Комментировать

М.М. Масагутова, медицинский психолог: Подростковый суицид – как определить и что делать

Современное общество слишком перегружено информационными потоками различных, иногда и вовсе не нужных сфер. Наиболее неблагоприятное влияние такая социальная обстановка оказывает на еще не окрепшую психику подростков. Названные психологические аспекты толкают многих из них к необдуманным поступкам, которые впоследствии заканчиваются плачевно. Что удивительно: практически все эти проблемы, от выборов глав государств до хамства в магазинах, охотно обсуждаются в обществе, как на самом высоком уровне, так и в «кухонных разговорах». Исключение составляют лишь разговоры о смерти. Вернее – о добровольном уходе из жизни. О суициде, особенно когда его совершает юный человек, не принято говорить открыто, словно над этой темой довлеет некое социальное табу. В то время как актуальность данной проблемы подчеркивается беспощадными цифрами статистики. По количеству подростковых самоубийств Россия занимает третье место среди всех стран мира. По уровню смертности от самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. А ведь это самое страшное, когда из жизни уходит ребенок.
С чем же связан столь высокий процент суицидов среди подростков? Дело в том, что переходный возраст – самый опасный. Сколько искалеченных судеб…И все из-за того, что подросток чувствует себя никому не нужным. Это естественное чувство, свойственное переходному возрасту. Как важно взрослым не просмотреть его, понять юную душу, помочь и, если нужно, простить. Однако причины этих проблем кроются не только в особенностях подросткового возраста, но и в социальной среде. Среди социальных причин подростковых проблем в последнее время часто называют аномию. Под аномией понимаются различные виды нарушений в ценностно – нормативной системе общества (своего рода «отсутствие норм»). Аномия порождает циничное и безответственное отношение подростка к закону, игнорирование требований общественной морали, приводит к росту преступности среди подростков, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями, в целом искажает личностное развитие. Не последнюю роль играют и социальные сети Интернета, где существуют специальные сообщества, осуществляющие пропаганду добровольного ухода из жизни среди подростков.
Рассматривая факторы суицидального риска, можно говорить о том, что чаще всего ребенок приходит к мысли покончить с собой во время депрессии. Депрессия возникает из-за отчаяния, когда существует длительная травмирующая ситуация, которую ребенок не в силах решить самостоятельно. Причиной отчаянного шага может стать и краткосрочная травмирующая ситуация (обида, оскорбление). В таком случае самоубийство совершается в гневе, в состоянии аффекта, с большим желанием отомстить сверстникам или взрослым. Важно отметить, что в возрасте до 10 лет наблюдается очень низкий уровень суицидальных попыток, а возрастает риск в 13-19 лет. Так же увеличивают риск медицинские факторы, а именно соматические патологии, которые ограничивают интеллектуальную и социальную активность. Безусловно, оказывают влияние и индивидуальные факторы суицидального риска (национальные обычаи, возраст, культурные ценности, уровень алкоголизации, время года).
И все-таки, кто входит в группу риска? Среди детей, обучающихся в школе, в группу риска входят в первую очередь отличники, а так же дети, к которым предъявляются завышенные требования. Кроме того, дети с повышенными умственными способностями зачастую оказываются непринятыми в группе сверстников. Особого внимания требуют и дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессии. Нередко дети становятся жертвой собственного Эго, подвергая себя демонстративному суициду – часто подростка на такой отчаянный шаг толкает желание доказать что-то своим близким. В таком случае суицид они используют как инструмент для манипуляции со взрослыми: "Вот умру, тогда будете знать!!!" Однако любые суицидальные тенденции таят в себе немалую опасность, поэтому в любой ситуации надо быть терпеливыми. Родителям следует понимать: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (это кстати проще, чем заставить замолчать другого), сознавая свою правоту. Ведь ваша задача, по сути, в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды. А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни. Сухомлинский говорил по этому поводу: «Важнейшая причина трудностей в воспитании подростков заключается в том, что воспитательная практика выступает перед ними в обнаженном виде, а человек в этом возрасте по самой своей природе не хочет чувствовать, что его воспитывают». Подросток очень раним, несмотря на внешнюю грубость – как ежик, который свернулся, колется, а сердечко: «Тук-тук». Будьте ему другом!
Как же предугадать суицид? Обычно о запланированном суициде намекают (из 10 человек 8) словами: «Я лучше себя убью», «Я никому не нужен», либо начинают усиленно интересоваться мотивами смерти в искусстве (музыка, картины). Делают это открыто в надежде, что окружающие его поймут и спасут. На самом деле, человек, решившийся на самоубийство, не хочет умирать, самоубийство для него – способ сообщить всему миру о глубине своего отчаяния. До тех пор, пока у человека, кто бы он ни был: вор, убийца или просто заблудившийся по жизни – есть хотя бы один знакомый, который его может выслушать, понять, этот человек не решится на истинный суицид. К сожалению, не существует ни одного надежного биологического, химического или психологического теста, позволяющего предсказать, способен ли конкретный человек совершить самоубийство. Однако, существует ряд признаков, говорящих об эмоциональном дискомфорте и внутреннем напряжении ребенка.
ПЕРВОЕ. Постоянное пониженное настроение. Для ребенка характерна тоскливость. Он считает, что у него ничего не получается, он ни на что не способен, а потому все валится у него из рук. При этом дети часто высказывают свою вину перед окружающими. Причем готовы раскаяться даже в том случае, если они не совершали серьезных поступков.
ВТОРОЕ. Не получая достаточной любви от родителей, дети неосознанно начинают совершать действия, которые доставляют им физическое удовольствие. Например, ребенок монотонно, как маятник, раскачивается из стороны в сторону. Или расчесывает себе руки. Или по одному вырывает волосы на голове. Это сигнал, который неосознанно посылают вам сын или дочь.
ТРЕТЬЕ. Серьезным показателем психологического неблагополучия являются пессимистические мысли. Постоянные высказывания о смерти, рассуждения о том, как здорово было бы умереть, чтобы освободиться от всех забот, должны вас насторожить. Конечно, не стоит хватать ребенка и вести его к врачу, если он позволил себе какую-нибудь черную шутку. Но если такие высказывания вошли в систему, есть о чем задуматься. Приложите все силы, чтобы выяснить, какие причины отравляют существование сына или дочери настолько, что наш мир со всеми его радостями и наслаждениями вдруг стал им не мил.

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и подросток постоянно ищет и даже борется за него. Помните: задача родителя – оградить ребенка от беды. Как писал поэт В.Д. Федоров:

И в юности давно подмечено,
Что лучшего желать нельзя,
Когда родители – советчики,
Когда родители – друзья.

М.М. Масагутова,
медицинский психолог
БУ ХМАО-Югры «Сургутская клиническая
психоневрологическая больница»
Разделы сайта: