Говоря о малышах такого возраста, можно часто услышать фразу: "Он все понимает, только пока не говорит". Это означает, что ребенок знает значение многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации. Но так ли это на самом деле, быть может родители преувеличивают возможности своих детей или же не достаточно внимательно и точно отслеживают достижения ребенка в овладении пассивным словарем?
Часто при более внимательном обследовании ребенка или в процессе работы с ним логопед обнаруживает пробелы в знаниях малыша: ребенок не только не понимает значение многих слов и выражений, но и путает, те, что постоянно использует в обиходе, может назвать одним и тем же словом разные предметы или действия, т.е. обобщает. Например, смешивает значение слов "ванна" и "раковина", на просьбу показать, где шампунь, показывает на тюбик с кремом и т.д.
Родителям следует осознавать, если существует ЗРР или ОНР, отставание затронет все стороны речи - как процесс говорение (активная речь), так и процесс понимания (пассивная). Следовательно, можно утверждать о том, что работа над пониманием речи не говорящих детей не просто желательна, а необходима.
Итак, вести работу надо по нескольким направлениям: создать речевую среду и накапливать пассивный словарь.
Поговорим о первом. Развитие ребёнка происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных. Получается работают совместно и родители, и логопед. Как же вести эту работу родителям? Необходимо постоянно говорить с малышом, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание, раздевание, отход ко сну, прием пищи, уборка игрушек, рисование, умывание ит.д.). Так же необходимо это проделывать смотря мультики, читая книги, играя в игрушки и прочее. При этом взрослому нужно обращаться к ребенку с вопросами, не следует требовать от малыша немедленного ответа, следует, выждав паузу, ответить самому. После того как ребенок познакомился с предметом (посмотрел, ощупал, манипулировал им), можно попросить его принести знакомый предмет или совершить какое-либо действие. Ребенок постоянно слышит речь взрослого, узнает много новых слов и выражений, а значит, их смысловые значения лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.
учитывая все вышесказанное, следует стараться, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка отвечала следующим требованиям:
- правильность,
- четкой, с выделением ударного слога,
- простой, из фраз по 2-4 слова,
- повторяемость,
- богатство, использование различных интонаций, меняя темп, ритм речи, делая паузы.
Теперь о втором направлении. Пассивный словарь - это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии. В ходе этой работы, основной задачей родителей является - накопление словарного запаса, тех слов, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления, состояния, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни, могут наблюдать, чувствовать и т.д. Это довольно просто сделать имея под рукой семейные фото (где мама? покажи, где папа? а где кошка, которую ты гладил на даче и пр.), зеркало (изучаем лицо, тело, одежду), игрушки (их можно искать, прятать, при этом, озвучивая все манипуляции с ними, показывать им квартиру, кормить и пр.), картинки по разным темам (просить ребенка показать тот или иной предмет, либо действие изображенное на картинке - человек бежит, ползет, стоит, лежит и пр., для большего результата можно опять же использовать фотографии, на которых ваш ребенок совершает эти действия; много-мало, большой-маленький и пр.).
Далее, к этим двум направлениям присоединим развитие непосредственно активной речи. Об этом напишу в следующий раз.
Если возникают вопросы по данной теме, прошу их оставлять в комментариях к данной записи, постараюсь ответить.
ANNA
Комментарии
Анна, очень
Гамма (не своевременно, но
Гамма (не своевременно, но всё же) попробуйте поиграть с ребёнком. Создайте такую ситуацию, чтобы появился эффект неожиданности. Например (один из вариантов): ребёнок просит у Вас печенье, Вы подаёте ему печенье "как будто", т.е. движение выполняете, тянетесь в нужную сторону, понарошку берёте печенье с полки и подаёте в руки ребёнку, со словами: "На". Скорее всего ребёнок, продолжит игру, понарошку съедая печенье. А может быть попросить дать ещё одно. Поддержите игру, попросив сына угостить Вас половинкой печенья.
Разговорились!
Элен, Ваш ребёнок просто
Элен, Ваш ребёнок просто дозрел (как неспелое яблочко).
Но для того чтобы выжидать, надо быть уверенным, в том, что именно время и будет лучшим лекарем. К сожалению, многие родители пускают на самотёк, ожидая чуда, ссылаясь, на то на соседнего ребёнка того же возраста, то на "Я так же говорил(ла) в детстве" и пр.
А для того, чтобы быть уверенным в правильности решения, необходима консультация ХОРОШИХ специалистов: невролога, логопеда, нейропсихолога.