Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Оценку поставьте себе сами
Сургут • Разделы → Школьники
Уже два года как обучение в начальной школе изменилось, потому что она перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, которые направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов. Для того чтобы переход этот был успешным, в городе работают три стажировочные площадки на базе школ №№10, 31 и гимназии №2, которые ступенчато апробируют стандарты на своих учениках. На этот раз педагоги стажировочных площадок делились опытом с учителями начальных классов Нижневартовска, показывая уроки в третьих классах, ведь именно третьи классы по новым стандартам в этом году начнут учиться впервые. Можно ли жидкость измерить линейкой? Прямо у порога класса стоит большое ведро с водой. На сдвинутых партах среди разложенных книг и тетрадей - коробки с соком и пластиковые стаканчики. Сразу и не поймешь: уборка здесь намечается или пикник? Нет! Тут начинается урок математики. Учитель школы №10 Лариса Владимировна Бизина пригласила коллег из разных школ на свой урок, чтоб показать, как работать с информацией на уроке математики так, чтоб развивалась при этом личность. Учителя собираются позаимствовать на открытом уроке и другой опыт: как научить ребят в начальной школе оценивать результаты своей деятельности. Урок, по крайней мере, для меня начинается удивительно. - Модераторы, раздайте в своих группах листы рефлексии, - говорит учитель, но класс не удивляется, несколько ребят - по одному из каждой группы - деловито раздают листы, на которых прямая, похожая на ртутный столбик термометра. «Интересно» - написано внизу, а наверху - «скучно» - и деления. Рядом такой же столбик с другими показателями: «трудно» и «легко». - Я буду оценивать владение терминологией, умение взаимодействовать с другими, - предупреждает вслух модератор Дима, другие мотают на ус. Чтобы сок и стаканчики не отвлекали ребят, учитель предлагает всем угоститься. Долго уговаривать не приходится. Третьеклассники уже успели повторить умножение многозначного числа на однозначное, обобщить правила этого процесса и теперь приятное развлечение воспринимают как награду. Однако пока они угощаются, диалог с учителем не прерывается ни на секунду. «Чем полезен сок? Что вы знаете о витаминах? Когда они наиболее полезны?» - гармонично вклинивается в математику биология. И наконец, проблемный вопрос: «Сколько вы выпили сока?» И тут ученики, бойко отвечавшие до сих пор, растерялись. Как узнать? Измерить, но чем? «Линейкой!» - кто-то кричит. Это вовсе не считается ошибкой, потому что это идея, версия, и пусть она не подтвердится, а все равно ценна. И вот так дружно ощупывая, они извлекают из небытия новую тему урока: «Емкость. Измерение емкости». Минуты на две урок математики становится уроком языкознания: «Емкость - это то, куда помещается что-то, иными словами вместимость …» - рассуждают, потом рассматривают шкалу на колбах и мензурках, припасенных учителем, изучают, что написано на коробке с соком о размерах содержимого, потом гадают, сколько может жидкости поместиться в стеклянную банку. Это советский человек с первого взгляда определит, что банка - литровая, а вот маленьким исследователям это узнать можно лишь опытным путем. И вот начинается оживленная работа. Стаканчик переливается в колбу. Результаты у групп разнятся, разгорается спор, все измеряют заново. «Вы вылили в колбу неполный стакан!» - строго предъявляет внимательный эксперт одноклассникам. Наконец выясняется, что в стакан входит 200 миллилитров. Теперь нужно узнать, сколько стаканов входит в банку. Обязанности в группе распределяются для экономии времени. Кто-то бегает к ведру черпать воду, другие фиксируют в тетрадь результат. Никогда я еще не видела, чтобы задача решалась в таком ажиотаже и радостном нетерпении - вот что значит реальная банка и вода, от которой даже немного намокли рукава. Но вдруг математика волшебно превращается в экономическую географию: класс решает весьма патриотичную задачу про экспорт российской нефти в страны Европы, не забывая полюбопытствовать, что такое баррель, выяснить происхождение и значение этого слова, изучить диаграмму на интерактивной доске и почувствовать гордость за Родину. Оглядываясь на урок, ребята оценивают свою работу, делая отметки на шкалах «легко-трудно», «интересно-скучно». Все начинается с настроения - На мой взгляд, слишком много бумаги уйдет на такое оценивание, - размышляет рядом учитель из школы №18. - Уж лучше универсальные смайлики, которыми можно просигнализировать о настроении и затруднениях на любом уроке, а в целом, безусловно, интересный, плотный насыщенный урок! Адекватно оценивать себя, свои усилия и результаты очень важно для того, чтобы брать каждый раз новую вершину, не оставлять недоработанными какие-то важные моменты в знаниях и умениях. Однако это умение дается не сразу, ученики учатся оценивать себя постепенно. Учитель школы №10 Ирина Петровна Скворцова, пригласив коллег на мастер-класс, рассказывает, чего должны достигнуть в этом умении первоклассники. В первом классе, согласно новым стандартам, ребята учатся сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме, воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем, выполнять действия по развернутой инструкции, осуществлять самопроверку по плану, включающему один, два пункта, использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем. Сначала ребята только учатся обозначать свое настроение. Через две недели учатся сравнивать поставленную цель и результат, еще через месяц устанавливается порядок оценки своей работы, еще немного погодя учатся признавать свои ошибки и неудачи. Третьеклассники же сами составляют проверочные задания и схемы-модели и дополняют план самопроверки, а четвероклассники даже прогнозируют трудности, которые могут возникнуть лично у них при выполнении задания. Когда-то у них уже не будет учителя, но они смогут учиться чему угодно всю жизнь, умея правильно оценивать свои результаты и анализировать свои ошибки. Для того чтобы ученикам было легче привыкнуть к самооценке, учитель дает им незаконченные фразы-схемы, например: «Наиболее трудным мне показалось…», «Выполнение работы мне понравилось, потому что…» Как в «Что? Где? Когда?» Именно для того, чтобы ученики научились оценивать себя, учитель начальных классов гимназии №2 Наталья Борисовна Бунакова не торопится на своем уроке с оценочными словами «Правильно!» или «Молодец!». Вместо этого все время спрашивает у класса: «Ребята, как вы думаете, правильно? Мы полностью выполнили задание? Напомните мне, в чем оно заключалось!» - Одно из самых важных универсальных действий, которому ученики должны научиться - умение работать в группе, слышать собеседника, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, - пояснила перед уроком Наталья Борисовна. Вот почему и в ее классе парты сдвинуты, и ребята не развернуты к ней лицом, им важнее видеть лица друг друга. Только лишь услышат вопрос, группы погружаются в бурное обсуждение, как в телепередаче «Что? Где? Когда?», а потом выбирают, кто озвучит найденное решение. - Отвечать будет Миша! - Наконец-то! - радуется Наталья Борисовна, которая давно хотела услышать Мишу-молчуна, но не решалась авторитарно вмешиваться в работу группы. «Готовься! Следующая отвечать будешь ты!» - шепчут в другой группе девочке-тихоне. Она же ободрена общим с товарищами мнением и их доверием. Никакой готовой информации учитель не выдает. Изучают новую часть речь, и она для них «терра инкогнито». Они не знают, как она называется и зачем нужна. Последнее вдруг становится понятным, когда отрывок из «Сказки о царе Салтане» звучит сначала так, как его написал Пушкин, а потом лишившись всех наречий. К тексту сразу возникло много уточняющих вопросов. Манипулируя словами так и этак в разных фразах, заключают: эта часть речи не изменяется просто никогда! Умение добывать информацию из самых разных источников - еще одно такое действие, которое пригодится при изучении любого предмета. Именно поэтому Наталья Борисовна за определением понятия «наречие» отправляет учеников не к учебникам, а к толковому словарю и «Википедии» в Интернете. Ученики станут взрослыми, учебников у них под рукой уже не будет, а вот привычка обращаться к словарям и интерактивным справочникам останется. Зачитывая определение из разных источников, дети сравнивают информацию. Мало того, благодаря этому оно звучит несколько раз и, значит, лучше запомнится. В конце урока каждый ставит оценку себе в тетрадь. Эта оценка не появится в классном журнале или электроном дневнике, и все же она самая важная, объясняющая значение учебы: мы учимся не для кого-то, а лишь для себя, лишь умение ставить оценку себе дает шанс на развитие. Автор: Гуля Бессонова
ugra-news |
=Материал опубликован 07.05.2013