Усиливается активность ребенка, появляются элементы самостоятельности. Малыш хорошо ориентируется в пространстве – садится, встает, нагибается. Он может выказывать чувство симпатии или предпочтения, отказа или протеста по отношению к окружающим лицам, игрушкам, еде. На первое место в этом возрасте выходит развитие движений и речи.
Развитие движений
Малыш устойчиво стоит, придерживаясь одной рукой. Иногда, отпуская руку, остается без опоры. К концу 11-го месяца ребенок научится стоять без поддержки и сделает свои первые самостоятельные шаги. Взрослым важно, с одной стороны, обеспечить ему самостоятельность, с другой – умело оберегать, страховать кроху.
Чем старше становится ребенок, тем больше проявляется его индивидуальность. Один может опережать свой возраст, другой – немного отстает.
Малышу нравится играть. В этом возрасте можно использовать кубики, пирамидки, кукольные мисочки и тарелочки. Полезны для малыша и музыкальные игрушки: барабаны, бубны, ксилофоны. Дети приходят в восторг, когда в результате их действий возникают звуки, и стараются извлечь их снова и снова.
Ребенок все больше подражает действиям взрослых, учится употреблению предметов. Если вы покажите ему, как класть кубик на кубик – «строить дом», как выливать воду, толкать машинки, он попытается повторить ваши действия. Теперь каждый предмет приобретает для него особые свойства: куклу он укачивает, расческой «причесывается», машинку катает.
Предложите ребенку пирамидку (крупную, с яркими разноцветными кольцами). Сначала он будет разбирать пирамидку, снимая поочередно кольца. Затем кроха научится надевать их на стержень, пока не обращая внимания на размер (и сначала с вашей помощью).
Особую роль начинают играть куклы. Ребенок начинает показывать на ней глазки, носик, ротик, ручки и ножки. Если у вас сын, не помешает купить ему куклу-мальчика. Кукла для малыша имитирует ребенка (человека). Взрослый может выстраивать с игрушкой занимательные несложные сюжеты, понятные малютке. Например, куколка разговаривает, ест, пьет, спит, поет песенку.
Развитие действий с игрушками во многом зависит от того, насколько повседневная жизнь ребенка наполнена впечатлениями, яркими наблюдениями окружающего (например, дети играют в мяч, кошка греется на солнышке и т.д.)
Все действия малыша эмоционально окрашены. Если ему удалось сделать то, что он хотел, малыш радуется, смеется, лепечет. Неудавшиеся действия вызывают неудовольствие, протест, плач.
Речевое развитие
Малыш прекрасно понимает речь, реагирует на нее, бурно выражает свои эмоции. Он осваивает первые обобщения в речи взрослого. Например, по вашей просьбе он может найти не один, а все мячики.
Ребенок начинает произносить первые слова-обозначения (например, «ав-ав» - собачка, «га-га» - уточка, «кис-кис» - кошка, «дай», «на») Каждое слово многозначно и смысл его сильно зависит от интонации. Так, простеньким «ам-ам» малыш может сообщить, что голоден, указать, что на столе лежит яблоко, объяснить, что сейчас делает кошка. Большинство слов ребенок сопровождает жестами. Он использует простейшие жесты: да – кивок головой, нет – покачивание. Некоторые дети начинают говорить позже. При этом они выполняют простые указания, но не произносят слова (т.е. обладают пассивной речью).
На развитие речи благоприятно влияют отчетливое произнесение слов взрослым, называние предметов, привлекающих внимание малыша, чтение коротких стихов. Можно использовать специальные занятия, игры. «Кто это?» - показываете вы на папу или бабушку. Держите в руках игрушку, дожидаясь пока малыш скажет «дай».
Книги
Малыш любит рассматривать картинки, книжки. Он уже может перевернуть страничку. Указывая на картинки, называйте изображенные предметы, пойте песенки из книг. Когда читаете, варьируйте тембр голоса, гримасничайте или как-то иначе поддерживайте интерес ребенка к сюжету и к книге. Повторяйте звуки, издаваемые различными животными, и вскоре малыш будет отвечать: гав-гав, мяу-мяу, пи-пи и т.д. Читайте малышу часто, но не долго.
Ребенок понимает просьбы взрослых и с удовольствием откликается на них. Он готов много раз подряд показывать части тела у себя или у куклы, тыкать пальчиком во все называемые вами предметы в комнате или на улице. Дети стараются помочь маме выполнять ее повседневные обязанности. Кряхтя и сияя, он принесет вам тапочки или выбросит в мусорное ведро фантик. Постарайтесь найти такие «сферы деятельности», где малыш мог бы удовлетворить этот интерес. Например, вы готовите обед, а кроха пусть складывает кусочки порезанных овощей в кастрюлю. Вы моете посуду – поставьте и ему мисочку с водой, пусть прополощет в ней чайные ложки.
Делая что-то, ребенок ждет от вас эмоциональной реакции, старается, чтобы его поступки радовали вас, а ваши положительные эмоции, в свою очередь, поощряют малыша к этим действиям.
Умения малыша в конце одиннадцатого месяца:
-
Малыш делает первые самостоятельные шаги. Стоит сам без опоры.
-
Выполняет различные поручения – принеси, дай, отнеси, положи, возьми.
-
Складывает кубики, снимает и надевает кольца с большими отверстиями.
-
Произносит первые слова – обозначения «мама», «папа», «киса», «ав-ав», «дай», «на».
Информацию подготовила клинический психолог Т.В. Ким
Бюджетное учреждение ХМАО – Югры «Сургутский клинический перинатальный центр»
| |