Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Предложения по оптимизации образовательных учреждений
Уважаемые обучающиеся, родители, педагоги и неравнодушные к вопросам образования жители нашего города! В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» представлена существующая ситуация в сфере образования и модель будущей системы: «Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий,но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению». Современное состояние школы не удовлетворяет общество и государство. От нее требуют качественного обновления.Уже несколько десятилетий теоретики констатируют кризисное состояние школы, однако практики с этим упорно не соглашаются. Изменения, происходившие последние два десятилетия, не соответствовали ни по темпу, ни по содержанию объективным потребностям общества и государства. Результаты международных сравнительных исследований по программам TIMS и PISA, результаты сдачи ЕГЭ по-прежнему свидетельствуют о кризисном состоянии российской школы. Отечественное образование входит в период смены принципиальной модели своего функционирования, необходимость которой назрела давно. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» определены стратегические цели и задачи развития образования до 2025 года. Предусматривается, что российское образование должно выйти на принципиально новый уровень, соответствующий запросам высокоразвитого постиндустриального общества. Ключевые характеристики «нового» общего образования (результат):
Ключевые характеристики «нового» общего образования (процесс):
Стратегическая цель в области образования Югры –повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя автономного округа. Предполагается, что к 2020 году в образовании округа произойдут общесистемные изменения:
Для достижения таких результатов нам необходимо перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу. Обновление системы образования не может обойтись без оптимизации школьной инфраструктуры для решения задач обеспечения доступности образования; повышения его качества. Изменения в системе образования Сургута начались не сегодня (Приложение 4). В прошлом году в целях в процесс реорганизации было вовлечено 9 образовательных учреждений (ООШ №30, Прогимназия, СОШ №34, СОШ №32, СОШ №27, НОШ-ДС №43, ОСОШ №1, ОСОШ №2, гимназия «Лаборатория Салахова») и на сегодняшний день нет ни одной жалобы на ошибочность принятых решений. Мы благодарим всех участников этого процесса: обучающихся, родителей, педагогов, администрацию образовательных учреждений за то, что год назад вы поддержали департамент образования и у нас совместно получилось обеспечить местами в образовательных учреждениях 1000 обучающихся начальных классов,в том числе и для детей, не достигших возраста 6 лет 6 месяцев на начало учебного года, а также 200 детей в 6–ти дошкольных группах гимназии «Лаборатории Салахова» и 4–х группах Прогимназии. Сегодня департамент образования предлагает систему оптимизационных мероприятий на 2013 – 2016 годы для решения следующих задач:
Данные предложения были представлены 26.02.2013г. для рассмотрения на заседании муниципального совета по развитию образования, члены совета их поддержали и выразили согласие с тем, что необходимо поэтапно реализовать заявленные мероприятия (Приложение 1). Сегодня мы публикуем предложения по оптимизации сети образовательных учреждений и надеемся, что найдем в лице городского сообщества поддержку и понимание того, что это не просто желание изменений или некий эксперимент, это насущная необходимость.Новые предложения по реструктуризации сети образовательных учреждений продиктованы нормативными документами и требованиями, предъявляемыми к современной школе. Мы готовы к диалогу и обсуждению каждого пункта предложений. Также свои предложения вы можете направлять по электронной почте don@admsurgut.ru. Важно, чтобы каждый из нас понимал, что равнодушие, пассивная позиция, неконструктивная критика без конкретных предложений могут привести к большим сложностям в образовании Сургута завтрашнего дня. Проведение заявленных мероприятий невозможно без консолидации городского сообщества. Надеемся на привлечение внимания жителей города к вопросам организации жизнедеятельности детей в школах и изменению позиции по отношению к реструктуризации образовательной сети. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ДЕПАРТАМЕНТУ ОБРАЗОВАНИЯ(рассмотрены и приняты на муниципальном совете по развитию образования 26.02.2013г.) Задача1. ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ Финансирование всех общеобразовательных учреждений обеспечивается исходя из численности обучающихся и норматива, установленного на одного ребенка законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 марта 2009 года N 55-оз (с изменениями) «Об установлении региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности общеобразовательных учреждений и о субвенциях, выделяемых бюджетам муниципальных образований ХМАО – Югры на реализацию основных общеобразовательных программ». Иными словами, объем финансирования образовательного учреждения напрямую зависит от количества обучающихся в учреждении. Численность обучающихся разных образовательных учреждений неравномерна, зависит от ряда причин: территориальное расположение учреждения, специфика, имидж и уровень доверия родительской общественности учреждению. Соответственно объем финансирования у каждого учреждения свой. С момента введения подушевого финансирования на переходный период был введен адаптационный коэффициент для того, чтобы не допустить снижения фактически сложившегося финансирования образовательных учреждений и выровнять финансовое положение учреждений, у которых недостаточное количество обучающихся. С января 2013 года действие адаптационного коэффициента прекращено. В городе сформировалась группа учреждений (с численностью обучающихся от 350 до 530 человек), которые не в полном объеме обеспечены финансовыми средствами даже на выплату заработной платы. Учебные расходы, средства на приобретение учебно-наглядных пособий практически отсутствуют в связи с недостаточным числом обучающихся.
Анализ финансового обеспечения отдельных муниципальных общеобразовательных учреждений в условиях нормативно-подушевого финансирования (на финансовый год)приведен в приложении 2. В связи с тем, что одна из задач муниципального органа управления образованием –обеспечение достаточных ресурсов для реализации основных общеобразовательных программ в полном объеме, обеспечение преемственности программ дошкольного и начального образования, а также начального и основного общего образования предлагаются оптимизационные мероприятия, направленные на объединение финансовых, кадровых, материально-технических ресурсов учреждений с разным уровнем обеспеченности (высокой и минимальной). ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ
1)до 01.09.2013 реорганизовать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №22 путем присоединения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №28
2) до 01.09.2013 реорганизовать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №12 с углубленным изучением отдельных предметов путем присоединения муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии «Сезам»
3) до 01.09.2014 года реорганизовать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №26 путем присоединения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №39 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЪЕДИНЕНИЮ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙПроведение данных мероприятий позволит:
Задача 2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ (НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ (НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) 1) до 01.09.2014 года с целью увеличения количества мест для детей дошкольного возраста, возврата в систему дошкольного образования здания детского сада, ранее использовавшегося не по прямому назначению, предлагаем открыть самостоятельное дошкольное образовательное учреждение на 260 мест в здании начальной ступени гимназии №4 после завершения комплексного ремонта. 2) с 01.01.2014 года реорганизовать муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальную школу – детский сад №39 и выделить дошкольное отделение в самостоятельное учреждение.
Задача 3. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», концепции развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года поставлена задача разработать и внедрить модель деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников. Второй и очень важный вопрос – это реализация среднего (полного) общего образования в старшей профильной школе в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования, который предусматривает дифференцированное обучение по направлениям профилизации учащихся старших классов общеобразовательных учреждений (8 - 11 классов). Для решения этой задачи предусматривается создание специальных старших профильных школ, с надлежащей материальной средой, составом, площадями и оборудованием учебных кабинетов. Многие регионы и муниципалитеты России уже оптимизировали образовательную сеть путем выделения старшей профильной школы. Профильное обучение востребовано в Сургуте. Данные опроса, проведенно-го в декабре 2012 года, свидетельствуют, что продолжить обучение в 10-ом классе планируют в среднем около 80% обучающихся образовательных учреждений. Из них 68% девятиклассников хотели бы обучаться в профильных классах. Каждое образовательное учреждение невозможно обеспечить современными материально-техническими ресурсами для качественной организации профильного обучения. Старшая профильная школа (далее – СПШ), по сути, должна стать сетевой, т.е. обслуживающей старшие классы окружающих общеобразовательных школ. Возможны два типа СПШ: 1) с постоянно обучающимися 8 – 11 старшими клас-сами; 2) с постоянно обучающимися 10 - 11 классами и 8 - 9 классами, приходя-щими на профильные (предпрофильные) уроки для изучения предметов на более совершенной базе, чем в традиционной общеобразовательной школе. Принципиальное отличие старшей профильной школы от традиционных общеобразовательных школ заключается в наличии в составе СПШ специализированных групп помещений для профильного обучения в составе лабораторий или специализированных учебных кабинетов для изучения теории; помещений для практических занятий (практикумов) по направлениям – естественно-научное, техническое; лаборантских и ресурсных центров с учебно-наглядными пособиями, приборами для подготовки и проведения опытов. Наполняемость учебной группы для теоретических занятий составляет 20-25 учащихся, для практических занятий учебные группы делят пополам – 10-12 чел. Число помещений–практикумов на каждую лабораторию или специализированный учебный кабинет определяется заданием на проектирование в зависимости от числа направлений профилизации. Например, по физике могут быть специализированные практикумы по механике, оптике, гидравлике, электронике, радиотехнике и т.д. Их площади определяются заданием на проектирование в зависимости от особенностей конкретного предмета. Направленность профилизации определяется в соответствии с конкретными учебными планами, их содержанием, методикой обучения, с учетом обслуживания старших классов окружающих общеобразовательных школ. Материальная среда учебной группы помещений СПШ должна отвечать задачам интеллектуального развития учащихся и запросам рынка труда города и округа. Главной задачей СПШ является ориентация учащихся в выборе будущей профессиональной деятельности (гуманитарной, естественно-научной, технической). Старшая профильная школа (в отличие от общеобразовательных школ микрорайона) рассчитана на обслуживание учащихся старших классов школ района. Это обуславливает систему организации и принципы расчета сети СПШ жилого района и необходимость соблюдения баланса числа учащихся 1 - 11 классов в целом по жилому району. Сложившаяся в системе образования города сеть учреждений повышенного уровня (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов) избыточна. В связи с демографической ситуацией не соблюдается норматив наполняемости старшей ступени (не менее 150 обучающихся в 10-11-х классах). В ноябре 2012 года, оценив свои возможности и контингент обучающихся, в статус средней общеобразовательной школы перешла средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов. В районе Энергетиков находятся в территориальной близости два учреждения повышенного уровня (гимназия №4 и лицей №2), а также средняя общеобразовательная школа №18. Успеваемость обучающихся гимназии №4 и результаты единого государственного экзамена ниже показателей остальных гимназий города (приложение 5, 6). Статус гимназии не поддерживается реализацией программ гуманитарной направленности. В условиях недостатка зданий невозможно обеспечивать выполнение требований СанПиН об односменном режиме работы данных учреждений. Анализ результатов обучения показал, что в некоторых учреждениях повышенного уровня успеваемость и результаты ЕГЭ ниже, чем в отдельных средних общеобразовательных школах. Процесс изменения вида учреждений неизбежен. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная сеть 8, 9, 10 микрорайонов и дополнительные возможности городской среды для детей этого микрорайона ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ВСЕМУ ОПТИМИЗАЦИОННОМУ ПРОЕКТУ
Департамент образования
Официальный сайт Администрации города Сургута - www.admsurgut.ru |
=Материал опубликован 15.03.2013