Неправильно звукопроизношения в 3 года

Нам 3 годика. Тараторит без остановки, Но звук "р" мы не выговариваем и даже не пытаемся, а вот "Ш", "Т", "С" произносит с высовыванием кончика языка между зубов (межзубное пространство). Получается нечеткое, искаженное произношение. Ходили к логопеду, сказали в поликлинике с 3 лет никто заниматься не будет, направили зачем-то к невропатологу. Переживаю, что закрепится такое произношение и как потом это исправлять и с буквой "Р" когда обычно дети произносить начинают? Как правильно делать гимнастику логопед нам не объяснила.

Ответ: Уважаемая Татьяна, действительно, как правило, с постановкой звуков начинают работать с 4,5-5 лет. Как показывает практика, это оптимальный возраст для логопедических занятий. Межзубное произношение Вашего сына ,конечно, надо исправлять. Пока рановато заниматься с логопедом, но Вы можете делать артикуляционные упражнения, которые будут готовить речевой аппарат ребёнка к постановке звуков.
С постановкой звука «Р» торопиться не надо, ещё есть время, велика вероятность того, что этот звук ребёнок сам научиться произносить.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Работа организуется следующим образом:
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводя артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения: «Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить: «Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху».

«Улыбка – Трубочка»
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3–5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

«Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)
Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.
Внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.

«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя»и «бя-бя-бя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5, далее увеличить от 1 до 10.
Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.

«Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей по середине языка).
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола.
Внимание: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Чистим зубки нижние» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.
Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

«Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.
Внимание: следите, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается, попросите произнести звук И с открытым ртом – язык примет правильное положение.

«Чистим зубки верхние» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной уздечки).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Можно прийти к этой артикуляционной позе от упражнения «Лошадка». Лошадка скакала, скакала (медленное цоканье) и остановилась (язык остаётся «приклеенным» к верхнему нёбу).
Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

«Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

«Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

«Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Терпения и успехов Вам и Вашему малышу,

С уважением, логопед
Анна Арнаутова

Консультации: 

Комментарии

Я с детства сильно картавила, вообще не могла произнести звук "р". И дома меня учили, и к логопеду водили, ну никак.. Но когда я подросла, в 14 лет в один прекрасный день я поняла, что мне это сильно мешает в жизни, села и за один день научилась (= Сейчас бывает что звук "р" пропадает если к примеру быстро говорю, но в остальном нормально. Я не думаю, что стоит сильно переживать по этому поводу (=

Очень жаль, что родители, особенно, которые сами когда-то посещали логопеда, так халатно относятся к речи своих детей.
Почему родители так узко смотрят на жизнь ребёнка, без перспективы?
Ведь банальная "картавость", запинки в речи (начальная фаза заикания), быстро говорение и пр. дефекты звукопроизношения очень часто в современной жизни, когда предъявляются высокие требования при устройстве на работу, просто напросто закрывают человеку очень многие профессии.