Холода учёбе не помеха

Сургут • Разделы    → Школьники

Зима нынче долго баловала нас хорошей погодой, однако холода все же наступили, а с ними пришли школьные «актировки». Те времена, когда занятия в школах в актированные дни тоже «замораживались», давно остались в прошлом – теперь современные информационные технологии дают возможность педагогам работать с детьми в режиме «он-лайн». О том, как в период предстоящих холодов будет организован учебный процесс в школах Сургута, департамент образования Администрации города побеспокоился ещё осенью: 16 ноября 2011 года вышел приказ №02-11-499/11 «Об утверждении Порядка организации работы муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений города в актированные дни». О чем говорится в этом документе и как обучаются сургутские школьники в особенно морозные дни – читайте в сегодняшнем материале.

Всё под контролем

«В данном документе даются конкретные рекомендации, как можно и нужно организовать работу в образовательном учреждении в период актированных дней, - рассказывает Надежда Белик, начальник отдела общего образования Администрации г. Сургута. - Педагогические коллективы ОУ города были ознакомлены со всей необходимой документацией: распоряжением Мэра города от 25.11.2004 №4408 «О режиме отмены занятий в муниципальных общеобразовательных учреждениях города»; со сведениями о средствах массовой информации, транслирующих объявления об отмене занятий в связи с особо низкой температурой воздуха; с информацией о мерах предосторожности в актированные дни с целью обеспечения сохранения жизни и здоровья обучающихся. В документе также говорится о порядке и формах предоставления заданий в актированные дни (через информационный стенд, сайт МБОУ, средства телефонной связи и др.) с указанием ответственных лиц (контактных телефонов) за предоставление сведений о домашних заданиях по учебным предметам».

Пятёрка в «актировку» – это круто!

В актированный день у директора школы работы, пожалуй, даже больше, чем в обычные дни: во-первых, нужно издать приказ об организации работы общеобразовательного учреждения в данный конкретный актированный день; он же контролирует соблюдение работниками режима работы, следит за организацией питания обучающихся, пришедших на занятия в актированные дни, отвечает за реализацию мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ, и еще многое другое. Утвержденным Порядком дополнительно предусматривается ведение школьной документации в период актированных дней: в классных журналах указывается дата проведения занятий, только разница лишь в том, что делается пометка «Актированный день». Еще указываются формы компенсирующих мероприятий, будь то самостоятельная работа, дистанционное изучение материала или что-то иное, включая домашнее задание. Отметка за работу, выполненную в актированный день, выставляется в графу классного журнала в день проверки выполненного задания. Согласитесь, ребята, что особенно постараться в такой «особенный» день, чтобы получить за свой труд пятерку, – это же просто здорово!

Занятия в режиме «он-лайн»

Чтобы узнать на практике, как проходит обучение детей в актированные дни, мы обратились за комментариями в школы Сургута.
«В нашем образовательном учреждении действует специальное положение, принятое на педагогическом совещании и утвержденное администрацией школы, о нашем режиме работы в активированные дни, - рассказывает Елена Запольская, директор начальной школы-детского сада №43. - Мы предварительно взяли согласие всех родителей о том, какую форму предоставления домашнего задания они выбирают в актированные дни: по телефону, через школьный сайт или Интернет. В «актировку» издается приказ о работе нашего ОУ в конкретный день. Если родители изъявили желание и имеют возможность привести и – главное! - увести ребенка обратно из школы, то учителя проводят с такими детьми все уроки, независимо от того, сколько это человек – один ребенок или больше. Сегодня, например, пришли в первую смену два ребенка-третьеклассника. Бывает, что и первоклассников приводят родители – мы и с малышами занимаемся по тому плану, что был намечен на сегодняшний учебный день. У нас школа начальная (дети с 1 по 4 класс), детей привозят из поселков Финского, Кедрового и ГРЭС-1, поэтому немногие дети в такие дни имеют возможность быть на занятиях непосредственно в стенах ОУ.

Школьный сайт контролируется специальным администратором, и каждый учитель с 9.00 до 10.00 на 1 смене и с 13.00 до 14.00 на 2 смене дает информацию о том, что нужно выполнить детям дома в такие дни по каждому предмету, с подробным алгоритмом или инструкцией. Контрольные работы (диктанты) в таком режиме не проводятся. В основном, занятия планируются на закрепление материала, тестовая работа в режиме «он-лайн». Наши учителя практикуют, помимо работы через сайт, общение с детьми через личную электронную почту, особенно если это затяжные актированные дни. Если новая тема под силу ребенку для изучения дома, то дается подробная инструкция или алгоритм работы. Пока в этом учебном году было мало актированных дней, а вот в прошлом году период актированных дней составил порядка трех недель, но благодаря хорошо организованной работе в этом направлении у нас не было случаев отставания от учебной программы».

