Речь двойняшек
Здравствуйте, у меня девочки-двойняшки, нам уже по 2,8. Скажите пожалуйста какая речь должна быть у двойняшек в этом возрасте. На данный момент одна разговаривает лучше другой, но речь не чистая. Например ля-ля пит (ляля спит), оечка (овечка), составляет предложения из 3 слов, мне кажется что они не выговаривают много согласных звуков. А вторая дочка еще меньше говорит, какая-то каша иногда получается. Где то читала, что вроде бы это нормально для двойни и что речь у них будет хорошая в 4 года. Я озабочена потому что старший сын в это время маленький стишок рассказывал.Спасибо (Елена)
Ответ: Уважаемая, Елена. Ранее я уже писала о показателях речевого развития в норме детей 3-х лет. Тот факт, что одна девочка говорит лучше другой является нормальным, ведь у них разный темперамент, разный склад характера. Даже в столь раннем возрасте можно увидеть разницу: вот этот ребенок молчун, а другой его сверстник болтает без умолку и никак его не остановить. Не всегда на это влияют какие-либо речевые нарушения, возникающие вследствие негативных факторов (травмы, заболевания, аномальное развитие и т.д.). Существенную роль в этом вопросе играет личность ребенка. Это как раз лучше всего можно увидеть на примере двойняшек (близнецов, тройни и пр.), конечно, лишь в том случае, если показатели физического здоровья и центральной нервной системы двойни идут на одном уровне начиная с внутриутробного развития. Дети растут и формируются в одинаковой речевой среде, имеют равный круг общения (родственники, друзья, садик).
Теперь вернемся к тому отрывку вашего письма, где вы указываете на разницу в речи между старшим ребенком и младшими двойняшками. Для разъяснения этого момента необходима информация по следующим вопросам:
Во-первых, с какого возраста старший сын пошел в садик (если пошел) и посещают ли его ваши младшие дети? Как известно, детский сад дает сильный толчок в речевом развитие детей. Большое количество родителей и специалистов скажут о том, что многие дети начинают больше говорить начав посещать детсад. Быстрее обучаются навыкам самообслуживания, таким как: ходить на горшок, держать ложку, самостоятельно кушать, одеваться, засыпать и пр.
Во-вторых, возможно у девочек действительно есть задержка речевого развития, обусловленная речевым нарушением. На этот вопрос вам может ответить логопед при обследовании девочек.
В-третьих, это может быть банальная нехватка времени с Вашей стороны. Многие мамы и с одним-то ребенком не находят времени позаниматься, а уж с двумя, тем более. Возможно, старшему ребенку Вы могли уделять больше внимания, Вам позволяло это делать и время, и Ваши силы. Чего нельзя сказать о ситуации с младшими детьми. Но это нормальное явление, когда многодетная мама не всегда успевает выполнить что-либо по хозяйству или уделить должное внимание детям. Безусловно, к этому надо стремится, но не будем забывать о том, что она является не только мамой, а еще и любящей женой, подругой, дочерью и просто красивой женщиной, которой хочется нравится окружающим, иметь свои личные развлечения, интересы, заниматься саморазвитием и образованием, словом жить не только жизнью ребенка, а своей собственной.
Не отчаивайтесь. Сходите на консультацию к логопеду в детскую поликлинику, возможно Вам не о чем волноваться. В противном случае, осмотрев детей специалист даст необходимые рекомендации по развитию речи дочерей.
С уважением, Анна Арнаутова.