Воображение

Сургут • Разделы    → С 3 до 7Развитие, методики

Воображение - это процесс создания образов таких явлений и предметов, которые человек в реальности раньше никогда не воспринимал. Человеческий разум не может находиться в бездеятельном состоянии, потому людям свойственно так много мечтать. Наш мозг функционирует и тогда, когда в него перестает поступать новая информация, когда он не занят решением каких-то проблем. Именно в этот период и начинает работать воображение, ведь человек не в состоянии прекратить по своему желанию ход мыслей, остановив воображение.

Совершенно нормально, когда у ребенка заметно проявление живого воображения. Прежде всего, у него еще нет достаточного представления о реальности, во-вторых, родители его так надежно оберегают, что у ребенка практически не возникает необходимости думать над решением каких-то жизненных проблем.

Каждый ребенок выражает себя в игре, он намного свободнее, чем взрослые способен проявлять свои чувства и эмоции. То, как эмоции и чувства влияют на мысли и поведение ребенка, выражается в его воображении. Взрослые должны знать, что воображение намного обогащает жизнь малыша, благодаря воображению ребенок получает много полезных сведений об окружающем мире, ведь предметы и вещи, наделенные фантастическими и волшебными свойствами, очень сильно привлекают к себе внимание.
Мечта - особая форма воображения. Мечта кардинально отличается от творческого воображения. В мечте создается образ желаемого, все то, что влечет человека, к чему он стремиться находит образное выражение в мечте. Кроме того, мечта является процессом воображения, не включенным в творческую деятельность, другими словами не дающий объективного продукта немедленно и непосредственно, будь то художественное произведение, научное открытие, техническое изобретение и так далее. Детский и подростковый возраст - время, когда предмет желаний бывает таким нереальным, что лишь сами мечтатели осознают его неосуществимость. Чем младше возраст ребенка, тем чаще его мысли выражаются в мечтах.

У детей воображение кроме познавательно-интеллектуальной функции выполняет еще аффективно-защитную роль. Оно защищает легкоранимую, слабо защищенную душу малыша от чрезмерно тяжелых переживаний. У трехлетнего ребенка воображаемый и реальный миры не имеют столь четкую границу, как у взрослых. Ребенок 3-5 лет может плакать над судьбой серенького козлика или колобка, придумать, как спастись от хитрой лисы, победить злого волшебника, пытаясь побить его во время спектакля и прочее. Часто взрослые в воспитательных целях вводят в жизнь и сознание малыша придуманных персонажей, скажем, Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые могут забрать непослушных детей. Добрые Феи наоборот приносят замечательные подарки и помогают творить разное волшебство. Для ребенка эти персонажи становятся живыми и совершенно реальными. Малыш всерьез начинает бояться выдуманной Бабы Яги и ждать добрую Фею. Многие детские страхи, которые часто встречаются у детей этого возраста, объясняются именно живостью и силой детского воображения.

Истоки воображения у ребенка, как и остальных психических процессов, складываются в зависимости от взаимоотношений ребенка и взрослого. Например, часто родители, посадив малыша на колени или на плечи, предлагают ему «покататься» на лошадке или проехать на верблюде. Проговаривая известную потешку: «По ровненькой дорожке, по кочкам, по ухабам, в яму – бух!», мы помогаем ребенку создать и прочувствовать опасную дорогу, он заранее мысленно представляет себе свой путь и ждет, что в конце со смехом будет «проваливаться в яму». Разные другие игры и забавы для маленького ребенка («Коза», «Сорока-ворона»), помогает включить малыша в воображаемую обстановку, у него появляется возможность представить то, что он не воспринимает реально. Кроме того, стимулировать изображающие действия у детей помогают просьбы взрослых показать, как ходит мишка, как машет крыльями петух, как мяукает кошка. При этом у малыша появляется возможность создать представляемую ситуацию, но делает он это после объяснений взрослых.

Работа над разными образами для других, по просьбе «Показать как…», помогает создать мнимую ситуацию, где все «как будто». Действие вроде «как будто» - исходная форма воображения. Начинаются такие действия в раннем возрасте, поэтому можно говорить о том, что воображение у детей начинает развиваться уже с 2-3 – летнего возраста. Сюжетно-ролевые игры помогают максимально ярко и интересно проявиться детскому воображению. Вместе с ребенком вы можете любому предмету дать по несколько разных значений. Скажем, из простого носового платка можно сделать флаг, зайчика, змею, фату для невесты, одеяло, цветок, шарфик, плащ для куклы и прочее. У ребенка в создании игровой обстановки проявляется необыкновенная изобретательность. Одну и ту же комнату он может превратить в магазин, океан, поле сражения, дремучий лес и прочее. Переведите какое-нибудь скучное занятие в план ролевого действия, и ребенок его охотно выполнит. Воображение начинает формироваться в игре и переходит и в другой вид деятельности ребенка. Очень заметно его проявление в занятиях рисованием и в процессе сочинении стишков и сказок. Благодаря словесному творчеству открываются более богатые возможности, не ограниченные разными техническими приемами. Ребенок не слишком взыскателен к качеству рисунка, его фантазия гораздо богаче изображения. Так, точками и черточками на бумаге он может изобразить лес, ягоды, волка и зайца и многое другое.

