Об образовании в Югре - из первых рук

Сургут • Разделы    → Школьники

Совместный проект интернет-газеты «Югра-Информ» и департамента образования автономного округа был объявлен в прошлом месяце. На сайт интернет-газеты в течение одной недели принимались вопросы на тему «Образование в Югре: актуальные вопросы».

Директор департамента Любовь Ковешникова постаралась четко и полно ответить на все волнующие югорчан вопросы, ну а мы опубликуем ее ответы по блокам. Первыми из них станут – «Строительство» и «Здоровьесберегающие технологии и обучение инвалидов».

«Сейчас мы наблюдаем, что в округе катастрофически не хватает детских садов. Не подготовились к всплеску рождаемости, так сказать. Не будет ли подобной ситуации, когда эта «волна» детей подрастёт и начнёт ходить в школы. В школах-то мест всем хватит?»

- К всплеску рождаемости в регионе начали готовиться еще в 2006 году, когда была запущена программа развития материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений. С 2006 по 2010 было введено 38 детских садов.

С момента принятия в 2010 году программы «Новая школа Югры» ввод дошкольных образовательных учреждений в 2011 году составил 14 садов, в 2012 году – 12. По прогнозам, ввод детских садов в 2013-2014 годах составит 45 и 52, соответственно.

Параллельно строятся и новые школы, идет процесс замены старых, ветхих зданий на новые, отвечающие всем нормам сооружения.

В «Новой школе Югры» утвержден норматив обеспеченности общеобразовательными учреждениями из расчета 80 мест на 100 детей в городской и сельской местности.

Если говорить о школах, то до 2015 года предусмотрено строительство и реконструкция 49 школ на 17 760 учащихся. В это число школ входят также и реконструирующиеся здания и школы, строящихся в составе комплексов «Школа-детский сад».

Кроме того, предусмотрены строительство и реконструкция 9 коррекционных образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с различными отклонениями в развитии, мощностью на 1 160 учащихся и строительство 2 образовательных комплексов окружного значения, включающих в состав школу, интернат, детский сад.

На 1 декабря текущего года введено в эксплуатацию 4 общеобразовательных учреждения на 910 учащихся, ведется строительство 10 школ на 5 415 учащихся, завершается работа по разработке проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию 24 объектов общего образования.

Блок «Здоровьесберегающие технологии и обучение инвалидов»

«По статистике, очень большой процент школьников имеет плохое зрение. Скажите, какие меры совместно с медиками принимаются? Что в планах на будущее?»

- Действительно, снижение зрения наблюдается у 20 процентов югорских школьников.

Во всех школах во время уроков устраиваются перерывы для проведения гимнастики для глаз по специальным технологиям.

Медработники совместно с учителями проводят профилактические и реабилитационные мероприятия с учениками по охране зрения, а при проведении ежегодных профилактических осмотров школьников в перечень специалистов в обязательном порядке включаются врачи-окулисты. Контролируется уровень освещения, регламентируется продолжительность занятий на компьютере. Также в образовательных учреждениях используются аппаратно-программные комплексы здоровья БОС (биологически обратная связь), в том числе, и для коррекции зрения.

По результатам профилактических осмотров школьников в 2011 году, наблюдалось 20-процентное снижение числа детей, у которых выявлены патологии органов зрения, в сравнении с результатами осмотров в предыдущие годы.

«Ходят слухи, что скоро дети с недостатками в развитии будут обучаться не в специализированных классах, а в обычных школах с обычными детьми. Как скоро это произойдёт?»

- Создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушения развития, в Югре идет постоянно.

Так, в 2012 году в округе на базе двух образовательных учреждений были созданы условия для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушения развития.

Так, например, совместное обучение организовано в Нижневартовской санаторно-лесной школе и средней общеобразовательной школе №8 Нефтеюганска. Организованно интегрированное, инклюзивное образование для детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, заболеваниями внутренних органов, аутичным спектром расстройств.

Особого внимания заслуживает проект Излучинской специальной (коррекционной) школы и центра дополнительного образования детей «Спектр», также находящийся в Излучинске.

В результате сетевого взаимодействия с учреждениями образования и других ведомств Нижневартовского района слабослышащие и глухие дети-инвалиды проходят социализацию вместе со слышащими ребятами.

