Неусидчивый и капризный ребенок

Здравствуйте, Ирина. Спасибо за вопрос. Не пугайтесь, Ирина. Если бы у всех нас оставался тот же характер, как в три года, то мы бы не стали теми, кем являемся сейчас. Личность все же развивается непрестанно, хотя, конечно, остов (черты характера человека, система ценностей, жизненные взгляды закладывается в детстве и подростничестве). Но, как известно, никакое развитие невозможно без личностных кризисов. (Кризис первого года жизни, 3х лет, семи лет, подростковый кризис, кризис среднего возраста и т.д.).

Возрастной период Вашего сына как раз подпадает под кризисный. Давайте вспомним, что кризис трех лет характеризуется:

  • упрямством
  • негативизмом
  • строптивостью
  • невротичностью поведения (ночные страхи, ночное недержание мочи, затруднения в речи, заикания в речи и т.д.)
  • гипобулические припадки, т.е. своеобразного вида приступы, которые внешне напоминают припадки, но по сути дела, не являются припадками в прямом смысле слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами).

Но кроме этого, этот период характеризуется:

  1. развитием воли и связанной с ней чувство независимости и самостоятельности. Если не дать возможности сформироваться воле – ее место займут чувства стыда и неуверенности
  2. гордость за достижения. То есть способность настойчиво и целенаправленно стремиться к поставленной им цели, невзирая на сложности и неудачи. Только при этом очень важно, чтобы взрослые эту победу увидели и одобрили. Если же этого не произойдет – ценность достижения катастрофически падает… Также надо учитывать, что чувство гордости сочетается в этом возрасте с обостренным чувством собственного достоинства. И отсюда – повышенная обидчивость, эмоциональность и чувствительность к тому, насколько родители и другие важные для малыша люди признают его достижения.
  3. развитием способности к обособлению, отделению от других. Тренирует эту способность ребенок в тех же действиях, что и развивает самостоятельность. Ведь в момент своего детского противостояния он глубоко переживает чувство обособления… а иногда и отторжения со стороны взрослых, вызванных его «дурным поведением»
  4. развитием чувствительности и сензитивности к чувствам других. Если я сделаю так – как отреагирует мама? А если вот так?… Постоянная проверка, наблюдения выводы… Таким образом (если родители помогут, конечно) юный исследователь человеческих отношений учится и навыкам позитивного общения, и приемлемым (мирным) формам обособления от других.
  5. развитием рефлексии. Он вообще только недавно открыл для себя то, что он – это он. Отдельный от других, могущий влиять на окружение. А теперь еще начинает сравнивать себя с другими. И отношение к себе зависит от собственных достижений.
  6. Проводится проверка границ дозволенного. Постоянное выяснение что «можно» и что «нельзя».

Таким образом, в каждом нашем кризисе все же больше положительного, чем отрицательного. Это правда. Хотя, конечно, родителю непросто в этот период. У родителей тоже свой кризис. Требуются много терпения и любви.

Считается, что чем острее и ярче будет протекать кризис трех лет, тем прочнее сформируются и укрепятся волевые черты характера ребенка, т.к. данный кризис – это рождение своего «Я», рождение самосознания другого уровня: ребенок больше начинает осознавать себя (свои желания и потребности) и внешний мир. Следовательно, чем сильнее будет подавляться желания ребенка, его инициатива и активность, тем хуже это отразиться как на развитии ребенка (психическом и личностном), так и на том, как будет воспринимать выросший ребенок мир в будущем, на его дальнейшей жизненной позиции.

Специфика данного кризиса и кризисных реакций в том, что ребенок готов к новому этапу своей активности (желает быть более самостоятельным, активным, инициативным, более независимым от родителей, скажем так, «более взрослым», а родители продолжают к нему относиться как к несамостоятельному малышу, который без мамы или папы ничего сам не сможет. Действительно, ребенок в этом возрасте еще не настолько самостоятельный, чтобы предоставить ему абсолютную свободу, однако те кризисные реакции, которые демонстрирует сам ребенок говорят о том, что требуется более широкое поле деятельности, чем есть у ребенка, что требуется «другое» отношение к нему, уже не как к малышу.

Поэтому очень важным будет:

  1. помнить, что такое «ужасное» поведение детей не есть их сознательный выбор, а есть следствие определенных закономерностей развития. Вот именно так ребенок осознает и реализует свою самостоятельность, учится регулировать свои желания и реакции.
    Важно! Разделять, подчеркивать и поощрять полезные инициативы ребенка (поливать цветы, мыть пол и т.д.)!
    Важно! Свою помощь предлагать ненавязчиво и медленно (пошагово) демонстрировать навыки ребенку.
  2. По наблюдениям родителей и специалистов, негативные реакции нарастают, когда ребенок или слишком долго предоставлен сам себе и требует к себе тем самым внимания или таким образом «уходит» от гиперопеки со стороны значимых взрослых. В связи с этим важно все же проявлять меру во взаимодействии с ребенком (В чем заключается мера Ваших с ним отношений и где она? – это вопрос больше или очной психологической консультации или Вашего материнского чутья, которое, никогда не обманывает, если внимательно прислушиваться к нему).
  3. Если ребенок не просит о помощи – не вмешивайтесь в его детские дела.
  4. Определите несколько неизменных правил, которые обеспечивают безопасность ребенка и окружающих. Их должно быть немного. (Нельзя играть на проезжей части, надо спать днем…) А во всех остальных случаях – действуйте более гибко. Как именно – это уже сфера для проб и ошибок родителей. Но кто же лучше вас знает, что будет срабатывать с вашим малышом?
  • используйте прием «Давай вместе!» Пойдем вместе умываться, да еще и мишку захватим…
  • прием «У меня не получается… Помоги мне, солнышко»
  • можно оставить ему свободу выбора, но в Вами заданных рамках: «Ты будешь есть макароны или кашу? » А из какой тарелки – из синей или с корабликами? Гулять будем во дворе или пойдем в парк?»
  • возможно, просто отступить на какое-то время: не хочешь есть - не надо. Пускай сам созреет для самостоятельного решения.
  • предложите безопасную замену в случае негативного действия. Рвет книжки? А в ответ: «Ой, как интересно бумагу рвать. А я думаю, что газеты еще интереснее. Надо попробовать… так, где они у нас лежат, не помню… Саша, ты не помнишь?…»
  • Обращайтесь с ребенком, как с равным. Спрашивайте его мнение, просите разрешения воспользоваться его вещами, говорите «спасибо» в ответ на его услуги… Так вы не только снизите его желание упрямствовать, но и покажете хороший пример для подражания.
  • Истерики.
    Если в более ранние годы жизни причиной истерики малыша были усталость или перевозбуждение, то сейчас – это способ манипуляции.
    Поэтому на требование мы твердо и уверенно говорим «НЕТ» и лишаем ребенка внимания.
    Увещевать ребенка, пытаться ему объяснить что-либо абсолютно бессмысленно. Он все равно вас не слышит. Остается только дать ему закончить истерику самостоятельно и не дать ему получить то, чего он таким образом добивается – внимания, вещи, действия от Вас. Только помните, что крики, шлепки – это тоже внимание. Пускай негативное, но хоть что-то. Поэтому если вы уступите или он получит внимание – будет использовать этот инструмент воздействия и дальше.
    Особые мастера истерик падают на пол особенно грамотно: в лужу или посреди толпы людей. В таком случае аккуратно переносим строптивца в более сухое или менее людное место и кладем в такую же позицию, как брали.
    Успокоился? Вот и отлично. Нотации и ругань эффекта не имеют. Гораздо продуктивнее использовать сообщение о своих чувствах: «Мне всегда очень неприятно, когда мой сын падает на пол в магазине и кричит».
  • (некоторые рекомендации заимствованы с сайта http://ot1do3.ru)

    Это основные рекомендации, которыми хотелось поделиться.

    Но помимо этой причины (кризис трех лет), описанные Вами изменения в поведении ребенка трех лет могут быть связаны также и с походом в детский сад, с появлением в доме младшего братика/сестры, с появлением другого члена семьи (хотя в Вашей семье сынок - самый младший). Это тоже важно учесть.

    Ваш основной вопрос «Как убрать капризность?» предлагаю переформулировать так: «Что я могу сделать как родитель, чтобы капризность проявлялась менее остро? Чем я могу помочь ребенку пережить кризисный период?», потому что капризность не уберешь, так же как не уберешь любые другие психические проявления (они или есть или их нет). Важно родителю вместе с ребенком учиться быть с этим и ПРЕОДОЛЕВАТЬ. Это главное. А что же Вам делать, как родителю, описано выше в рекомендациях.

    Терпения Вам, Ирина! Из письма почувствовалась Ваша тревожность («Как быть дальше? «пугает поведение..», «пугает капризность и неусидчивость…»). Если Вы ищете способы решения для себя и своего ребенка, не останавливаетесь на том, что есть, значит, Вы уже во многом зрелая и мудрая мама, которая постоянно самосовершенствуется как родитель, а значит и как личность. Вы молодец!

    С уважением, клинический психолог
    Баянова Мария

    Консультации: 

    Комментарии

    Ой, спасибо!!! Классный коммент от специалиста, у самой сыну почти 3 года - те же финты вытворяет;) Подумываем о ремне временами, так это достает...тоже боимся, что упустим момент в становлении характера и появлении капризной личности...Теперь есть над чем подумать:)

    Мамочки обратите внимание на питание. Дети так себя ведут из-за недостатков определенных витаминов. А не потому что плохо воспитаны.Нужно чтобы витамины были сбалансированы и содержали всю группу В . Не смотрите на моно продукты ищите комплексные и обязательно натуральные. У меня старший сын был шило.

    Уж питанием тут точно не отрегулируешь кризисное поведение.
    Во-первых, с правильным питанием как правило у мам проблемы, потому что дети едят только то, что им нравится, и никакие наши ухищрения с дет. оформлением еды, игровой формой при кушанье, или наши уговоры, что он не вырастет, если не будет есть то-то и то-то, ничего не помогают...вот так! Приучить ребенка к правильному питанию - большая проблема (я своих двоих, как ни старалась, не смогла). Старший ест строго ограниченный набор продуктов (пюре,лапша,котлеты,курица,помидор,огурец,немного круп и всё), а младший - только вкусненькое, остальное просто выплевывает. Витамины (медикам.) говорят и пишут, что тоже мало пользы приносят ...Вот и отрегулируй, попробуй.
    Во-вторых, мне кажется, что тут главное и очень важное - это правильное и адекватное поведение родителей на выкрутасы своего ребенка и особенное внимание к нему в этот период.

    Я тоже стала замечать, что мой послушный, спокойный сынок (2,8 г.)стал нервным и очень капризным: чуть голос на него повысишь - сразу слёзы "ты меня не любишь?", чуть-что не "по его" - истерика или опять слёзы. Вообще, заметила, что последнее время стал он сильно плаксивым: по каждому пустяку плачет (конфету не дали до ужина, в ванне не разрешили долго плавать, американ.мультик переключили и т.п). Наверное пресловутый кризис 3-х лет начался. Я в такие моменты стала выходить в др.комнату, чтобы не наблюдать. Так первое время он за мной приходил и плакал ещё громче (даже бывало, что без слёз), я ему всегда говорю:"выйди, успокойся и тогда приходи - поговорим". Так теперь он сам, если расплачется, то бежит из комнаты, успокоется, слезы вытерет и приходит меня гладить, главное сказать ему потом, что очень его любишь, но так вести себя нельзя... Не ребенок, а просто "золото"