Здравствуйте, Маргарита!
Спасибо за вопрос. Надо сказать, нелегкое письмо. Нелегкое от того, что много сторон жизни затронуто: развод с мужем, переезд, отношения со вторым мужем, отношения отчима с сыном, ваше собственное эмоциональное состояние, и самое важное – состояние вашего семилетнего ребенка. Вы большая молодец, что решили поделиться тем, что долго держали в себе. Это уже большой шаг к преодолению.
1. У меня сложилось впечатления, что проблемы начались не тогда, когда ребенок пошел в школу, а задолго до этого…В школе они просто проявились и обострились. Всегда ли ребенок был таким? С какого момента Вы заметили изменения в нем, его поведении, эмоциях? Совпадает ли это с событиями в Вашей жизни?
2. Из письма поняла, что меры против «плохого» поведения заключались больше в «пощечинах» и «подзатыльниках» («Иногда я ставлю пощечину или бью по губам»). Если это не дает нужного эффекта, есть ли смысл это использовать дальше? Обращались ли к психологу в школе? В чем сами видите причину такого поведения вашего сына? Каким вы видели себе сына 7 лет назад?
Настоятельно рекомендую очную консультацию психолога с целью найти подходящие средства воспитания, более гуманнее эффективнее для ребенка. Дело в том, что он-лайн консультации здесь явно недостаточно. Очевидно, что проблемы складывались не один год, и потребуется большая работа, чтобы это разрешить.
3. Да, Вы правы, он привлекает к себе внимание…Даже если так, то значит есть недостаток этого внимания…Как думаете, в чем он? В каком виде он хочет его получить? Вряд ли в виде подзатыльников, горьких слов и других наказаний…
И потом, если ребенок говорит (пусть и в эмоциях) о том, что что-то сделает с собой или кем-то, то в любом случае стоит прислушаться и отнестись к этому серьезно. Это как минимум знак того, что то, что происходит в семье уже настолько невыносимо, что он требует обратить Ваше, мама, на это внимание, требует заботы, ласки и признания остроты его переживаний!
4. Есть впечатление из письма, что причину видите только в ребенке («все началось со школы», «в классе все лидеры, мой ребенок тоже лидер», «с учителями не нашел общего языка») Но так или иначе человеческое поведение определяют внешние ситуации, события, толкая на определенные действия, поступки.
Какого вы хотите поведения сына, если дома демонстрируется совершенно определенный пример? Где он научится по-другому?
5. Очень часто дети в повторном браке мамы чувствуют себя лишними и ненужными…Особенно если взрослыми для этого складывается «специальная атмосфера». Особенно, когда это подкрепляется случайно брошенными словами типа «вечно ты под ногами», «опять ты это сделал», «мне за тебя всегда стыдно» и т.д. Проанализируйте свою повседневную речь, слова каких оттенков чаще всего присутствуют: положительных? Негативных? Как часто Вы хвалите сына вообще? А насколько часто бываете довольно собой, Маргарита?
6. «Ребенок хочет, чтобы я сошлась с первым мужем и переехала в родной город». А чего хотите Вы, Маргарита? Какого счастья Вы желаете себе? Своему сыну? Каким Вы хотите его видеть, например, в 20 лет? Морально сильным, добрым, отзывчивым или подавленным, агрессивным, с низкой самооценкой? Как Вы думаете, что сделать в Ваших силах для этого?
7. И последнее «Помочь решить проблемы» может только сам человек. Специалист может лишь навести на размышления, рассмотреть ситуацию с разных сторон. Но выбор делать в любом случае Вам, Маргарита.
Не хочется Вам желать терпения. Вы достаточно уже терпите. Хочется пожелать Вам благоразумия в принятии решений, ясности мыслей и чувств и ЛЮБВИ К СЕБЕ. Человек все же рождается на Земле, чтобы быть счастливым…А Вы счастливы?
С уважением, клинический психолог
Баянова Мария