«С какими трудностями в образовательном процессе сталкиваются дети-инвалиды? В достаточной ли мере оборудованы школы пандусами и насколько они отвечают требованиям безбарьерной среды для инвалидов? Что планируется делать в этом направлении?»

- Существующая окружная программа «Доступная среда» на 2012-2015 годы предусматривает формирование сети базовых учреждений, реализующих программы общего образования и обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития. В каждом учреждение разработан комплекс мер по поэтапному устранению существующих ограничений и барьеров.

Это позволит увеличить количество общеобразовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушения развития с 4,8 процента в 2011 году до 5,4 процента в 2012 году. В дальнейших планах – увеличить долю до 6,5 процента в 2013 году, 12,8 процента в 2014 году и 20 процентов в 2015 году.

«В прессе писали о том, что готовится законопроект, согласно которому все учащиеся будут проходить тестирование на употребление наркотических веществ. Причём, на добровольной основе. Не считаете ли вы, что дети не вправе решать такие вопросы? Не лучше ли проводить их в обязательном порядке и всем?»

- В Югре действует добровольное тестирование обучающихся и студентов образовательных учреждений на предмет потребления наркотических веществ и психотропных веществ. Решение принимается ребенком совместно с родителями, а после 16-летия – самостоятельно.

В 2011-2012 учебном году тест прошли более 40 тысяч обучающихся и студентов, что составляет 92,2 процента от запланированного числа тестируемых.

Учитывая тот факт, что эта мера профилактическая, по желанию несовершеннолетних или их родителей (законных представителей) практикуется выдача экспресс-тестов на руки для проведения добровольного тестирования в домашних условиях.

В новом 2012-2013 учебного года процедура тестирования будет продолжена. В планах – охватить 50 тысяч человек.

Задача взрослых – помочь подростку принять необходимость тестирования. Во-первых, это дисциплинирует молодого человека. Во-вторых, тестирование помогает формировать поведенческие установки, свободные от вредных привычек. В-третьих, тестирование является сдерживающим фактором, одним из средств борьбы с распространением наркотиков – реальной угрозе национальной безопасности.

«Как среди школьников осуществляется агитация за здоровый образ жизни? Какие шаги в этом направлении принимаются, кроме пустой агитации? Располагаете ли вы данными о распространении наркомании среди учащихся?

Как налаживается взаимодействие с общественными организациями, пропагандирующими здоровый образ жизни? Проводятся ли беседы, лекции, «круглые столы» по темам противодействия наркомании, алкоголизма со школьниками и студентами?

Как организована работа с обучением здоровому образу жизни в Югре: здоровому питанию, сохранению трезвого образа жизни и др.? По факту видим, что приходя в школу, первоклассники в 9 из 10 случаев ведут трезвый образ жизни, на выпускном же наблюдается совершенно зеркальная картина: 9 из 10 травят себя алкоголем»

- Вообще проблема ведения здорового образа жизни лежит не только в плоскости образования. Семья, школа, организованный социум с наличием мест культурного досуга – все это влияет на выбор образа жизни подрастающего человека.

В 17 муниципальных образованиях Югры работает 63 детских и молодежных общественных объединения, чья деятельность направлена на пропаганду здорового образа жизни и профилактику употребления алкогольных напитков, наркотических, психотропных веществ. В эти 63 объединения входят более 7 тысяч человек.

В школах постоянно организуются классные часы на антинаркотическую тематику, интернет-уроки, конкурсы различной направленности, месячники оборонно-массовой и спортивной работы, проводятся рейды с целью выявления торговых точек продажи алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним, организуется работа родительских патрулей.

Для совместной деятельности активно привлекаются сотрудники правоохранительных органов и представители общественных организаций и волонтерских движений.

Также к антинаркотическим профилактическим мероприятиям активно привлекаются волонтерские объединения, которые систематически проводят антинаркотические акции: «Жизнь Оn-LINE», «Зло не победить в одиночку», «Умей сказать «нет!»», «Трезвая молодость», «Наркотикам нет», «Мы против наркотиков», «Здоровью – ДА» и другие, профилактические беседы с подростками на дворовых площадках.

С целью объединения добровольцев, обучения и обмена опытом в автономном округе проводится окружной слет волонтеров, который ежегодно привлекает более 200 человек.

В округе ведется целенаправленная, осмысленная работа по привлечению молодежи на сторону здорового образа жизни.

Продолжение следует…

Автор: Зоя Толоконцева

Югра-Информ

=Материал опубликован 20.12.2012