Сказкотерапия для детей

Сургут • Разделы    → Маме на заметку

Замкнутость, подавленность, агрессия могут быть связаны у ребенка с переходным возрастом, проблемами в семье, в школе, сменой окружения и другими причинами. Специалисты советуют разные способы преодоления подобных проблем. Преодолеть их можно и с помощью волшебной сказки. Сказка дает информацию, учит сопереживать герою, рождает чувство удовлетворения. В сказке обязательно должно победить добро, а героя должна ждать награда.

Многие проблемы решаются с помощью специальных развивающихся игр. А можно использовать такой метод, как сказкотерапия. Что же это за метод? На самом деле это один из старейших методов воспитания ребенка. Воспитывая детей, еще наши предки не наказывали сразу провинившегося ребенка, а рассказывали проказнику сказку, в которой объяснялся смысл данного поступка. Сказка учила детей жизни, защищала их от напастей, преподавала уроки нравственности. С помощью сказки можно действительно помочь ребенку. У каждого ребенка есть любимая сказка, он просит читать ее снова и снова. С точки зрения психологии, это значит, что в сказке затронуты те вопросы, которые волнуют ребенка. Взрослые хотят понять, чем привлекает ребенка сюжет его любимой сказки, кто его любимые герои, почему он хочет услышать эту сказку снова и снова. Постепенно пристрастие к любимой сказке у ребенка меняется, а это значит, ребенок развивается, и перед ним встают новые жизненные вопросы.

Для сказкотерапии выбирают самые разные сказки. Это могут быть русские народные сказки, авторские сказки, сказки собственного сочинения, разработанные специалистами медитативные сказки и другие. Основу сказкотерапии составляет сочинение сказок самим ребенком и для ребенка. С помощью сказки ребенок передает свои переживания, в том числе и те, которые он стесняется обсуждать с родителями. Такими переживаниями может быть, например, развод родителей. Сказкотерапия полезна всем детям, причем не только малышам, но и подросткам, и взрослым. С помощью сказки можно решать психологические проблемы. Эффект проделанной работы будет виден со временем. Условием работы сказкотерапии является четкое понимание ребенка о том, что есть реальная действительность и есть сказка. К четырем годам ребенок уже должен понимать эти различия. Чтобы родители могли правильно сочинять сказки сами, им нужно прочитать соответствующую методическую литературу, проконсультироваться с психологами. Для грубого, капризного, раздражительного, агрессивного ребенка нужна сказка, в которой герои, их поступки и приключения помогут малышу решить эту проблему. Герой такой сказки должен быть такого же возраста, иметь похожий характер, проблемы, такие же, как у ребенка. Ситуации, в которые попадает сказочный герой, должны быть похожи на реальную действительность, переживания сказочного героя должны быть похожи на переживания малыша. Индивидуальная сказка тем и отличается, что в главном герое, ребенок видит себя. Сюжет сказки должен иметь много способов и возможностей преодоления препятствий. Сказочный герой находит выход и побеждает, а вместе с ним побеждает и ребенок.

Процессу воспитания помогают и художественные сказки. Например, если ребенок любит приврать по пустякам, ему полезно будет послушать сказку "Заяц-хвастун", жадному и эгоистичному малышу нужно прочитать сказку "О рыбаке и рыбке", "Приключения Незнайки" – поучительная сказка для легкомысленных и шаловливых детей, пугливый и робкий малыш с удовольствием послушает сказку "О трусливом зайце". Слушая сказки, малыш должен учиться делать выводы самостоятельно, для этого нужно вместе с ребенком обсудить сказку. Очень полезно выслушать впечатления ребенка о сказке, вместе с ребенком нарисовать героев из сказки, инсценировать сказку, придумать игру, с участием героев из сказки, подобрать мелодии к сюжету. Так малыш лучше усвоит сказку, а родителям будет легче понимать своего ребенка.

Работать со сказкой можно самыми разными способами и методами. В сказке можно описать все, что нас окружает. Используя сказкотерапию, родители помогают малышу понять, что его проблемы их волнуют, что в жизни нет безвыходных ситуаций, что трудности можно преодолеть, что можно измениться самому и мир вокруг измениться тоже. Кроме того, мир сказки помогает развивать воображение детей, научит не бояться трудностей, познакомит с волшебным миром творчества.