Важная роль в развитии воображения отводится художественному воспитанию ребенка. Слушая художественные рассказы и сказки, находясь на спектаклях, рассматривая понятные для него произведения скульптуры и живописи, ребёнок учится представлять переданные события, таким образом, происходит развитие его воображения. Воображение, как и фантазия - высшая и необходимейшая способность человека. Именно об этой способности нужно заботиться и развивать ее. А особенно интенсивно она развивается у детей в возрасте от 5 до 15 лет. И если в это время не заниматься специальным развитием воображения, то в последующем активность этой функции быстро снижается. Если человек не умеет фантазировать, происходит процесс обеднения его личности, снижается развитие творческого мышления, он теряет интерес к искусству, к наукам. Родители не должны беспокоиться, если их ребенок обладает бурным, веселым, свободным воображением, это является признаком здоровья. Пылкий, активный характер воображения не будет считаться симптомом того, что у малыша нарушена психика. А вот когда ребенок любит уединяться, все больше отделяется от сверстников и чересчур увлекается фантазированием в угоду самого фантазирования, то, несомненно, есть повод для беспокойства касающегося вопроса психического здоровья. Лучше в этом случае посоветоваться с врачом, так как чрезмерное воображение является только одним из ряда симптомов, на которые стоит обратить внимание.

Фантазирование

В играх ребенка выдумка занимает не последнее место, порой довольно трудно разобраться, когда начинается процесс активного воображения. Воображение и фантазирование отличаются главным образом интенсивностью и степенью того, насколько малыш оторван от реальной жизни. Когда дети вместе строят крепости или играют в войну, используя игрушечных солдатиков, понятно, что в игру они включают свое воображение. Ребенок и один может играть подобным образом час или два. Так как эти игры относятся к социально значимым играм, то в этих случаях мы не можем говорить о фантазировании. И когда малышу приходится развлекаться в одиночку, он в своей игре воплощает реальный жизненный опыт, помня о правилах, предложенных другими детьми, или придерживаясь условий игры. Одним словом, как бы сильно не было развито воображение ребенка, он, постоянно ощущает тесную связь с реальностью, а в игре просто воссоздает ее. Вопреки увлеченности определенным занятием и активной работы воображения, ребенок, однако не воспринимает свое занятие именно как игру. И перестав играть, у него не остается чувство неудовлетворенности от действительности. Безудержное фантазирование наоборот, предполагает замену действительности чем-то неведомым, являющимся дополнением к реальной жизни.

Свои фантазии ребенок создает сам, потом их «стирает», и создает их вновь, не обращая внимания на действительность. В этих фантазиях и он сам и другие участники имеют самые преувеличенные качества. В таком случае почти совершенно отсутствует чувство реальности. Опасность данной ситуации таится в том, что малыш, получая полное удовлетворение от всего этого, может совсем перестать находить радости в реальной жизни. Ребенку при этом перестанут доставлять удовольствия игры и состязания, в которых участвуют другие дети, ему будет хотеться провести время в одиночестве, тем самым он лишает себя опыта общения, теряет свое место в реальной жизни. Ребенок не хочет играть со сверстниками или заниматься чем-то в обществе других детей, любая коллективная деятельность становиться для него ненавистной. Он любит быть один и все делать сам.

Есть еще опасность того, что ребенок некоторые из элементов своих фантазий начнет переносить в реальный мир, и они превращаются как бы в составную его часть. Например, маленькая девочка, наделяет чертами живого человека свою любимую куклу и начинает носить ее с собой, куда бы она ни шла, и начинает относиться к ней как к хорошей подруге. Даже повзрослев, девочка, прежде чем сделать какое-то дело сначала советуется с куклой. Другими словами неодушевленный предмет может заменить ребенку живого активного товарища по играм. Робкому, неуверенному в себе ребенку очень легко увлечься собственными фантазиями и включить их в свою личную игру. А ребенок, который среди взрослых и других детей чувствует себя хорошо, не находит удовлетворения в фантазировании. Лучшим «лекарством» от избытка фантазирования является присутствие в жизни ребенка большого числа друзей-сверстников. И конечно, родители должны, во что бы то ни стало показывать своему ребенку, что они серьезно интересуются его жизнью.

=Материал опубликован 13.11.2013