Нужен ли невролог?
Здравствуйте Анна Владимировна! Моему сыну 3,3 года. Родила его в срок весом 3500 кг, рост 51 см, не плановое кесарево! Беременность протекала отлично, но на 8 месяце ставили гестоз легкой степени. Кормила грудью, в 8 месяцев сам отказался от груди, но после этого выбрал плюшевого медведя и с ним засыпал при этом сосал большой палец руки, до 3 лет (сейчас его отучиваем от пальца и засыпания без медведя, т.к. только видит медведя рефлекторно сует палец в рот). Пошел в 11 месяцев! В 3-4 месяца прижигали гемангиому лазером, на лобовой части головы! К году говорил мама папа, баба, деда, издавал разные звуки, как положено в этом возрасте. Где-то в 10 месяцев положили в инфекционное отделение с ротавирусом, кололи лекарства, пролежав там всего сутки, выписалась по собственному желанию, но после этого ребенок где-то до 2 лет не воспринимал поликлинику, очень боялся врачей, кричал неимоверным голосом, когда ходили на осмотр к педиатру. В 2,2 пошли в садик, при прохождении невропатолога поставили ЗРР, надеялись в садике разговорится! На данном этапе его роста, он умеет за собой ухаживать, т.е. сам себя кормит, очень уверено и хорошо держит ложку, одевается, обувается, раздевается, вещи складывает на свои места с помощью мамы. Понимает абсолютно всё, что ему говоришь, "пошли купаться" - идет купаться, "пошли кушать", "убирай игрушки", "пойдем гулять", "принеси книжку" (либо какую-нибудь другую игрушку) все приносит и знает где её искать. Играет в конструкторы, складывает по цветам, показывает где кошечка, собачка и ещё парочку животных, на больше его не хватает, чтобы позаниматься с книжкой, больше любит играть в машинки...
А вот словарный запас очень маленький, мама, папа, пока, дай, отдай, на, пойдем, уйди, "пи" это писать, и пить, и привет, «ка» это какать, собака (ав-ав), кися. Ну, а все остальные потребности его, и то, что он хочет сообщить, показывает сам, если хочет гулять значит берет свою обувь и верхнюю одежду, кушать, идет на кухню и берет то, что лежит на столе, если хочет игрушку, тянет за руку и показывает пальцем на тот предмет, который хочет и говорит «дай». Иногда может повторить слово, которое ему говоришь, не прыгай - "пыгай", и так выскакивают слова. Все повторяет, я мою посуду, тоже после этого лезет в умывальник, моет посуду, если что-то ремонтируется, берет инструменты и тоже ремонтирует, расчесывается. Очень часто любит смотреться в зеркало! Вот и хотелось бы узнать, из всего вышеперечисленного, заговорит ребенок или нужны вмешательства невропатолога и лекарств? Или будет достаточно занятия логопеда? Заранее благодарна за ответ!
Ответ:
Уважаемая Жанна, несмотря на то, что Вы довольно подробно описали сложившуюся ситуацию на данный момент, у меня возникло несколько вопросов, без ответов на которые,я не смогу с уверенностью дать Вам ответ и рекомендации.
А именно:
1) Почему невролог поставил ЗЗР, были основания (он Вам объяснил) или просто ребёнок боясь врачей, не смог показать всё, на что он способен?
2) Появились ли сдвиги после того, как начали посещать детский сад не только в навыках самообслуживания, но и в речи?
3) Почему не плановое кесарево, по какой причине, если беременность протекала нормально?
4) Как сосал грудь, при кормлении попёрхивался ли, давился ли молоком, быстро наедался или сосал длительно?
5) Ползал ли и если да, то с какого возраста?
Не имея ответов на эти вопросы, предварительно могу ответить, да, логопед Вашему сыну необходим. Судя по Вашим словам, ситуация не так плоха.
У ребёнка, налицо, желание общаться (пусть и при помощи жестов). Поэтому просто необходимо:
- развивать активный словарь (то, что сын повторяет слова - очень хорошо, этим и надо пользоваться). Необходимо постоянно говорить с малышом, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание, раздевание, отход ко сну, прием пищи, уборка игрушек, рисование, умывание ит.д.). Так же необходимо это проделывать смотря мультики, читая книги, играя в игрушки и прочее.
Ситуация: купили ребёнку новую игрушку.
Петя, у тебя новая машина. Что это у тебя? Правильно, машина (даже если ребёнок не ответил! Он ведь обязательно попытается). Машина большаааая. Смотри папа, какая у Пети машина. Пусть папа спросит: «Какая?» (ребёнок ответит большая, ну или попытка произнесения слова большая). Правильно машина большая. А что умеет делать машина? Возможно малыш сам изобразит звуком типа «брум» слово ездит. Если так, вы подтверждаете: «Правильно, машина ездит». Покатайте машину, повторяя несколько раз слово «ездит»: «Ездит сюда, ездит туда, ездит по дороге, ездит по кочкам. Теперь сам вези машину». Ребёнок покатил её. Вы задаёте вопрос : «Что машина делает?» и т.д.
- так же пассивный словарь (это те слова, значение которых ребёнок понимает, но в силу каких-то причин пока не произносит) (его надо не только расширять, но и уточнять).
Например: ребёнок должен различать между собой чашку и стакан, ванну и раковину, кепку и панамку; пойти-подойти; спать-лежать; убрать-собрать и пр.
Развивать коммуникативные навыки. Создавайте ребёнку такие ситуации, чтобы он захотел использовать речь. Задавайте вопросы, просите рассказать о чём-то важном для него самого, спрашивайте совета/одобрения и пр.
С уважением, логопед
Анна Арнаутова