Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Черный список золотого фонда. Лучшие российские учебники остались за бортом
Сургут • Разделы → Школьники
15 февраля 2014 года в силу вступил новый перечень школьных учебников. Очередная инициатива Министерства образования об исключении некоторых пособий из школьной программы уже вызвала негодование в Общественном совете при ведомстве. В черный список вошли учебные пособия из так называемого «золотого фонда» современной педагогики. Кто принимал такие решения и что бы это значило? Именно то, что первоклашки останутся без развивающей программы Леонида Занкова, а русский язык уже не будут преподавать по методическим пособиям Генриетты Граник, которые, по мнению филологов, являются лучшими в гуманитарной науке. Как теперь будут учить школьников и что потеряла современная школа – в материале «СТ». Непатриотичный счет Основная претензия к учебникам нон грата в российских школах – недостаточная патриотическая составляющая. В пособии Людмилы Петерсон по математике за 5 класс картина с Кремлем осталась без подписи, а вместо русских народных персонажей изображены три поросенка, Шапокляк, эльфы и гномы. Какая уж здесь любовь к Родине? Но уместно ли говорить о подобных вещах в учебнике по математике, пособии, которое перевернуло представление многих педагогов о том, как нужно учить ребятишек понимать науку о цифрах. Монополия на знание Но есть и еще один подводный камушек, который идет вразрез с интересами педагогов, родителей и, конечно, самих школьников. В одобренный экспертным советом список вошли учебники крупных издательских корпораций – «Просвещение», «Дрофа», «Академиккнига». Что уж говорить о небольшом издательском доме «Федоров», в котором и были выпущены методические программы Леонида Занкова? Этот легендарный учебник по материальным соображениям также остался за бортом школьной программы. Кто бы мог подумать, что такую отстраненную на первый взгляд от большого бизнеса сферу образования будут рвать на части крупные издательские компании. В итоге получилось, что закон бизнеса оказался настолько жесток, что дети остались без мощных образовательных программ, разработкой которых педагоги занимались на протяжении десятилетий. - Я сейчас не могу вспомнить положительных примеров монополизма в принципе. Они существуют, но очень недолго. Когда отсутствует конкуренция – это всегда плохо для потребителя. В бизнесе выживут крупные компании, а мелкие издательские дома, соответственно, вынуждены будут закрыться, - поделился своими неутешительными прогнозами с «СТ» Владимир Болотов, генеральный директор Торгово-промышленной палаты Сургута, депутат городской думы. Выбор есть? Сейчас Министерство образования стоит на распутье: то ли повторить экспертизу учебников, то ли подождать, пока страсти утихнут, и вовсе сократить список до одного учебника по каждому предмету, как это было в далекие советские годы. Удивительно, но учителя даже выступают за единый учебник. Но у каждого он свой. Пока такие кардинальные меры не приняты, хотя список учебной литературы сужается, как шагреневая кожа. Изменения перечня учебников коснулись не только общеобразовательных, но и профильных, этнорегиональных, а также коррекционных школ. Это значит только одно – право выбора образовательной программы у родителей школьников есть только в одном случае – в случае перехода ребенка на домашнее обучение. Экспертный совет: что это? Для справки Экспертизой школьных учебников сейчас занимается Российская академия образования (РАО). Процедура рецензирования проходит в несколько этапов: научная экспертиза РАН, психолого-педагогическая в РАО и общественный совет при Министерстве образования. И все это проходит, что называется, за закрытыми дверями. Результаты экспертизы авторская группа видит уже тогда, когда перечень учебников обнародован, а изменить ситуацию нельзя. Добавим, что весь этот серьезный процесс длится всего 25 дней. Неудивительно, что участники экспертного совета не могут даже вникнуть в задания, отчего и выводы комиссии кажутся нелепыми. |
=Материал опубликован 27.03.2014