Ребенок не слышит мои просьбы!

Здравствуйте, Екатерина! Спасибо за вопрос.

В Вашем рассказе о ребенке описывается спокойный, меланхоличный мальчик, этакий созерцатель. Весьма примечательно, что Ваш малыш уже знаком с шахматами. Это также характеризует его как мыслителя, а не человека действия. Такие дети – фантазеры и мечтатели. Подолгу могут они копаться в игрушках, выискивая что-то новое из давно забытого. Часто смотрят в окно, обращая внимание на облака, деревья, проезжающие автомобили. На улице могут подбирать разнообразные прутики и камешки, выстраивать из них причудливые композиции. В повседневных делах, действительно, этим деткам приходится сложнее – ведь их медлительность и мечтательность не позволяют вовремя выполнить требуемое.

В ритме современной жизни родителям и воспитателям некогда ждать, пока ребенок закончит свою игру-фантазию: «Поторопись!», «Мы опаздываем!», «Давай быстрее!» и так далее. Маленький человек слышит взрослого и, поверьте, пытается следовать просьбе. Однако слышит – здесь и сейчас. Другими словами, волевых усилий четырехлетнего ребенка не хватает на удержание указаний. Ведь вокруг столько интересного!

В целом, способность произвольно регулировать свои действия в соответствии с инструкцией развивается значительно позже и является одним из критериев готовности ребенка к школе. Тем не менее, помочь малышу-копуше встроиться в мир более активных детей и занятых родителей обязательно нужно. Каждое понукание взрослого, его обещания оставить ребенка одного дома не способствуют развитию самоконтроля, а лишь добавляют тревожности и суеты в его размеренную внутреннюю жизнь.

Екатерина, хорошо, что Вы пытаетесь быть последовательной в части выполнения обещаний, это правильно и вызывает доверие Вашего ребенка, какой бы окраски ни были эти обещания. То есть, если Вы собирались поощрить каким-то призом, то поощряете; если решили, что уходите, то и в самом деле выходите из квартиры. Однако из Ваших переживаний я понимаю, что этих мер недостаточно или они уже не работают так, как хотелось бы. Осталось неизвестным, какую роль играет папа детей, что он предпринимает в таких ситуациях. Еще интересно, каким образом участвует второй ребенок – является ли он примером для подражания, к которому Вы всегда обращаетесь при сынишке, или он маленький и Вы одеваете его сама. В первом случае сравнение показывает ребенку, что он и так уже слышит от Вас – что он самый медленный из всех, что из-за него все опаздывают или не могут уйти. Это вряд ли поможет ему быть шустрее, так как чувство неуспешности при сравнении только возрастет, ведь никак не получается приблизиться к образцу. Эффективнее будет, если старший ребенок примет нейтральную сторону в спорах вокруг Вашего мечтателя и будет постепенно помогать – не делать это вместо, но вместе. Например, в случае уборки игрушек старший ребенок может выступить в роли сортировщика, сидя на месте и просто распределяя, куда какую игрушку отнести младшему. Разумеется, Ваша задача должным образом замотивировать добровольного старшего помощника и на первых порах организовывать такие «сортировочные станции» совместно.

Во втором случае наличие младенца, неспособного самостоятельно одеваться, в сочетании с указаниями «немедленно натянуть колготки» может вызвать у ребенка внутренний протест и по-детски естественное желание оказаться на месте опекаемого грудничка. Можно попробовать предложить старшему в какой-то раз, когда нет особой спешки, самостоятельно одеть младшенького, подробно разобрав, что за чем следует, как называется и для чего предназначено.

Вообще, в данном случае представляется самым наилучшим использовать достоинства Вашего ребенка-мыслителя. Необходимо сместить акцент с самого действия на какие-то вещи, которые будут ему интересны. Так, сбор игрушек может превратиться в подготовку к полету на космическом корабле. Полет происходит в невесомости (рассматриваете картинки или ролики с чем-то подобным), а потому просто жизненно необходимо закрепить все предметы на своих местах. После сбора или во время, но за каждый определенный Вами этап (одна полка или коробка; книги или машинки), вручается звездочка. Эти звездочки помогают ориентироваться в космосе, разумеется! Стакан жутко полезного молока от космической коровы (пририсуйте коровке прямо на упаковке шлем от скафандра и легкие крылышки) и специальное витаминизированное печенье в виде ракет или звездочек закончат вечер юного космонавта. В следующий раз это может быть аврал на пиратском корабле. Еще через день – туристический поход. И так далее.

Вам самой нужно решить для себя – что на самом деле является приемлемым критерием выполнения действия. Чтобы игрушки были собраны каждый день или достаточно двух раз в неделю? Для каждого вечера можно создать железное правило для всех членов семьи – идти купаться в ванную (беситься там и пускать пузыри, разумеется!) имеет право тот, кто выполнил свою часть обязательных действий, будь то сбор игрушек или мытье посуды, глажка одежды на завтра или чистка обуви. Если правило нарушается – для каждого, это важно! – то увлекательное купание превращается в унылый пятиминутный душ. Требования к ребенку должны быть честными в плане их соблюдения остальными. Одевание? Что именно Вы считаете возможным самостоятельно надеть для четырехлетнего ребенка: колготки, носки, футболка, брюки, обувь? Составьте наглядную схему для малыша – что за чем ему надевать и при какой погоде. Пусть перед выходом из дома сбегает к окну, посмотрит, что там, и сам покажет Вам, какие предметы одежды понадобятся.

Чудесная система детского восприятия позволяет ребенку как бы «не слышать» то, что им слишком часто повторяют, особенно назидательным тоном. Только смена формы подачи требований и просьб может заново вернуть внимание детей к происходящему: «Так, что-то сегодня в комнате много круглого, тебе так не кажется? Нет? Давай проверим. Неси все круглое». Затем квадратное, потом мягкое, зеленое и так далее. «Какие носки подойдут к этой футболке, выбирай и неси». Порою можно прибегнуть к достаточно жестким мерам. Речь идет об «уходах» разбросанных игрушек, грязных тарелок, валяющихся книжек. «Ненужные» ребенку предметы взывают к нему в последний раз и тихо, без скандалов, отправляются в кладовую или на балкон. Кроме того, это позволит трезво оценить – ребенку вообще необходимо то количество игрушек, которое он ухитряется разбросать за день? Может быть, он просто не в состоянии отделить интересные от надоевших, потому что их слишком много, а, соответственно, они забываются и при уборке мальчик играет ими как новыми.

В любом случае, личностные особенности Вашего ребенка сложно переделать. Можно надеяться, что приведенные мною рекомендации помогут Вам по-новому взглянуть на своего малыша и помочь ему перевести внешний контроль над действиями во внутренний, постепенно готовя его к бесконечным будущим «Надо» и «Быстрее».

С уважением, клинический психолог
Шелюк Ольга

Консультации: