Что означает хоардинг, если речь идет о ребенке?
Уже двухлетний ребенок способен более ли менее разделять предметы и складывать их на хранение в отдельное место. Он может приносить с улицы разные сокровища и держать их в своей комнате. Взрослея, ребенок уже начинает относиться к коллекционированию и собирательству избирательно. Он начинает собирать игрушки, связанные определенной темой. Многие дети в шестилетнем возрасте владеют какой-либо упорядоченной коллекцией (барби, трансформеры, машинки и тому подобное). Все это относиться к общим тенденциям и эти варианты являются нормой.
Наивысший интерес к собирательству появляется у детей в возрасте до десяти лет, а затем этот интерес постепенно уменьшается. Ребенок, старше десяти лет, уже может бросить заниматься накопительством. Характер собирательства и коллекционирования зависит от типа личности.
Есть дети, которые равнодушны к собирательству, есть такие, которые готовы принести вещь с помойки, если она является объектом их интересов.
Выясним, что является патологией. Что в поведении ребенка указывает на хоардинг, и чего должны опасаться родители:
- Коллекция ребенка не объединена в определенную тематику, он собирает все подряд, включая то, что уже не подлежит использованию (обрывки тряпочек, колеса, куски пластика).
- Ребенок собирает подарочную бумагу, упаковку, фантики, картоночки, ленты от подарков. Эти вещи не имеет ничего общего с прямым игровым назначением, хотя потенциально их можно использовать в игре.
- Ребенок постоянно говорит о том, что он будет играть со своими собранными вещами, но зачастую, никогда к ним так и не притрагивается. Бывает ребенок и не помнит о том, что есть в его коллекции. Кроме того, ребенок все время просит купить ему какое-то нескончаемое количество определенных игрушек. Вновь купленную игрушку он просто складывает в коробку или в кучу, и не использует ее в игре, или использует крайне редко.
- Ребенок достаточно негативно относится к тому, что родители убирают или выкидывают раздобытые им вещи.
- Ребенок наотрез отказывается расставаться с игрушками, которые ему не подходят по возрасту и с ними он уже не играет. Например, школьники младших классов, продолжают беречь свои погремушки.
Какова причина такого поведения детей?
Раньше предполагали, что причиной является плохое обращение родителей с детьми. Если ребенок обделен вниманием или чувствует какую-то тревогу, он старается собирать вокруг себя предметы, которые помогают ему ощущать контроль над окружающей его средой. Но это не означает, что все дети, чьи родители считаются «плохими», склонны окружать себя разными вещами и накапливать их бесконечное количество.
Исключение составляет стремление детей запасать еду, которое возникает у детей, не имеющих признаков психического заболевания. Это может случиться в семьях родителей алкоголиков, наркоманов, в которых еда для ребенка бывает не всегда доступна.
Зачастую семьи, в которых дети имеют черты хоардинга, являются вполне себе благополучными. Но почему дети из благополучных семей имеют тягу к собирательству и хранению вещей?
Многочисленные наблюдения установили различия между познавательной способностью здоровых детей и тех, которые имеют признаки хоардинга.
В результате выяснили следующее:
- у ребенка хоардинга есть трудности, которые он испытывает, принимая решения, которые касаются выбора наиболее оптимальной стратегии и тактики. Скажем, держа в руках уже сломанную игрушку, ребенок, отличающийся здоровым поведением, будет думать, как использовать ее в другом качестве, сможет ли он починить ее или нет, и принимает решение игрушку выбросить. Ребенок-хоардер, скорее всего, примет решение «отложить пока ее и что-нибудь с игрушкой сделать потом». О том, что конкретно можно сделать, он не будет думать.
- ребенок не достаточно внимателен. Собираясь сделать что-то реальное с поломанной игрушкой, он переключается на другой, а потом и на третий вид деятельности.
- у ребенка хоардинга хуже развита память, по сравнению с другими детьми. Употребительно к накопительству вещей, такой ребенок через какой – то период времени просто забывает о наличии в своей «кладовой» того или иного предмета.
- ребенок отличается расплывчатой визуальной стратегией воспоминания. Обычно человек, вспоминая, где он оставил, например, ключи, представляет картинку с окружением данного предмета. Так он определяет район поиска. Тот, кто склонен к хоардингу, плохо рисует такую картинку, это осложняет поиск нужной вещи, даже если он осознал, что она у него есть.
