Классных руководителей в школах могут заменить наставники-тьюторы.
С будущего года в российских школах может исчезнуть такое устоявшееся понятие, как классный руководитель.
На смену привычным «классным», как ожидается, придут освобожденные педагоги-наставники, так называемые тьюторы. Новые штатные единицы собирается ввести Министерство образования.
Английское слово тьютор (tutor) буквально переводится как «наставник». Изначально такая педагогическая должность появилась в средневековых университетах Англии, где тьюторы выполняли примерно такие же функции, какие сейчас выполняют классные руководители. В наше время тьюторы также присутствуют в системе школьного образования стран Запада, где им отводится роль педагога-организатора и воспитателя, особенно там, где дети учатся в пансионатах. Примерно в таком же качестве их хотят «импортировать» и нашим школьникам.
Кажется, что было бы проще просто переименовать в тьюторы нынешних классных руководителей (так же, как милицию - в полицию). Но задумка куда более масштабная – «классных» планируется вообще освободить от классного руководства, чтобы они могли полностью посвятить себя преподаванию своих профильных предметов. Тьюторы же возьмут на себя все организационные вопросы класса, включая воспитательную работу.
Как поясняют в министерстве, наставники-тьюторы, в том числе, будут работать с учениками индивидуально, координировать их самостоятельные занятия, помогать в выборе профильной специализации, налаживать отношения с одноклассниками и учителями.
Впрочем, судя по имеющейся информации, зона ответственности наставников до конца еще не определена, этот вопрос находится пока в стадии обсуждения. Не ясно также, будет ли у каждого класса свой отдельный тьютор, или же один специалист возьмет под свое крыло сразу несколько классов.
Сегодня в пилотных регионах апробируется сразу несколько моделей введения тьюторства. Причем по одной из них фактически все остается на своих местах – тьюторами выступают те же самые классные руководители, которые предварительно прошли специальную подготовку и фактически совмещают две должности – тьютора и учителя-предметника.
Интересно, если эксперимент пройдет успешно и новую должность в школах Югры начнут вводить со следующего года, как это все будет на практике? Заменят ли тьюторы привычных классных руководителей? И как это будет воспринято педагогами, школьниками и их родителями?
Директор департамента образования Сургута Татьяна Османкина считает, что устоявшуюся модель классного руководства менять не стоит, по крайней мере так кардинально:
- Я против того, чтобы классных руководителей заменили тьюторы. Во-первых, потому, что детский ученический коллектив просто психологически «заточен» на одного главного человека в школе – классного руководителя. Он и учитель, и наставник, и организатор, и воспитатель, всегда рядом с детьми. Тьютор, как я понимаю, – это лишь педагогическое сопровождение класса. У понятия «классный руководитель» совсем другая смысловая нагрузка – это и психологическая помощь ребенку, забота о нем, это и знание внутренних проблем класса, отношений между детьми, между детьми и родителями, детьми и другими учителями. Если тьютор будет один на два-три класса, сможет ли он полноценно выполнять все эти функции?
По словам Татьяны Османкиной, похожий эксперимент над классным руководством проводился несколько лет назад, и одна из школ Сургута в нем даже участвовала – там апробировалось введение освобожденных классных руководителей. Однако опыт не получил развития. Наверное, содержать лишнего учителя, который не ведет предметов, для школ оказалось дороговато.
Да и этот эксперимент, по мнению Татьяны Османкиной, вряд ли привет к тому, что институт классных руководителей отменят. По ее словам, если даже это и произойдет, Сургут примерит на себя эти изменения в последнюю очередь.
«Сургутская трибуна» № 171-172 (12749-50) от 13.09.2013
| |