Здравствуйте, Юлия!
Скажу честно, не видя девочку, трудно что-либо говорить. Но, опираясь на Ваши наблюдения и описания, скажу, что поведение девочки действительно обращает на себя внимание. С одной стороны, интерес к таким вещам, как перелом ( как устроена рука, что внутри, что она может быть вообще сломана и как это бывает) является естественным для ребенка. Это проявление ее живого интереса. А судя по вашим словам, она довольна активный и подвижный человек («В игре с другими детьми любит командовать»). С другой стороны, если все так, как Вы описываете (ребенок постоянно проявляет агрессию в играх, общении с животными, сверстниками), то у меня есть определенные мысли по этому поводу. Только хочу сказать, что важна степень проявления этой агрессивности, активности девочки. Иногда родители детский интерес, любопытство плюс особенности темперамента принимают за «ненормальную агрессию». Это тоже важно учесть.
1. Агрессия чаще всего это накопившаяся злость. Чем отличается детская злость от взрослой? Ирина Млодик (одна из моих любимых авторов-детских терапевтов) пишет: «Взрослым злиться неприлично, но в общем разрешается: на соседа, на ситуацию на дороге, на правительство, на дождь….Но практически нет ситуаций, где бы детская злость была принята взрослыми…» В нашем представлении ребенок просто не должен злиться. Ведь это говорит о том, что:
- он не воспитан (родитель испытывает стыд и вину)
- не любит своих родителей (родитель испытывает тревогу и вину)
- не желает подчиняться (имеет свое мнение), (родитель испытывает тревогу и стыд)
- не уважает окружающих (ему важнее выразить собственные чувства)
Важно, научить ребенка проявлять, выражать эту злость. Как? В игре, рисунках, лепке, игры с водой, подвижные игры, спортивные секции. Иначе скопленная злость уменьшаться не будет, она будет направлена либо на людей, либо на себя (частые детские синяки, ушибы, переломы говорят именно о аутоагрессии). Это не означает, что нужно позволять ребенку бить животных. Конечно, на это необходимо обращать внимание, что Вы и делали, Юля. Думаю, Ваши беседы имеют свой эффект. Но важно также прислушаться к ребенку, предположить, от чего эта злость (усталость, перевозбудился, потребность заняться чем-то подвижным, а кроме кошки под боком никого нет, еще что-то) и пытаться направлять эту энергию через что-то более приемлемое.
2. Я так поняла, что было подозрение на синдром гипервозбудимости, и лечения как такового не было. Я бы рекомендовала показаться все же неврологу, для себя, для того, чтобы убедиться, что органических нарушений нет. И лучше показаться не одному, а 2-3 специалистам, чтобы составить более объективную картину нервно-психического развития ребенка
3. Трудно выражать злость ребенку в семье, если вокруг на проявление эмоций запрет. Это важный момент. Вдвойне тяжелее ребенку, когда и плохим эмоциям нет места, и хорошим тоже (удивления, восхищения, радости, смеха, любви, теплоты и т.д.)
Часто мамам, особенно в неполных семьях, сил просто не остается ни на что, тем более на какие-то «телячьи нежности». В Вашем письме (в дополнениях), фраза «воспитываю дочь одна с рождения» создала ощущение, что это состояние «одна» до сих пор как-то непросто, и по-особенному переживается Вами. И у меня возникло предположение, что внутри Вас есть очень много непроговоренных переживаний, что Вы продолжаете с ними находиться, боясь с ними встретиться, признать их. А дети – они проводники чувств родителей. Они отражают все, что происходит в семье. Есть предположение, что очень много в семье злости (на что-то, на кого-то, не так важно). Самый уязвимый член семьи (девочка) ее выражает как умеет.
Вы спросили :«как относиться к этому?» «пройдет ли с возрастом?». Пройдет с возрастом или нет – тут никто точной гарантии вам не даст. А как быть с такими проявлениями дочери? Я бы рекомендовала разбираться во всем этом. Обратиться за помощью к квалифицированному психологу, чтобы разобраться, откуда корни этой злости у ребенка. Рекомендовать проще относиться к агрессии, самоагрессии ребенка не могу. Не может не задевать, когда собственный ребенок злиться и агрессирует.
Я не очень поняла, кто составляет круг общения девочки, с кем она больше проводит время (ходит ли она в садик или нет, как проводит свое время, чем заполнен ее день, посещает (посещала ли) какие-то кружки, студии? Часто активным, энергичным и темпераментным детям просто необходимо создавать условия для реализации этой энергии, иначе энергии будет выходить, но «своим» путем.
Надеюсь, я ответила на Ваш вопрос. Желаю эмоционального баланса вашей замечательной семье.
С уважением, клинический психолог
Баянова Мария