Ученье – свет?

Сургут • Разделы    → Школьники

По данным Всемирной организации здравоохранения, в России неуклонно растет число детей с заболеваниями глаз, и практически в 90 процентах случаев проблемы со зрением начинаются именно в школьные годы, когда в процессе обучения ребенок испытывает нагрузку на глаза. Статистика неумолима: в первый год обучения три процента школьников уже имеют нарушения зрения, в третьем классе этот показатель возрастает до десяти процентов, в седьмых-восьмых классах он составляет 16 процентов, и более 25 процентов старшеклассников покидают стены школы с нарушениями зрения.

По словам главного офтальмолога Сургута Гузели Латыповой, на ухудшение зрения школьников влияет совокупность факторов: неправильная посадка ученика, несоответствие школьной мебели росту ребенка, несоблюдение режима труда и отдыха, а также несбалансированное питание, длительное нахождение у экрана телевизора и монитора компьютера, недостаток физической активности. Не последнее место среди этих факторов занимает организация правильного освещения в школе и дома. Научно доказано, что хорошее освещение не только позволяет сберечь зрение, но и положительно влияет на успешность обучения, быстроту и качество усваивания нового материала, на эмоциональное и психологическое состояние всех участников образовательного процесса.

Самое лучшее освещение – конечно, естественное. Однако оно не может считаться полноценным, особенно в нашем регионе, ввиду небольшого количества солнечных дней. К тому же большинство сургутских школ работают в две смены, а в зимнее время световой день очень короток, поэтому искусственному освещению в классах нужно уделять особое внимание.

По информации дирекции эксплуатации административных зданий и инженерных систем, в настоящее время в учебных кабинетах образовательных учреждений Сургута преобладают светильники с лампами накаливания и люминесцентными лампами. Данное оборудование соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10, но большинство светильников были установлены 15-20 лет назад и к настоящему времени технически и морально устарели. МКУ «ДЭАЗИиС» уже несколько лет ведет плановую замену светового оборудования на новое. При замене светильников в учебных кабинетах приоритет отдается светильникам с люминесцентными лампами. Но в последние годы широкое применение получили светильники, основанные на светодиодных технологиях, и при проведении работ по текущему ремонту в 2011 году в двух школах и одном дошкольном образовательном учреждении было установлено это световое оборудование.

Благодаря увеличению финансирования в 2012 году производится замена светильников с лампами накаливания на объектах текущего и комплексного ремонта. Для приведения освещенности помещений в образовательных учреждениях к санитарно-гигиеническим нормам, СанПиН 2.4.2.2821-10 во всех школах дополнительно установлены светильники над классными досками. Несмотря на применение современного светотехнического оборудования, по словам директора МКУ «ДЭАЗИиС» Анатолия Ремезова, их учреждение продолжает искать более эффективные методы освещения классов. В настоящий момент при проведении комплексного ремонта в МБОУ СОШ № 5 планируется полностью заменить светильники с лампами накаливания на светодиодные и энергосберегающие.

Чтобы школьные годы оставили только знания, а не проблемы со зрением, родителям следует позаботиться о правильном освещении рабочего места школьника и в домашних условиях. Свет должен падать с левой стороны от ребенка. Если же ваш ребенок левша, тогда расположите рабочий стол так, чтобы свет падал с правой стороны. Обязательно должна присутствовать настольная лампа - ее располагают по такому же принципу. Настольную лампу лучше покупать с абажуром, она защитит глаза от прямого света. Рекомендуемая мощность освещения – 60-80 ватт. Если ваш ребенок делает домашнее задание вечером, то включайте одновременно верхний свет и настольную лампу, чтобы не было резкого перепада освещения.

Светодиодное освещение способно создать максимальный комфорт в школах и других учебных заведениях, поскольку дает яркий и ровный свет, приятный для глаз, благоприятно влияющий на процесс обучения. К тому же светодиодные лампы имеют функцию диммирования, позволяющую самостоятельно регулировать яркость освещения. Светодиодные лампы работают абсолютно бесшумно, не отвлекая от процесса, поэтому в конце учебного дня не возникает ощущения усталости и «шума в голове».

Автор: Наталья Рассказова

СИА-ПРЕСС

=Материал опубликован 05.10.2012