Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Давайте менять тональность!
Сургут • Разделы → Всё про садики (УДОУ)
Когда и как будет решена проблема с очередями в детские сады. Через три-четыре года очереди в детские сады должны быть полностью ликвидированы. При этом уже в 2012-м количество дожидающихся своего места в ДДУ малышей будет сокращено вдвое. Это почти программное заявление нового министра образования РФ Дмитрия Ливанова, сделанное чиновником несколько месяцев назад чуть ли не сразу после его назначения. Однако текущий год заканчивается, а проблемы детских садов и не думали решаться: длина очереди практически не сократилась и, похоже, пока сокращаться не будет, поскольку на государственном уровне так и не было предложено какой-нибудь концепции или системного подхода, которые бы позволили добиться главного - взрывных темпов роста мест (общая потребность оценивается в полтора миллиона) для устройства детишек. Частный бизнес к этой «игре» практически не допускается, поэтому вынужден уходить в подполье, развиваться хаотически или пытаться объединяться в партнерства. Одно из таких партнерств, кстати, совсем недавно появилось в Сургуте, для которого проблема с ДДУ стоит много острее, чем в целом по стране. Первопричины дефицита вплоть до 2000 года из-за общего падения рождаемости и роста показателей младенческой смертности в стране произошло падение спроса на места в ДДУ, и коммерческие фирмы начали массово скупать здания детских садов. Поэтому в городах было в общей сложности продано около половины зданий детсадов - если в 1990 году в России работали около 88 тысяч садиков, то в 2010-м - всего чуть более 50 тысяч. Когда же в начале 2000-х годов спрос на детсады снова начал расти, власти, по сути, опоздали с принятием упреждающих мер. И в этом заключается вторая главная причина нынешнего «дошкольного дефицита»: вернуть распроданные здания оказалось делом невозможным, а построить много новых не позволяет бюджет. Кроме того, был, похоже, проигнорирован опыт других стран, которые в свое время уже сталкивались с подобной проблемой. Очереди может не быть в принципе? – Факт! У автора этой заметки знакомая проживает в Таиланде. Так вот сегодня у нее двое детей, один из которых ходит в небольшой «частный национальный детский сад» - это такая категория из, можно сказать, официального классификатора данных учреждений. Детский сад «держит» бывшая россиянка, все четверо из обслуживающего персонала – соотечественники. Детей здесь всего около 40. За 12 тысяч рублей в месяц за ребенка в сервис входит присмотр (с 8 утра до 16 дня) и общение на родном языке, а также привитие основных навыков русской культуры. И все, даже питание отсутствует. Хочешь что-то еще - плати сверху. Власть в свое время осознала отсутствие бюджетной возможности обеспечить всех желающих местами в ДДУ и потому отпустила эту сферу услуг в рынок, а уж он сам все отрегулировал и проинвестировал. Очень интересен в этом смысле и опыт США и стран Западной Европы. Так, в Штатах количество государственных детских садов ничтожно мало по сравнению с частными. В стране работают сотни тысяч учреждений, которые по нашим меркам и детсадами-то назвать язык не поворачивается - огромное количество располагаются в квартирках, куда родители за 300-800 долларов в месяц водят своих чад, просто лишь бы были под присмотром. Но если мамам и папам хочется, чтобы детишек учили петь, рисовать, танцевать и основам высшей математики, то за эти дополнительные услуги надо просто доплачивать - до тысячи долларов сверху. Но самое любопытное решение проблемы нашли во Франции и Германии. Когда власти осознали, что не в состоянии избавить общество от очередей в ДДУ, то для начала уплотнили места в существующих учреждениях, наделали к ним пристроек, оборудовали дополнительные комнаты, а уже после, когда и этого оказалось недостаточно, придумали… развивать институт частных нянь. Повсеместно организовали краткосрочные курсы, куда мог записаться любой желающий, а после их окончания, имея на руках