Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Об образовании в Югре – из первых рук (часть 2)
Сургут • Разделы → Школьники
Совместный проект «Югра-Информ» и департамента образования автономного округа был объявлен в прошлом месяце. На сайт интернет-издания в течение одной недели принимались вопросы на тему «Образование в Югре: актуальные вопросы». Директор департамента Любовь Ковешникова постаралась четко и полно ответить на все волнующие югорчан вопросы, ну а мы опубликуем ее ответы по блокам. Во второй части мы заденем вопросы, связанные с введением в школьную программу нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Также мы опубликуем ответы на вопросы о семейном образовании и блок вопросов на разные темы. «Прошу объяснить суть предмета «Основы религиозной и светской этики». На сколько я знаю, он никак не оценивается, в аттестат не проставляется, но посещать и изучать его обязательно. Не лучше ли сделать его факультативом?» «В этом году в школах введён новый предмет. Не считаете ли вы, что вместо одного под названием «Основы культурных религий и светской этики» надо ввести два: «Основы культурных религий» и «Основы светской этики»?». - Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. ОРКСЭ призван сформировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Курс ОРКСЭ входит в федеральный компонент базисного учебного плана и не может быть вынесен на факультатив. Курс содержит в себе шесть модулей: основы православной культуры, основы мусульманской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Таким образом, одновременно введено не два, а шесть предметов. Родители выбирают один из них для своего ребенка. «Как обстоит внедрение в школах Югры предмета «Основы религиозной и светской этики»: в каких муниципалитетах он уже введен? Кто его преподает? С какими трудностями сталкиваются педагоги?». - С 1 сентября этого года ОРКСЭ введен во всех общеобразовательных учреждениях Югры для четвероклассников. Курс преподают учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по этому направлению. Основная трудность – маленький опыт ведения данного предмета, так как его ведут всего четвертый месяц. Однако есть уверенность, что на качестве преподавания это не скажется, а родители и дети будут довольны. Более подробная информация о курсе ОРКСЭ размещена на сайте департамента образования и молодежной политики Югры www.doinhmao.ru в соответствующем разделе. Блок «Семейное образование» «Скажите, пожалуйста, существует ли в округе частное обучение на дому для младших школьников? В каком объёме? Куда можно обратиться по данному вопросу?». - Образовательные программы с учетом потребностей и возможностей личности осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной (в форме семейного образования, самообразования, экстерната). Понятие «частное обучение на дому» в законодательстве отсутствует. Речь может идти о семейном образовании. Это выбор родителей (законных представителей) обучающегося. Для этого нужно подать заявление на имя руководителя образовательного учреждения. «Что лично вы думаете о новой семейной форме обучения? Какие у неё достоинства и какие недостатки? Приживётся ли она у нас?». - Семейное образование – не новая форма обучения, используется она при организации образовательного процесса не часто и в основном для детей младшего школьного возраста. Родители имеют право выбрать разные формы обучения, так как закон «Об образовании» допускает сочетание различных форм получения образования. Одним из главных достоинств данной формы обучения является индивидуальность выстраивания образовательной траектории, которая учитывает физиологические и психологические особенности ребенка. Одним из рисков может быть сложность социальной адаптации обучающегося в мире сверстников. «Скажите, пожалуйста, каким образом будет осуществляться проверка знаний детей, обучающихся на дому. Не ляжет ли на плечи педагогов колоссальная нагрузка?». - Образовательная программа ребенка, обучающегося по форме семейного образования, должна учитывать все требования федерального государственного образовательного стандарта. Оценка результатов образования осуществляется образовательным учреждением по месту жительства обучающегося. Образовательное учреждение разрабатывает формы и график проверочных работ и доводит до сведения родителей (законных представителей). Установление объема нагрузки педагогов и расстановки педагогических кадров относится к компетенции школы, представителей ребенка. Блок «Разное» «Объясните, пожалуйста, зачем открывают частные учебные заведения, если качество обучения в них «никакое»? И кто контролирует организацию и качество учебного процесса?». - Частные учебные заведения открываются по инициативе учредителей. Лицензирование учреждений дошкольного и общего образования проводится службой по надзору и контролю в сфере образования после выполнения всех требований к условиям организации учебного процесса. Лицензию на открытие негосударственного вуза выдает минобрнауки. Оценка эффективности негосударственных вузов и их филиалов также осуществляется министерством. Если говорить о Югре, то организацию и качество обучения контролирует служба по надзору и контролю в сфере образования автономного округа. «Почему смс-информирование об «актировках» доступно лишь сургутским родителям? Нельзя ли сделать такую услугу доступной для всех родителей округа, пускай даже на платной основе?». - Единой окружной системы оповещения об актированных днях не существует, так как решение принимается в муниципальном органе управления образованием в зависимости от текущего температурного режима. Способ информирования всех участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся, родителей или законных представителей обучающихся, иных работников общеобразовательного учреждения в актированные дни с использованием средств массовой информации и коммуникаций – зависит от решения муниципальной власти. Сейчас мы обсуждаем с Югорским социальным регистром возможность заведения этой и других услуг (электронный дневник, питание в столовой) на единую социальную платежную карту Югры. «Каким образом и насколько быстро будет решён вопрос вторых смен в школах?». - Организация обучения во вторую смену разрешена действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, и отменять её не планируется. Тем не менее, в Югре есть территории, где школы работают только в одну смену (Белоярский район, Ханты-Мансийский район – 92 процента учреждений, Кондинский район – 94 процента учреждений). Доля обучающихся во вторую смену в Югре стабильно составляет 24 процента. Продолжение следует… Автор: Зоя Толоконцева
|
=Материал опубликован 20.12.2012