, Ксения. Спасибо за вопрос.
Для начала хочется сказать, что многие родители переживают из-за того, что их малыш не разговаривает. Причины в каждом конкретном случае могут быть разные, но итог один – неговорящий ребёнок не может что-либо попросить, сказать, что и где у него болит, что вообще его беспокоит. Помимо таких жизненно важных функций речи страдает коммуникативная сторона – затруднена возможность организации полноценного общения с обменом эмоциями, какими-либо знаниями об окружающем мире и так далее. Неудивительно, что мамы и папы ребёнка-молчуна всеми силами стараются побудить его к речи, порою отчаиваясь и опуская руки. Что важно помнить в таких случаях?
Во-первых, каждый ребёнок – индивидуальность. Да, существуют определенные нормы, которые были выведены, исходя из наибольшего числа заговоривших к определенному возрасту детей, но разброс будет существовать всегда. Это не значит, что нужно сесть и ждать, пока ребёнок дозреет. Это, скорее, к тому, что нужно с вниманием относиться к индивидуальным, только этому ребёнку присущим темпам и условиям развития. Так, часто вторые и последующие дети быстрее начинают говорить, так как в доме уже есть говорящий ребёнок, за которым они тянутся. Также в семье, где кроме родителей, есть ещё сверхзаботливые бабушки и дедушки, малыш может начать говорить позже – потому что зачастую все его потребности удовлетворяются сразу, без возможности их произнести вслух хоть как-нибудь.
Во-вторых, законы формирования речи едины для всех детей, с особенностями развития и без. Речь – в первую очередь, средство. Древние люди стали общаться развернутыми речевыми оборотами тогда, когда поле потребностей и предметов в их окружении расширилось настолько, что используемых до этого звуков (или жестов) просто перестало хватать для обозначения чего-либо. Мы общаемся с какой-то целью, всегда. Даже если это, казалось бы, беспредметная беседа о чём-то, это всегда обмен мнениями, эмоциями – одним словом, информацией. Отсюда следует незамысловатый вывод: ребёнок будет говорить тогда, когда ему не хватит окружающих средств для решения своих возникших потребностей. Другими словами, если на его жест в сторону бутылочки родитель просто подает её, то такому ребёнку разговаривать незачем, что совершенно логично – чего же зря сотрясать воздух, если всё и так прекрасно работает? Это, как уже упоминалось, особенно часто происходит в семьях с большим количеством ухаживающих взрослых, которые стараются быть хорошими, даже идеальными близкими.
В-третьих, каждый ребёнок, проживая индивидуальными темпами общие законы развития формирования речи нуждается в обучении и последовательности. Вспоминаем истории о так называемых детях-Маугли – тех малышах, которые по тем или иным причинам остались в раннем возрасте без попечения взрослых, но смогли выжить благодаря животным. Это не байки, такие случаи действительно задокументированы. Чем больше период пребывания ребёнка в такой «стае-семье», чем раньше он туда попал, тем вероятнее, что он уже не научится говорить, потому что в раннем детстве такой ребёнок не слышал человеческую речь. В основном, обучение происходит спонтанно: младенец слышит родную речь ещё находясь в утробе матери, затем накапливает пассивный словарь, слушая как общаются люди вокруг, начинает соотносить какие-то предметы и события с определенными словами и впоследствии уже использует, стараясь получить тот результат, который предполагает, исходя из прошлого опыта. Поначалу слово «мама» несёт в себе не только обозначение вот этой конкретной женщины, а, так сказать, весь спектр услуг, связанный с ней в понимании младенца – тепло, сытость, безопасность и т.д. Ребёнок кричит «мама» и когда хочет есть, и когда мокрый. А вот чтобы научить различать всё это многообразие слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, мы уже начинаем внятно называть малышу их по отдельности, показывать и взаимодействовать сами, от простого к сложному, обращаясь непосредственно к ребёнку, тем самым организуя процесс обучения.
