Проблемы и комплексы взрослого человека берут свое начало из детства. Ребенок не рождается с комплексами, они появляются в течение жизни, в том числе и по причине неправильного воспитания. Родители хотят видеть своего ребенка уверенной, сильной, развитой личностью. Отсутствие комплексов даст ребенку возможность легче идти по жизни, и задача отца с матерью воспитать его таким. С раннего возраста ребенок буквально впитывает негласные установки и директивы мамы и папы. Определенную психологическую установку несут в себе слова и фразы, которыми они пользуются, общаясь с малышом. Ребенок в возрасте до 5 лет воспринимает каждое слово на подсознательном уровне. Дети часто слышат от родителей такие негативные формулировки, как "У всех умные дети, а у меня…", "Ты плохая девочка", "Горе ты мое луковое". Ребенок старше 5 лет может оставить такие фразы без внимания и никак на них не отреагировать. У ребенка младше 5 лет все эти высказывания укрепляются в подсознании, он воспринимает слова на эмоциональном уровне, улавливает недовольную интонацию родителей. В результате у малыша формируется чувство вины. Если родители будут часто употреблять такие фразы, они основательно закрепятся в сознании ребенка. В предложении: « Ты разозлишь папу, если будешь плохо себя вести…", или "Ты у нас хороший мальчик, но должен быть таким-то…" содержится скрытое приказание и вероятность наказания за неисполнение. Если взрослые часто повторяют такие слова, малыш запомнит некую установку: нельзя ослушаться, иначе не заслужить любовь родителей. Опасной директивой родителей является постоянное напоминание ребенку о том, что ему пора уже повзрослеть. Неосознанно такими словами взрослые подавляют все детские желания.
Нередко родители запрещают малышу проявлять какие-либо эмоции: "Тебе нельзя плакать", "Никогда не обижайся на кого-то", «Стыдно кого-то бояться". Эти слова загоняют все эмоции внутрь ребенка, и превращает их в запрет. Комплексы у ребенка как раз и появляются в результате такого неправильного поведения любящих родителей. То, что ребенку не хватает в детстве, повзрослев, он будет пытаться все компенсировать. Скажем, если девочке не хватило любви и ласки матери, став взрослой женщиной, она будет окружать себя собачками, кошками, большим количеством поклонников. Мальчик, который в детстве не наигрался в игрушки, будучи взрослым мужчиной, станет коллекционировать игрушки.
С возрастом большинство детских комплексов проходит, но самые сильные из них отразятся на физическом и психическом здоровье взрослого человека. Родители и не замечают сами, как порой перекладывают свои комплексы на ребенка. Например, мама, которая не умеет играть на музыкальном инструменте, обязательно захочет отдать своего ребенка в музыкальную школу. Самый лучший вариант - это когда желания родителей и ребенка совпадают. А если у ребенка нет музыкальных способностей или, например, он не хочет заниматься спортом? В современном мире нормой стало отдать малышей в детские центры развития. Некоторые мамы, у которых особенно высокие амбиции, водят туда на занятия 2- 3 летних детей. Ребенок в таком возрасте оказывается перезагруженным разными знаниями и, как следствие, у него начнут развиваться детские комплексы. Пусть ваш ребенок не так стремительно развивается, как у соседей, но зато у него хорошее здоровье и добрый характер.
В дошкольном возрасте все дети развиваются по-разному. Один ребенок может быстро научиться читать и считать, а другой с трудом выучит небольшое стихотворение. Если родители сравнивают своего ребенка с другими детьми, они воспитывают у малыша комплекс неполноценности. Ребенку нельзя говорить о том, что он ничего не умеет, родители должны больше общаться с малышом, отмечать его самые маленькие успехи и достижения.
Причиной развития детских комплексов также становится излишняя ответственность родителей. «У моего ребенка все должно быть иначе, он должен расти счастливым и успешным». Такая установка взрослых кажется на первый взгляд правильной, но если не давать скидки ни ребенку, ни себе, то такое воспитание станет причиной невроза и родителей, и детей. Реализация такого плана делает жизнь ребенка постоянным экзаменом. В такой семье ребенок с 2 лет изучает английский язык, с 3 лет занимается рисованием, дальше постепенно нагрузка увеличивается, и ребенок начинает посещать еще несколько кружков. Планка для ребенка, которую определили родители, может оказаться слишком высокой.
