Здравствуйте, хотела ребенка отправить в логопедический садик (он единственный около дома), пошли к логопеду, что бы она нас направила на ПМПК, т.к. у меня ребёнок в 5 лет при общей неплохой развитости, не произносит правильно ни одной шипящей, заменяет одну шипящую другой, как сказала сама та логопед: «пол алфавита в трубу вылетело, его трудно понять, каша во рту». Тем не менее, она сказала, что у нас всё замечательно, это не тяжелые нарушения речи, а лёгкие, и не дала направления на ПМПК, а дала только справку, в которой написано "ФФНР. Стёртая дизартрия". Неужели нам теперь не светит лог. сад, я же сама его речь не вытяну (нет ни средств, ни времени). Подскажите, что мне делать дальше? У него ещё младший брат, 3.7 года, тоже не произносит ни одной шипящей правильно, а иногда и глотает буквы в словах, она сказала что это абсолютная норма для его возраста, правда ли это? Мария.
Ответ:
Уважаемая Мария, действительно, в логопедический сад направляют детей с тяжёлыми речевыми расстройствами. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), обусловленное стёртой формой дизартрии не является таковым. Попробуйте посещать логопедическую группу в обычном детском саду.
По поводу второго ребёнка. В письме следовало указать, каким образом ребёнок заменяет или искажает шипящие звуки.
Конечно, не все звуки малыш должен уметь произносить к 3 годам, однако, вместе со звуками раннего онтогенеза, которые, как правило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные артикуляции. После 3 лет абсолютно недопустимым является межзубное произношение свистящих и шипящих, которое многие родители ошибочно считают милой особенностью детской речи. Последовательность освоения ребенком звуковой системы родного языка подчинена строгим закономерностям, которые хорошо известны логопедам и позволяют им уже в раннем возрасте диагностировать у ребенка даже не грубые отклонения в формировании артикуляции.
Не позднее, чем к пяти-шести годам, ребенок должен научиться правильно произносить все звуки родной речи.
Любые нарушения в произношении звуков после достижения этого возраста рассматриваются, как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно (иногда это приходится делать на протяжении длительного периода времени). Поэтому именно в возрасте до пяти-шести лет просто необходимо контролировать формирование у ребенка правильного звукопроизношения и стараться вовремя предупреждать закрепление косноязычия.
С уважением, логопед
Анна Арнаутова.