И, в-четвертых, чтобы обучение было наиболее действенным, желательно проводить его в естественной для малышей форме – либо по ходу игры, либо в какой-либо деятельности. Помня об индивидуальности и последовательности, мы начинаем стимулировать ребёнка произносить простые слова «Мама», «Дай!», «Пить», «Идём». Слова будут короткие, но ёмкие – сложно ожидать от ребёнка фраз по типу «Мама, дай, пожалуйста, пить». На первых этапах достаточно, если малыш хотя бы пытается произнести необходимое в данной ситуации слово, даже если это неопределенный звук. В ответ на этот звук надо дать ребёнку требуемое и, гладя и обнимая, несколько раз ещё повторить нужное слово. С каждым разом просите большего: «Не понимаю, скажи ещё раз «дай»». Слово должно быть произнесено Вами чётко и внятно, лучше всего при этом находиться на уровне глаз ребёнка, чтобы он видел Ваши губы. Одно из универсальных слов – это слово «Помоги». Оно позволяет ребёнку обратиться к кому-либо с какой-то сложностью, не уточняя её на первых порах. Часто оно звучит как «Ги» или «По», но этого, повторюсь, поначалу достаточно. Важно пробудить мотивацию ребёнка говорить, сочетая его естественный интерес к произношению с насущными потребностями.
Конечно, не нужно издеваться над ребёнком, не давая ему есть, пока не скажет «Дай». Лучше использовать это в случае, когда ребёнок сыт, в целом доволен, но что-то захотел конкретное (сок, печенье или игрушку). Одним словом, то, без чего он точно не пострадает, но считает важным в данный момент. Стоит быть готовыми к тому, что малыш будет сильно плакать крокодильими слезами первые несколько раз – если привык, что раньше было иначе. Потому что объяснить маленькому ребёнку, что «мы перешли на новую систему воспитания» просто не получится. Многие родители сдаются и позволяют малышу получить желаемое, особенно под давлением сердобольных бабушек. Тогда – увы – больше шансов, что подобное манипулирование родителями закрепится и будет использоваться и в дальнейшем.
Как вариант, ещё можно использовать активные игры с необходимостью произнесения каких-то коротких, эмоционально насыщенных слов. Так, например, игры в мяч можно сопровождать восклицаниями «Гол!»; игры в прятки – «Ищи!». Если подключить куклы на руку или просто мягкие игрушки, то в ход пойдут звукоподражания: «Мяу!», «Гав!» и т.п. Главное условие – выраженная эмоциональность и включенность взрослого в игру.
Эти общие знания и рекомендации, справедливы, в целом, для большой группы малышей. Однако в Вашем случае, Ксения, нужно подойти к проблеме с осмотрительностью. Вашему ребёнку нет и полутора лет; кроме того, у него существуют определённые сложности, которые могут повлиять на возможность произносить слова чисто технически (особенности строения артикуляционного аппарата). Понимаю, что Вы беспокоитесь не только о том, как развитие речи происходит сейчас, но и как оно будет проходить в дальнейшем, если уже сейчас у ребёнка нет желания повторять за Вами какие-либо слова. Постарайтесь посмотреть на своего ребёнка другими глазами – убедитесь, с помощью невролога, например, – что физиологически есть предпосылки к формированию активной речи, что ничего не мешает Вашему малышу говорить, затем проанализируйте, как проходят Ваши домашние занятия, нет ли излишнего давления. Вероятно, ребёнок может проявлять своего рода протестные реакции в ответ на дидактичность со стороны родителей. Может быть, нужно сменить игры или вовсе на какое-то небольшое время отложить занятия в виде «занятий», то есть постараться просто играть с ним в игры с ролями, проигрывать одни и те же сказки, чтобы дать ему возможность повторять одни и те же фразы. Например, благодатна в этом контексте сказка «Теремок», адаптированная под возраст малыша: «Бежала мышка по полю, увидела домик, постучала и спрашивает «Кто там?». Как мышка спрашивает? «Кто там», правильно». И так далее, с перечислением всех подряд, особенно тех животных, что издают звуки типа «Мяу» или «Ква». Лису или медведя, например, значительно сложнее изобразить. Раз от раза, особенно если обыгрывать эту сказу ещё и в пространстве, пряча ребёнка и соответствующих кукол в домик, малышу будет всё легче участвовать в данном действии. Тем более, если сказку не продолжать, пока ребёнок не ответит за какое-либо животное. Почувствовав успех в чём-то одном, ему будет проще перенести навыки речи и в другие ситуации.
Ксения, я желаю Вам терпения, сил и здоровья Вам и Вашему ребёнку.
С уважением, клинический психолог Шелюк Ольга

Консультации: