В трудной ситуации может оказаться любой

Сургут • Разделы    → Социальная служба

Почти год назад Управление социальной защиты населения г.Сургута и Сургутского района возглавила Елена Бондаренко. Елена Ивановна человек для Сургута новый. Однако, в социальной сфере это профессионал с большим стажем работы, более 15 лет. О себе, о работе и о Сургуте рассказала Елена Бондаренко в первом интервью для читателей «Сургутской трибуны».

– Елена Ивановна, к нам Вы приехали из Пыть-Яха, где возглавляли Управление социальной защиты населения, долго думали, прежде чем переехать в Сургут?

– Правильнее сказать, долго ли я думала, прежде чем подать документы на конкурс? Государственная гражданская служба предполагает назначение на конкурсной основе. Нет, не долго. Хотелось, даже не перемен, а развития. Безусловно, территории несравненно разные, объем работы и ответственности другой, но деятельность одна и та же, так как на территории округа создана единая система социального обслуживания, управления и оказания мер социальной поддержки.

Хотя и этому сейчас учат. Очень много мероприятий направлено именно на то, чтобы социальный работник умел снять напряжение, так расположить к себе человека, чтобы он смог спокойно рассказать о своей проблеме, а мы могли ему максимально помочь в той или иной ситуации.

– Елена Ивановна, какие новые меры социальной поддержки следует ждать населению округа?

– В первую очередь, надо говорить, что мер социальной поддержки в Югре много – более 80, и каждый год появляются новые. Буквально недавно вышло постановление о выдаче сертификатов по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами. Ежегодно проводится индексация мер социальной поддержки и существующих выплат.

Мер социальной поддержки много, приятно, например, когда мы присваиваем звание «Ветеран труда», но иногда приходится помогать человеку, которому иногда просто негде спать, нечего кушать.

– Кто и как решает, что в этом году нужно вводить именно эту меру соцподдержки, а не другую? Население в процессе участвует?

– Прежде чем определить приоритеты мер соцподдержки делается глубокий анализ ситуации, разрабатывается проект нормативно-правового акта и этот документ рассылается по всем управлениям для рассмотрения, выработки предложений. Более того, в округе принята форма общественного обсуждения. В первую очередь, проекты рассматриваются с гражданами, на кого будет направлено действие законопроекта. Например, с семьями, имеющими детей-инвалидов, мы обсуждали проект по компенсационным выплатам для этой категории населения. Педагоги Сургутского района очень активно участвовали и высказывали свое мнение о компенсациях работникам бюджетной сферы, работающим в сельской местности.

– В Управление была и остается самой больной и для вас и для посетителей тема очереди к специалистам...

– Я считаю, для решения этого вопроса нами сделано уже немало. Ранее записаться на прием можно было только в пятницу с 9 до 13 часов. Установили терминал, каждый день ведется предварительная запись с 9 до 19 часов, кроме пятницы. Не выходя из дома, можно записаться на прием через интернет.

Однако регламент работы учреждения таков, что мы обязаны принимать людей не только по предварительной записи, но и в порядке живой очереди. Человек попадает в зал, ему трудно сориентироваться, и он начинает занимать очередь во все окна. В результате вроде людей немного, а складывается впечатление, что очереди огромные.

Я думаю, таким образом мы снимем эту старую проблему. Я хочу отметить, что деньги на оборудование выделены по программе «Современная социальная служба Югры» и очень приятно, что в округе пошли нам навстречу.

– Как вы считаете, меры социальной поддержки оказываются по факту, а может правильнее сделать акцент на профилактике?

– Есть меры социальной поддержки, которые направлены на поддержание жизнедеятельности семьи. Например, мама родила ребенка, соответственно мы понимаем, что семья лишилась части дохода. Сейчас всем выплачивается пособие по уходу за ребенком до полутора лет, дополнительная мера автономного округа от полутора до трех, от трех до четырех лет – вот эти меры можно в большей степени назвать профилактическими.

А если мы говорим о профилактике в комплексе, то семейное благополучие не всегда материально зависимое. Зачастую много других показателей и факторов влияет на ситуацию. Здесь, конечно, главное профилактика: как можно раньше протянуть руку помощи семье или человеку, у которого вроде бы еще все благополучно, но уже есть тревожные звоночки. В этом направлении мы очень хорошо работаем на межведомственном уровне: тесно сотрудничаем с органами здравоохранения, образования, полицией, комиссией по делам несовершеннолетних.

– Как вы считаете, есть люди, которые паразитируют, в том числе на мерах социальной поддержки?

– Эта очень тонкая грань, ее сложно определить. Социальная практика всего мира такова, что человеку стараются дать не рыбу, а удочку. Работает адресный подход. И конечно, есть разные виды материальной помощи. Например, в округе вот уже второй год реализуется социальная мера по выходу семьи на самообеспечение. Семья составляет бизнес-план, определяет, чем она хочет заниматься или какое дело планирует открыть, и ей выделяют для этого первоначальный капитал. В основном открывают парикмахерские, заводят домашний скот. Хочу сказать, воспользовались этой соцподдержкой единицы. Всем хочется просто получать материальную помощь. Причем на каждой комиссии по оказанию единовременной материальной помощи мы рассматриваем 50-60 заявлений от населения. Часто одни и те же граждане обращаются ежегодно.

Еще один шаг вперед – на стадии выделения материальной помощи мы с человеком подписываем социальный контракт, по условиям которого он обязуется выполнить те или иные условия, утвержденные комиссией. Например, своевременно вносить плату за жилье, оформить субсидию, трудоустроиться. И, когда начинают обращаться повторно, мы смотрим, что было сделано. Не всегда рекомендации выполняются, хотя и в этом случае могут быть объективные причины. Безусловно, мы все учитываем. Комиссия у нас профессиональная, в ней представители практически всех сфер – образования, здравоохранения, опеки, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, иногда заседания длятся по пять-шесть часов.

– Елена Ивановна, очень часто люди все свое недовольство жизнью вымещают на социальных работниках. Как не опуститься и на агрессию не ответить агрессией?

Очень важно быть профессионалом в своей работе. Не отвечать только на тот вопрос, который человек ставит, а посмотреть на ситуацию со всех сторон. Об этом мы постоянно говорим с нашими специалистами, учим их грамотно оценивать ситуацию, ведь человек может и не знать о других возможностях.

stribuna.ugra-news.ru - Информационно-аналитический портал

«Сургутская трибуна» № 160 от 31.08.2012
Текст: Елена Тюменцева

=Материал опубликован 01.09.2012