Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Развитие мышления у детей
Сургут • Разделы → Маме на заметку
Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым и здоровым. И согласно этому покупают ему детское питание, нужные витамины, вещи, одежду, игрушки. Тем не менее, может получиться так, что, заботясь о будущем своего ребенка, родители не задумываются о такой существенной вещи, как совершенствование логического мышления малыша. А между тем, без ежедневной тренировки логики, развитие ребенка будет считаться неполноценным. Разумеется, каждый ребенок обладает нормальным мышлением, но вот поступив в школу, ему будет сложнее учиться, чем другим детям.
Полноценное развитие логического мышления ребенка надо тренировать, начиная с 3-х месячного возраста до поступления его в первый класс (и даже тогда необходимо систематически заниматься развитием мышления ребенка). Для определенных возрастных промежутков существуют разные методы по развитию логики. Ребенок старше трех лет учиться относиться к миру более абстрактно. Теперь он может не только запоминать все, что видит, но и создавать в голове различные образы, пытаться самостоятельно решать задачки, не пользуясь наглядными примерами. Малыш уже должен уметь справляться с простыми логическими задачами, это опять же, найти в ряду лишний предмет, пройти лабиринт, сложить вместе одинаковые вещи и так далее. Выложим предметы, которые характеризуются определенными признаками в один ряд, а теперь будем добавлять в этот ряд лишнюю фигуру или перемешаем предметы, и попросим ребенка убрать из ряда лишние из них или пусть он самостоятельно сгруппирует предметы по их признакам. Начинайте учить ребенка рисованию, ему надо показать, как рисовать правильно и давать возможность рисовать самостоятельно, пусть проявляет фантазию. Он должен уметь нарисовать деревья, цветы, дом, предметы мебели, людей и разные предметы. Можно знакомить ребенка с различными загадками, играть в несложные игры. Купите для малыша конструктор. Ребенок уже способен что-либо нарисовать или построить из имеющихся предметов. При этом заметив, что малыш в чем-то ошибся, надо указать ему на это. Ребенок старше шести лет должен уметь в уме осмысливать информацию, он уже умеет справляться с простыми математическими примерами. В этот возрастной период можно учить ребенка играть в шашки и шахматы, разгадывать словесные загадки, играть в название городов и многое другое. Надо знакомить ребенка с синонимами и антонимами, учить подбирать их к словам. Скажем, низкий – высокий. Задавать ребенку логические задачи посложнее. К примеру, какой цвет будет у желтого квадрата, если он попадет в группу красных квадратов? Можно решать самые простые математические уравнения, учить вместе алфавит, таблицу умножения, тренировать память, запоминая различные небольшие стихотворения. Ребенок должен уметь играть в настольные игры. Главное, стремиться по максимуму, использовать способность ребенка мыслить в уме. Младший дошкольники играет чаще в одиночку, но в своих играх уже совершенствует воображение, восприятие, мышление, память, двигательные способности.
В среднем дошкольном периоде игры становятся в основном совместными. Их суть — подражание определенному поведению взрослых. Дети выделяют правила и роли, стараются им соответствовать. Особый класс составляют игры-соревнования, где происходит формирование и закрепление мотивации на то, чтобы достигнуть успеха. В конце дошкольного периода формируется словесно-логическое мышление, оно способствует развитию умения использовать слова, разбираться в логике рассуждений. И в этом вопросе обязательна помощь взрослых, чтобы исправлять нелогичные детские рассуждения при сравнении, скажем, количества и величины предметов. Дошкольники начинают использовать слова, которые мы взрослые называем понятиями. Развивающиеся игры надо использовать для детей старшей дошкольной возрастной категории, так как именно в этом возрасте они часто невнимательны, рассеянны, несобранны, поэтому испытывают трудности с точностью рассуждений. Развиваем воображения с помощью настольных игр.
Среди развивающих игр особое место отводиться играм, в которых надо составить плоскостное изображение животных, предметов, птиц, домов из определенного набора геометрических фигур. Большая роль в развитии логической деятельности ребенка принадлежит задачам - головоломкам. Они помогают совершенствовать не только психическое, умственное, но и нравственное развитие, стимулируют волю, активность в преодолении трудностей, поиска ответа. Упражнения по решению занимательных задач, игр на составление головоломок, фигур-силуэтов благоприятно влияют на становление и развитие таких личностных качеств, как настойчивость, целенаправленность, самостоятельность (способность мысленно и зрительно исследовать поставленную задачу, обдумывать способы решения и пути для планирования своих действий, проводить постоянный контроль за своими действиями и сравнивать их с поставленными задачами, давать оценку полученному результату).
Дошкольное детство является периодом интеллектуального развития каждого психического процесса, обеспечивающие ребенку средства для ознакомления с окружающим миром. Для того чтобы успешно освоить программу школьного обучения ребенок должен не только много знать, но и догадываться, доказательно и последовательно мыслить, проявлять умственное напряжение, мыслить логически. Постигнув любые способы запоминания, ребенок должен уметь выделить цель и провести для ее реализации работу с материалом. Он понимает необходимость в повторении, сопоставлении, обобщении, группировании материала в целях запоминания. Развивать логическое мышление можно при помощи головоломок, дидактических игр, смекалок, решения всевозможных лабиринтов и логических игр, которые вызывают у ребенка большое любопытство. В этой деятельности у ребенка формируются качества личности, имеющие особенное значение: сообразительность, самостоятельность, находчивость, вырабатывается усидчивость, развиваются полезные умения. Ребенок учится планировать собственные действия, обдумывать их, предугадывать результат, обнаруживая при этом творческие качества. Дидактические игры - лучшие занятия для развития элементарного логического мышления для дошкольников. Ведь игра является ведущей деятельностью ребенка. Игры логического содержания способствуют воспитанию у ребенка познавательного интереса, способствуют исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.
Совершенствование у дошкольника способности мыслить меняет поведение и психику ребенка: увеличивается самоконтроль и самостоятельность его деятельности. Автор: Марина Романова
|
=Материал опубликован 24.01.2013