А вот мнение родителей. Шаповалова Людмила, мама ученицы 4а класса начальной школы-детского сада №43:
«У нас нет возможности встречать ребенка из школы в актированные дни, поэтому мы получаем задание от нашего педагога Марины Вячеславовны Халиуллиной через интернет. Каждый актированный день начинается у дочки в 10 часов утра с приветствия любимой учительницы «Добрый день, мои дорогие ученики! Очень жаль, что в связи с погодными условиями мы не можем с вами встретиться. Предлагаю вам поработать самостоятельно». Если возникают трудности в выполнении задания, ребенок может всегда позвонить учителю, проконсультироваться и получить необходимую помощь. Все задания выполняются в отдельных тетрадях, и после их проверки обязательно выставляется оценка за работу в актированный день. В общем, скучать и лениться дочке некогда, и это замечательно».

«Отставаний от программы не допустим!»

«Прежде всего, хочу отметить, что независимо от температурных и погодных условий, мы работаем в обычном режиме, - рассказала Наталья Шинкаренко, директор МБОУ СОШ №45. - Решение о занятиях детей в актированные дни непосредственно в школе принимают, конечно же, родители, которые берут на себя ответственность за прибытие ребенка в школу и его уход из неё. С необходимыми документами мы познакомили родителей на первых же родительских собраниях, еще в сентябре-октябре. Эта информация есть и на сайте нашего ОУ, такие вкладки мы сделали каждому ребенку в дневник, где родители поставили свою подпись, что они ознакомлены с этим документом и готовы им тоже пользоваться в плане организации учебного процесса. Если родители готовы привести в школу и встретить ребенка после занятий в школе, то мы работаем в соответствии с тем расписанием, которое было запланировано на этот рабочий день. Сюда включено и питание учащихся, и проведение дополнительных занятий, и элективные курсы, и индивидуальные занятия. В зависимости от количества детей (если их пришло немного) некоторые уроки мы можем объединять, группировать в консультации – то есть корректируем рабочий день в соответствии с тем, какое количество учащихся пришло в этот день на занятия. Например, 30 января в первую смену была объявлена «актировка» с 1-го по 6 класс включительно, а некоторые ребятишки из начальной школы все равно пришли на уроки - от 8 до 19 человек в каждом классе. Во вторую смену, согласно проведенному мониторингу, в начальную школу пришли на занятия 40 ребят. Для тех детей, которые в такие дни не посещают ОУ, мы предоставляем услуги нашего учебного сайта - при том условии, что ребенок мобилен и в состоянии изучить учебный материал самостоятельно или с помощью родителей. У нас специально оборудован для педагогов компьютерный кабинет, организованы занятия через скайп, используется в работе электронная почта. По окончании актировок в школе составляется график дополнительных консультаций, куда в том числе могут приходить и те дети, которые сами изучали учебный материал дома – чтобы проверить свои знания. Когда «актировки» закончатся, учитель не имеет права, не выдав в сжатом формате тему, выпавшую на такие дни, начинать изучение нового материала. В новом проекте закона «Об образовании», в статье 32 четко прописано, что за реализацию учебной программы в полном объеме несет ответственность на сегодняшний день даже не ОУ, а лично педагог. Мы перешли в этот формат работы еще в прошлом году – нас «актировки» буквально захлестнули, но и тогда мы не допустили отставаний от учебной программы».

Главное – безопасность и здоровье детей!

«Нужно обратить внимание на важный момент, - продолжает наш разговор Надежда Сергеевна Белик. - Родители вправе сами решать, отправлять ребенка в школу или нет во время холодов. Если решили отправить, то только в сопровождении родителей, под их ответственность. Каждая школа определяет свой порядок работы в дни, когда из-за низкой температуры занятия отменены. Если в ОУ приходит, к примеру, 50% или 70% обучающихся класса, то проводятся полноценные уроки. Если меньше – организуются индивидуальные групповые занятия по закреплению пройденного материала. С детьми, которые в эти дни дома, организуется дистанционная работа в разных формах: на сайтах ОУ для каждого класса размещаются задания, используется «Дневник. ру», общение через смс-сообщения, электронную почту, по телефону. Несмотря на актированные дни, школа должна в полном объеме и качественно реализовать учебный план».

Учеба учебой, но все же самым главным остается безопасность и здоровье детей. Еще раз обращаем внимание на то, что посещение ребенком школы в актированные дни осуществляется только по решению родителей (законных представителей), обеспечивающих безопасность детей на пути следования в школу и обратно, что регулируется договором ОУ с родителями (законными представителями). Во время нахождения в ОУ ответственность за жизнь и здоровье обучающихся несет общеобразовательное учреждение, но родители должны обязательно прийти и забрать ребенка домой! Возможностей же получения ребенком знаний в холодные зимние дни, как видим, предостаточно, так что вести свое чадо по морозу в школу или же проконтролировать процесс получения им знаний дистанционно – решайте сами!

Авторы: Елена ЗАДОРОЖНАЯ, Ирина БАРКАНОВА
Источник: приложение «Школьный двор» к газете «Сургутские ведомости»

СУРГУТСКИЕ ВЕДОМОСТИ
№4 (531) от 04 февраля 2012 года

=Материал опубликован 06.02.2012