Об образовании в Югре – из первых рук (часть 4)

Сургут • Разделы    — Школьники

Совместный проект «Югра-Информ» и департамента образования автономного округа был объявлен в прошлом месяце. На сайт интернет-издания в течение недели принимались вопросы на тему «Образование в Югре: актуальные вопросы».

Директор департамента Любовь Ковешникова постаралась четко и полно ответить на все волнующие югорчан вопросы, ну а мы опубликуем ее ответы по блокам. В последней части нашей совместной работы с госструктурой мы осветим тему профессионального образования, а также поговорим о едином государственном экзамене.

Блок «Профессиональное образование»

«Какие рекомендованы профессии для поступления у следующего поколения студентов?»

«Скажите, пожалуйста, какие профессии наиболее востребованы на сегодняшний день в округе?»

- Для учреждений профессионального образования, подведомственных правительству Югры, контрольные цифры приема ежегодно утверждаются с учетом востребованных специальностей на перспективу.

На сегодняшний день в Югре наиболее востребованы специальности и профессии топливно-энергетического профиля. Сюда входят разработка нефтяных и газовых месторождений, геология нефти и газа, электроэнергетика, направления подготовки по укрупненным группам специальностей «Транспорт», «Строительство» и традиционно медицинское и педагогическое образование.

«Очень беспокоит тема профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Новые образовательные стандарты начального и среднего профессионального обучения оставили за порогом этих детей. Знаю, что для них существует профессиональная подготовка в специализированных группах. Но нормативных документов по освоению этих программ нет и никаких специализированных методов и форм. Московским департаментом образования приняты адаптированные сроки и адаптированные программы. Как данная работа поставлена в нашем округе? И как планируется в дальнейшем профессиональное образование детей с ОВЗ?»

- Профессиональное образование выпускников с ОВЗ – дело сугубо индивидуальное, так как ограничения в здоровье могут закрыть путь в некоторые профессии.

Получение начального и среднего профессионального образования предполагается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Такая программа выдается главным бюро медико-социальной экспертизы и содержит раздел «Профессиональная реабилитация». В этом разделе рекомендуются профессии, форма обучения и характер трудовой деятельности в зависимости от вида заболевания.

Так, например, выпускники коррекционных школ восьмого вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью) могут получить профессиональную подготовку в специализированных группах в ряде учреждений профобразования автономного округа с присвоением рабочей квалификации плотника, помощника повара, швеи, работника зеленого хозяйства или слесаря.

«Объясните, пожалуйста, почему «отошли» от традиционного распределения выпускников вузов?»

- В соответствие со статьей 37 Конституции России каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Кроме того, в условиях рыночной экономики работодатель не может гарантировать рабочее место студента, поступившего в вуз или колледж.

Однако мы двигаемся в сторону целевого заказа на подготовку кадров. Так, только в текущем учебном году приняли в наши учреждения высшего образования более двух тысяч студентов, среднего образования – более 2,2 тысячи студентов и начального профессионального образования – более 2,1 тысячи учащихся. Работодатели уже ждут этих ребят после выпускного на работу.

«Почему в Югре студентов – будущих медиков не учат, как вести профилактическую работу по здоровому образу жизни? Становясь дипломированными врачами, все они могут лечить, но практически никто не умеет предупреждать болезни, оказывая, к примеру, консультации по отказу от курения, потребления алкоголя»

- Пропаганда и профилактика здорового образа жизни, на мой взгляд, должна стать нормой в практике работы не только врачей, но и учителей.

Что касается студентов медицинских образовательных учреждений, то, при изучении курсов терапии, хирургии и так далее, они изучают не только симптомы и лечение болезней, но и способы профилактики заболеваний. Кроме того, в разделе «Организация здравоохранения» изучается курс организации профилактических мероприятий.

Не менее важно, чтобы будущие врачи и сами вели здоровый образ жизни, через волонтерство несли эту идеологию в молодежную среду.

«В правилах нахождения студентов в помещениях вузов Югры, в общежитиях существует запрет на нахождение в алкогольном опьянении, распитие алкоголя, потребление наркотиков студентами. Какие меры применяются к нарушителям правил? Могут ли отчислить? Какова статистика применения мер (выговоры, отчисления) за подобные проступки по Югре?»

- В каждом образовательном учреждении профессионального образования разработан внутренний распорядок проживания в общежитиях, который регламентирует правила проживания. В зависимости от количества замечаний студенту, могут последовать санкции – от выговора до отчисления. В случае обнаружения студента в общежитии в состояние опьянения последует выселение.

Практика показывает, что в большинстве случаев все-таки учреждения образования стараются не отчислять студента, но наказывать.

«Почему студентов югорских вузов и ссузов не учат оказывать первую медпомощь (за исключением медиков)? А если завтра война – кто будет перевязки делать и «шины» накладывать?»

- Учат, и не только студентов, но и школьников. Оказание первой медицинской помощи входит в курс основ безопасности жизнедеятельности. И олимпиады по ОБЖ, и соревнования «Школа безопасности» – яркое тому подтверждение.

«Почему в общежитиях студентов югорских вузов и ссузов такой медленный интернет? Его скорости даже для учебных целей не хватает»

- В югорских городах скорость доступа в интернет не такая уж и медленная. А вот в Игриме, Белоярском, Междуреченском наши учреждения профессионального образования пока имеют проблемы с высокой скоростью доступа. Здесь мы зависим от технических возможностей провайдера.

Высокоскоростной доступ в сеть интернет организован во всех вузах (скорость 2 Мбит/сек – 1 Гбит/сек), в том числе по технологии Wi-Fi. В общежитиях студенты обеспечены высокоскоростным доступом в интернет с компьютерных терминалов в специально оборудованных классах, в зоне покрытия Wi-Fi доступ осуществляется по Wi-Fi-картам. Это касается, в частности, Ханты-Мансийска.

В библиотеках вузов установлены точки бесплатного доступа в сеть интернет. В них также существует свободный доступ читателей к фондам библиотек (35 библиотечных интернет-ресурсов).

Блок «Единый государственный экзамен»

«Правда ли, что ЕГЭ станет устным? По каким предметам?»

- Единый государственный экзамен в России регламентируется Рособрназдором и министерством образования и науки.

Порядком проведения ЕГЭ предусмотрено включение в экзамен по иностранным языкам раздела «Аудирование», все задания по которому записаны на аудионоситель. Аудиозапись прослушивается всеми участниками ЕГЭ дважды, после чего они приступают к выполнению экзаменационной работы. Так уже было в 2012 году и будет в 2013 году.

В октябре 2012 года в 25 субъектах России прошла апробация единого государственного экзамена по иностранным языкам с включением раздела «Говорение» (устной части). Участник ЕГЭ проговаривает задание, его речь записывается на внешний носитель. Но на всероссийском уровне еще не принято решение о проведении экзамена в такой форме повсеместно.

В Югре уже с 2011 года в режиме апробации для выпускников проводился экзамен по иностранным языкам с включением раздела «Говорение».

«Расскажите о вашем собственном отношении к ЕГЭ. Считаете ли вы такую форму тестирования правильной?»

- Как бы много критики в адрес ЕГЭ не звучало, сегодня это единственная форма объективной, независимой от заинтересованных лиц, оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных школ. Тут используются контрольные измерительные материалы, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта. Материалы разрабатываются на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов всех ступеней общего образования и обязательного минимума содержания общего образования.

Нужно совершенствовать качество контрольно-измерительных материалов, оттачивать механизм проведения экзамена, но спорить с реальной полезностью такой формы для семьи в плане возможности поступления в вузы без дополнительных усилий нет оснований.

«В Нижневартовске разгорелся скандал из-за подмены учеников девятых классов на контрольном тестировании знаний химии и русского языка (школа №40, директор С.В. Титова). Читатели сообщают, что подобные подмены происходят и в других школах города. Имеются сообщения и о липовых медалистах. Учителя сообщают, что подобные явления стали возможны из-за системы стимулирующих выплат за высокие показатели знаний учащихся. Директора и их приближенные любым путем «делают» эти показатели, зачастую липовые. Но львиная доля этих выплат распределяется директору школы, затем – заместителям директора. Учителям достаются крохи от этой «стимуляции». Знаете ли вы об этой системе подлога знаний? Устраивает ли она вас? Как сложится дальнейшее «разруливание» с «погоревшим» на подлоге директором школы? Будет ли проведена повторная (без подмены учеников) аттестация Нижневартовской школы № 40?»

- В полномочия департамента не входит проверка законности процедур аккредитации. Этим занимается служба по надзору и контролю в сфере образования Югры.

По имеющейся у нас информации, следственный комитет не обнаружил в действиях руководства школы признаков преступления.

Лично мне противна даже мысль о подобных действиях руководителей образовательных учреждений. Такие люди не должны быть руководителями. Тем более, что «липовые» показатели разобьются о результаты независимой аттестации – ЕГЭ и олимпиады школьников.

Кроме того, в системе оплаты труда «зашиты» реальные показатели качества работы учителя, связанные с внешней оценкой, в том числе оценкой родителей и учеников.

Автор: Зоя Толоконцева

Югра-Информ

=Материал опубликован 25.12.2012