- дети, склонные к хоардингу, имеют сниженную способность к обработке информации, организации вещей, категоризации. Они с трудом сортируют свои накопления, им трудно разложить их по тематике и принять решение о том, надо ли им хранить данные предметы.
Это все приводит к тому, что, принявшись за уборку и начиная наводить порядок в своих накоплениях, ребенок медлит, занимается простым преставлением и перемещением вещей, не имея какого-либо организационного решения. В результате эти перемещения приводят к иному расположению собранного им хлама, но, в целом не решают проблемы.
У большинства детей-хоардеров есть проблемы с функционированием мозга, им трудно получать школьные знания. Они могут плохо читать, писать с ошибками или писать неаккуратно, испытывают затруднения со счетом, им сложно ориентироваться в пространстве. Ребенок может долго думать где "лево", где "право". Однако эти признаки не являются обязательными, они могут также быть незначительно выражены.
Иногда в поведении ребенка, имеющего симптомы хоардинга, могут быть осложнения другого качества. Даже если родители довольно хорошо знают, какие проблемы есть у их малыша, они должны внимательно наблюдать за своим ребенком, особенно если:
- малыш стал собирать предметы, которые представляют опасность для его здоровья, или добыча предметов связана с опасностью. Например, собирая предметы, ребенок может контактировать с токсическими веществами, электричеством, водой, низкой температурой и т.п.
- Ребенок начинает воровать или нападать на других для того, чтобы завладеть нужным предметом и пополнить свой запас. Он крайне агрессивно относиться даже к тому, кто просто говорит о его накоплениях.
- Ребенок не хочет ничем заниматься, только ищет и запасает вещи. К остальным видам деятельности он равнодушен, и избегает социальных контактов любого вида.
- начинает собирать очень странные предметы, являющимися источником инфекции, также просто «отвратительные» - испражнения животных, фантики и упаковку из мусорного контейнера (коллекционирование такого типа может и не иметь никакого отношения к хоардингу, а причиной может быть другое заболевание, но такого ребенка надо показать специалисту).
Что необходимо делать, если это действительно «хоардинг»?
Проблема связана с особенностями работы мозга и его строением.
Лучше всего себя зарекомендовал специальный терапевтический метод (когнитивно-бихевиоральный), он дает стойкий и неплохой эффект. Человек в процессе терапии обучается определенным навыкам, учится организовывать, классифицировать предметы, и учится принимать решения.
Чтобы помочь ребенку, родители должны:
- Уважительно относиться к коллекции ребенка, поговорить о вещах, которые в нее входят. Это довольно благотворно влияет на ребенка. Ребенок после многократных обсуждений получает больше информации об обсуждаемом предмете и начинает думать, можно ли пользоваться предметом или признать его негодным к применению.
- Учить ребенка классифицировать предметы, которые он приносит и хранит. Эти знания ребенок усваивает не сразу, поэтому довольно долго вы должны будете проделывать это вместе.
- Когда ваш ребенок принес домой какой-то грязный предмет, надо обсудить с ним вопрос по его обеззараживанию, и проследить, чтобы ребенок действительно это сделал.
- Надо обсудить с ребенком стратегию по использованию тех предметов, которыми он собирается когда-нибудь воспользоваться. Можно составить план действий, назначить день, так вы поможете ребенку сконцентрироваться на конкретной задаче и ее выполнить.
- Предложите ребенку составить электронную коллекцию некоторых вещей из его запасов. Он может не сразу согласиться, но будет иметь этот вариант в виду. Некоторые дети очень увлекаются идеей создания коллекции в компьютере.
- Можно предложить малышу другое место хранения его коллекции. Скажем, на чердаке, на даче, в гараже. Главное, чтобы ребенок всегда имел возможность добраться до нужного ему места.
- Проанализируйте свое поведение, может быть, вы сами - хоардер. Часто у родителей тоже имеются скопления вещей в квартире. Одежда впрок (если потолстею, похудею). Книги, которые хранятся, но никто их не читает, и не будет читать, старые газеты, журналы, остатки косметики.
- Не стоит избавляться от накопленных ребенком вещей насильно. Это не решит проблемы, только повысит тревогу у ребенка и усилит негативное отношение к родителям.
Главное – доброжелательные, последовательные действия, и у вас все получится.
Марина Романова
| |