Комментировать

Разговорим молчуна от 1,5 до 3-х лет

Говоря о малышах такого возраста, можно часто услышать фразу: "Он все понимает, только пока не говорит". Это означает, что ребенок знает значение многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации. Но так ли это на самом деле, быть может родители преувеличивают возможности своих детей или же не достаточно внимательно и точно отслеживают достижения ребенка в овладении пассивным словарем?

Часто при более внимательном обследовании ребенка или в процессе работы с ним логопед обнаруживает пробелы в знаниях малыша: ребенок не только не понимает значение многих слов и выражений, но и путает, те, что постоянно использует в обиходе, может назвать одним и тем же словом разные предметы или действия, т.е. обобщает. Например, смешивает значение слов "ванна" и "раковина", на просьбу показать, где шампунь, показывает на тюбик с кремом и т.д.

Родителям следует осознавать, если существует ЗРР или ОНР, отставание затронет все стороны речи - как процесс говорение (активная речь), так и процесс понимания (пассивная). Следовательно, можно утверждать о том, что работа над пониманием речи не говорящих детей не просто желательна, а необходима.

Итак, вести работу надо по нескольким направлениям: создать речевую среду и накапливать пассивный словарь.

Поговорим о первом. Развитие ребёнка происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных. Получается работают совместно и родители, и логопед. Как же вести эту работу родителям? Необходимо постоянно говорить с малышом, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание, раздевание, отход ко сну, прием пищи, уборка игрушек, рисование, умывание ит.д.). Так же необходимо это проделывать смотря мультики, читая книги, играя в игрушки и прочее. При этом взрослому нужно обращаться к ребенку с вопросами, не следует требовать от малыша немедленного ответа, следует, выждав паузу, ответить самому. После того как ребенок познакомился с предметом (посмотрел, ощупал, манипулировал им), можно попросить его принести знакомый предмет или совершить какое-либо действие. Ребенок постоянно слышит речь взрослого, узнает много новых слов и выражений, а значит, их смысловые значения лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

учитывая все вышесказанное, следует стараться, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка отвечала следующим требованиям:

  • правильность,
  • четкой, с выделением ударного слога,
  • простой, из фраз по 2-4 слова,
  • повторяемость,
  • богатство, использование различных интонаций, меняя темп, ритм речи, делая паузы.

Теперь о втором направлении. Пассивный словарь - это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии. В ходе этой работы, основной задачей родителей является - накопление словарного запаса, тех слов, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления, состояния, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни, могут наблюдать, чувствовать и т.д. Это довольно просто сделать имея под рукой семейные фото (где мама? покажи, где папа? а где кошка, которую ты гладил на даче и пр.), зеркало (изучаем лицо, тело, одежду), игрушки (их можно искать, прятать, при этом, озвучивая все манипуляции с ними, показывать им квартиру, кормить и пр.), картинки по разным темам (просить ребенка показать тот или иной предмет, либо действие изображенное на картинке - человек бежит, ползет, стоит, лежит и пр., для большего результата можно опять же использовать фотографии, на которых ваш ребенок совершает эти действия; много-мало, большой-маленький и пр.).

Далее, к этим двум направлениям присоединим развитие непосредственно активной речи. Об этом напишу в следующий раз.

Если возникают вопросы по данной теме, прошу их оставлять в комментариях к данной записи, постараюсь ответить.

ANNA

Затронутые темы : 
Консультации: