Свет в конце туннеля

Сургут • Разделы    — Школьники

Вопрос освещения в общеобразовательных учреждениях практически всегда был актуален. Вспомните свои школьные годы: наверняка у многих из вас найдется воспоминание о тусклых люстрах, заражающих своим унынием учеников, не слишком усердно грызущих гранит науки. В самом деле, если, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 90 процентах случаев заболевания глаз начинаются именно со школьной скамьи, вопрос: «А какие лампочки осветят путь ребенка к знанию наиболее эффективно?» рано или поздно должен был встать.

Чувствуя интерес общественности к этой теме, сайт siapress.ru провел голосование по вопросу: «Кто должен финансировать установку современного светового оборудования: бюджет, родители, городской бюджет и родители или спонсоры?». Большая часть посетителей сайта (76 процентов) считают, что основную нагрузку должен брать на себя бюджет. Еще 16 процентов респондентов предполагают, что с этим должен справляться тандем родителей и государства, пять процентов возлагают ответственность на спонсоров, остальные отдают проблему на откуп родителям.

Приятно осознавать, что задачу установки современного светового оборудования осознают на окружном уровне. Югорская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» определяет свою главную цель в обеспечении населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам. В Сургуте программа реализуется в школе № 5. Сейчас в классах и коридорах идет ремонт, вместе с цветом стен, окнами и мебелью меняется и освещение. Главный энергетик «ДЭАЗИиС» Дмитрий Рехлов рассказал о том, что происходит сейчас в учебном корпусе:
«В санузлах, коридорах и подвальных помещениях лампы накаливания и люминесцентные меняются на светодиодные. В одной из аудиторий будет запущен экспериментальный проект: в одном классе установят лампы, которые автоматически меняют свое освещение в зависимости от времени суток. Например, утром и вечером они будут гореть в полную мощность, а днем – в полнакала. В экспериментальном классе будет установлен счетчик учета электроэнергии, такой же будет и в обычной аудитории. На основании показаний будем определять эффективность деятельности энергетического оборудования».

Исполнительный директор автономной некоммерческой организации «Центр энергосбережения Югры» Эдуард Кинцле подчеркнул, что программа призвана внедрить энергосберегающие технологии, а не прописывает механизмы получения прогрессивного освещения каждой отдельно взятой школой. Тем временем именно этот вопрос назрел в обществе: как и кто будет осуществлять технологический прорыв в области освещения? В Сургуте 45 школ, гимназий и лицеев, но эксперимент проводится только в одной. Что делать остальным детям? Как им не испортить зрение в своих не всегда авангардных по освещению школах?

Не менее остро стоит вопрос об освещении вокруг школ. Например, возле гимназии № 4 нет даже элементарных фонарей. Об этом siapress.ru писал в материале «Ученье – свет, а на Просвещении – тьма». Вопросом освещения и безопасности заинтересовались местные депутаты. Илья Кандаков предлагает мыслить более глобально и не останавливаться только на вопросе обустройства одной улицы Просвещения:
«Нужна концепция освещения городской территории. Чтобы везде были одни по стилю и энергопотреблению лампы. Если город разработает единую концепцию, он может проецировать ее на разные микрорайоны. Будет понятна стоимость затрат одного светильника – будет понятна стоимость всего проекта».

На сегодняшний день одним из оптимальных вариантов многие признают светодиодные светильники. Их преимущества налицо: минимальное выделение тепла, безопасность для окружающей среды, прочность. Кроме того, лампы дают мягкий свет, не раздражающий глаз. Генеральный директор «СветоДизайн-Югра» Рустем Юсупов комментирует:
«Светодиодные лампы дают естественный свет. Они не мерцают благодаря отсутствию стробоскопического эффекта, не содержат вредных паров ртути».

Для освещения детских учреждений, мне кажется, это наиболее перспективный ресурс. Здоровье детей надо закладывать с ранних лет, а не портить его еще в школьные годы».Впрочем, одним из главных минусов считается дороговизна этих источников освещения. Не решен и еще один главный вопрос – где взять средства на переоснащение передовыми и безопасными светильниками и школьные классы, и уличные порталы Сургута? Ответа пока нет.

Автор: Юрий Нуреев, Ольга Сергеева

СИА-ПРЕСС

=Материал опубликован 16.11.2012