сертификат, новоиспеченные няни получили право открыть у себя в квартире маленькую группу. Далее чиновник от комитета по делам семьи приходит с проверкой в квартиру няни, где осматривает соблюдение элементарных норм безопасности проживания детей (правильно ли установлены розетки, нет ли в квартире отравляющих веществ, в порядке ли санузел). Кроме того, инспектор тут же проверяет навыки няни по умению готовить, а также устраивает короткий «стресс-экзамен», в ходе которого проверяется степень неконфликтности и психологической устойчивости. Если инспектора все устраивает, няня подает заявку в комитет по делам семьи, где указывает свое свободное для работы время и количество детей, которых она может принять, как правило, до трех. Работать она может и вечером, и ночью, и в выходные. При этом оплачивает услуги няни для определенных категорий граждан государство. Вот так. Конечно, без государственных детских садов нигде не обходится. Но в странах с рыночной экономикой «дошкольный вопрос» давно отдан на откуп рынку. Получается нередко дорого, зато - решаемо в принципе. Нужен общий паровозик В России частные детские сады на сегодня занимают ничтожную долю в общей массе дошкольных услуг, хотя, начиная с 2008 года, о необходимости развития именно частного сектора говорил и говорит тогда еще президент, а ныне премьер Медведев. Этот тренд поддерживали бывший и нынешний министры образования Фурсенко и Ливанов. Правда, далее горячих заявлений дело, похоже, не идет: за четыре года «активных поддержек» реальных дел в этом направлении страна так и не увидела. Самое главное, что не поменялось законодательство, в том числе налоговое, которое бы стимулировало вход бизнеса в эту сферу. И не было предложено ни одной идеи, которая бы посадила бизнес и государство в один «дошкольный паровозик», чтобы начать вывозить страну из глубочайшего и совсем не детского кризиса. Ведь полтора миллиона очередников в ДДУ - это еще и проблемы родителей, которые, не имея возможности пристроить своего ребенка в садик, не могут и полноценно трудиться. Сургуту, кстати, все проблемы с детскими садами известны не понаслышке. На 320-тысячный город с годовым бюджетом в 18 млрд. очередь в ДДУ составляет порядка 18,5 тыс. человек (между тем очередь детей от 3 до 7 лет составляет 4,7 тыс. человек. – Ред.). Для сравнения, в депрессивном Омске с бюджетом в 12 млрд. на 530 тысяч жителей очередь в детсады больше нашей всего-то на тысячу с небольшим. Автор этого обзора сам относится к той категории родителей, которым место в детсаду светит не раньше трехлетнего возраста. Однако же вопрос: если в госучреждение без связей и газетных объявлений ребенка не устроить, почему мне как родителю не дать возможности устроить ребенка в негосударственное учреждение? Возможно, Сургуту нужны не 70 частных центров пребывания детей, а 170, 300, 500, включая совсем крохотные, на 2-3 ребенка с одной частной няней на дому. Почему нет? Не дураки же в конце концов немцы с французами, которые добили вопрос с очередями именно через частных нянь. И тогда, имея в городе - по всей стране - множество негосударственных детских садов и мини-групп, государство одним (няням, воспитателям, поварам, охранникам этих учреждений) даст работу, а другим (родителям) - полноценно работать. Да и стоимость услуг в частных заведениях будет, скорее всего, ниже сегодняшнего уровня: в Сургуте пристроить ребенка стоит до 20 тысяч в месяц, обычной семье с обычными доходами это не по карману. То, что в Сургуте создана Ассоциация частных детских садов, замечательно. Объединившись, бизнесменам станет проще противостоять нелегальному бизнесу. Особенно, если родители будут знать, что членство в этой некоммерческой организации - гарантия качества в вопросах оказания услуг. Однако эта ассоциация, даже когда станет эталоном качества, не решит вопрос количества: детских садов у нас как не хватало, так и не будет хватать. Причем ровно до тех пор, пока за выполнение своих прямых обязанностей не возьмется сама власть. |
=Материал опубликован 09.11.2012