Перед тем, как ложится спать, приблизительно за два часа, ребенку нужно расслабиться и упокоиться и прекратить шумные и активные игры. Вечерняя сказка должна завораживать, успокаивать, увлекать. Больше всего для этого подходит русская народная сказка. Лучше всего, если взрослые знают сказку наизусть. Для этого достаточно выучить одну сказку, которую вы будете всегда рассказывать только перед сном. Это будет ваша вечерняя сказка для малыша. Малыш будет знать, что когда приходит время вечерней сказки, пора идти спать. Лучше вечернюю сказку рассказывать, и при этом включить ночник, выключить музыку, создать уютную обстановку. Рассказывая сказку перед сном, не нужно менять голоса героев, проявлять лишние эмоции.

Повествование должно быть спокойным, протяжным, как песня. Если ребенок не может уснуть, можно от сказки плавно и незаметно перейти к колыбельной. Если же читать сказку из книжки, малыш будет отвлекаться, чтобы рассмотреть картинки, перевернуть страничку, вместо того, чтобы успокоиться и заснуть. Книжки подходят для чтения днем. Книжку с картинками хорошо вместе рассматривать, знакомиться с героями, показывать их на иллюстрациях.

Для каждого возраста ребенка есть свои сказки. Маленьким детям нравятся сказки про животных. Они легче запоминают сказки с повторяющимся сюжетом, такие как "Колобок", "Репка", «Теремок". Чтобы ребенок лучше представлял себе описываемые события, сказку лучше разыграть, используя кукол или показать яркие красивые иллюстрации. В бытовых сказках описаны бытовые ситуации, конфликты и способы их разрешения, семейные отношения. В этих сказках создается и формируется образ семейных отношений. Чтобы ребенок не боялся злых персонажей, и не появлялось чувство страха, родители должны обращать внимание на то, как ребенок воспринимает героев сказки. Персонажи сказок не должны пугать ребенка.

В возрасте от пяти до семи лет можно читать все сказки, которые ребенку интересны. Все известные сказки ребенок уже должен уметь пересказать.

Чтение сказок сближает взрослых и детей. Дети быстро и незаметно взрослеют, поэтому очень важно начинать рассказывать сказки именно маленькому ребенку. Простая детская сказка содержит все самое необходимое для жизни. Основной смысл сказкотерапии состоит в том, чтобы ребенок мог отождествлять себя с главными героями, учиться на их ошибках. Малыш может попробовать представить себя и злым и добрым, и богачом и бедняком, и разрушителем и созидателем. Воображая разные жизненные ситуации, ребенок учится сочувствовать, сопереживать, становиться более внимательным. Родителями нужно обращать внимание, с каких героев ребенок берет пример и на каких героев хочет быть похож.

Сказка расширяет кругозор, творческие способности, образное мышление. Ребенок может бояться темноты, быть гиперактивным, агрессивным, испытывать определенные болезненные ощущения на физическом уровне, переживать из- за проблем в семье (развод родителей, появление братика или сестрички), переживать потерю любимого животного и тому подобное. Притчи несут в себе глубокую жизненную философию, дают жизненные уроки, имеющие воспитательное значение. Сказка воздействует на детей и взрослых на эмоциональном уровне, она содержит информацию о жизненных ценностях, целях, явлениях окружающего мира и природы, показывает, какие есть трудности в жизни, и как их преодолеть. В сказках рассказано, что такое любовь и дружба, как научиться прощать, какие есть жизненные ценности, какие должны быть отношения с родителями.

Есть страшные сказки о нечистой силе, которые также помогают детям избавляться от своих страхов, снимают напряжение и показывают ребенку новые способы реагирования на страх. Такие сказки повышают устойчивость к стрессам. Конец таких сказок обязательно должен быть смешным и неожиданным. Детям старше шести лет очень полезны волшебные сказки. Они помогают духовному развитию.

Работа со сказкой начинается с ее обсуждения и анализа. Смысл сказки связывают с реальной жизнью, реальными событиями. Другими способами работы со сказкой являются рисование, лепка, песочная терапия, изготовление кукол и разыгрывание кукольных спектаклей.

Марина Романова

=Материал опубликован 29.04.2013