Если школьнику, особенно старшекласснику, постоянно указывают на успехи других учеников и замечают любые его недочеты, то тем самым родители закладывают мощную основу комплексов, которые останутся у ребенка на всю жизнь. Фраза: «Мне за тебя стыдно, ты заставляешь меня краснеть, особенно, если ее произносят слишком часто, очень осложнит ситуацию. Детство многих детей омрачено постоянным соперничеством за звание «самый умелый», «самый умный», «самый смелый» и много других определений с формулировкой «самый-самый». Родители должны научиться помогать ребенку во всех начинаниях, а не управлять им. Лучше, если ребенок сам выберет, чем он хочет заниматься. Когда родители уверены в том, что у ребенка есть способности к занятиям спортом или музыкой, они могут мягко и ненавязчиво убедить его в этом. От занятий спортом или музыкой ребенок должен получать удовольствие, нельзя, чтобы он занимался чем-то по принуждению. Мотивация на особые достижения также будет оказывать обратное действие, так как ребенок может просто потерять интерес к тому, чем занимается. Бывают случаи, когда ребенок хочет прекратить занятия. В такой ситуации родителям нужно узнать причину (устал, надоело, не получается), и не спешить его бранить. Очень плохо, когда заставляют чем-то заниматься «из-под палки». Если у ребенка абсолютно отсутствует желание заниматься определенным видом деятельности можно предложить ему попробовать проявить себя в другом деле.
Внимательные родители сразу замечают, когда их дочь или сын начинают переживать по какому-либо поводу. Сам ребенок может и не рассказать родителям о том, что его беспокоит, поэтому беседовать на эту тему с детьми нужно аккуратно, не нервируя их (можно развить еще несколько дополнительных комплексов).
Первые представления о себе, как о личности, начинают формироваться у детей пятилетнего возраста. Пятилетний ребенок сравнивает себя с другими детьми, познает свои недостатки и достоинства. Отрицательное восприятие ребенка своими сверстниками может стать причиной появления комплексов. Ребенок может стать замкнутым, страдать от одиночества, быть слишком робким, не уметь выражать свое мнение, быть недоверчивым. Негативные высказывания в свой адрес непроизвольно вызывают у ребенка чувство смущения, скованности, стеснительности. Это может привести к развитию комплекса неполноценности. Поэтому родители пятилетнего ребенка должны знать о его переживаниях и сомнениях.
Определенные комплексы появляются относительно неудовлетворенности своей внешностью. Ребенка может волновать его внешность, и он будет считать себя совсем не красивым, это может очень его беспокоить. Родителям нужно найти способ и доказать ребенку обратное. Мама или папа могут рассказать разные сказки и истории о перевоплощениях некрасивых персонажей в прекрасных и красивых героев. Нужно помочь ребенку избавиться от всех скрытых комплексов. Родители должны дать ребенку понять, что они любят его, волнуются за него, он им нужен. Любовь, внимание, забота родителей помогут малышу победить все комплексы. Похвала поможет поднять самооценку. Человек, у которого занижена самооценка, не умеет адекватно реагировать на критику людей, ему трудно устоять против нападок судьбы. Человек с высокой самооценкой воспринимает критику трезво и здраво, не боится, что люди его отвергнут. Ребенка нужно чаще хвалить, а, если он сделал что-то не так, акцент нужно делать на неправильном поступке, а не на его характере или поведении. Родителям нельзя оставлять скрытые проблемы ребенка без внимания.
Определенные комплексы, конечно, появляются в школьные годы. Дети в этом возрасте особенно требовательны к себе, как к личности. Задача родителей состоит в том, чтобы поддерживать ребенка, говорить, что они в него верят, ценят и любят. Нехватка заботы, равнодушие родителей, незаинтересованность их в своих детях, делают ребенка чувствительным, ранимым, слабым, незащищенным от других людей. На фоне неуверенности и нерешительности появляются новые комплексы. Уважать ребенка, как личность в первую очередь, должны родители. Общение с ребенком должно быть на равных (не преуменьшая и не преувеличивая его достоинств), ведь у ребенка не так много опыта в жизни. Главным принципом в отношениях между ребенком и родителями должно стать доверие. Ребенок должен полностью доверять родителям, а родители должны научиться доверять ребенку. У ребенка нужно воспитывать адекватную реакцию на различные ситуации в жизни, учить контролировать свои эмоции и не срывать свои чувства на других людях. Ругать и хвалить ребенка нужно в меру, а лучше всего помогать малышу развивать его способности, поощрять за все успехи и достижения.
| |