Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Татьяна Османкина: «Будет трудно, но дорогу осилит идущий»
Сургут • Разделы → Всё про садики (УДОУ) → Школьники
Прошло два месяца с назначения на пост директора департамента Татьяны Османкиной. На этот период выпало обострение многих предсказуемых и планомерно зреющих проблем: дефицит мест для первоклассников, плачевное состояние объектов образования, неготовность школ к новым СанПиН, крохоборство под видом добровольных пожертвований и много чего другого. Долгое время острые вопросы (особенно нарушения) практически не комментировались, а оттого почти превратились в риторические. Что изменится в этом учебном году и перестанет ли образование быть оторванным от реальности — начистоту рассказала Татьяна Османкина. — Вы были директором одной из сургутских школ, уже работали в профильном ведомстве, но семь лет назад ушли в сферу соцзащиты. Как изменилось за это время образование? — В большей степени образование изменилось содержательно: это стандарты, переход от традиционных урочных форм обучения к новым — дистанционным, применение интерактивного оборудования, медиаресурсов. Изменилось требование к педагогу. Он не просто транслятор определенной суммы знаний, а некий модератор личностного роста ребенка. По крайней мере, он должен быть сегодня таким, потому что весь объем знаний, который есть в мире, освоить невозможно. А вот показать перспективные направления и показать, как получать и обновлять знания — это да. Если говорить о том, что немножко насторожило… я хочу подобрать аккуратные слова. Не хочу никому говорить вслед неприятные вещи, не имею на это право. Если говорить сегодня о мировых стандартах образовательных услуг, то требуют серьезной корректировки условия образования в Сургуте. То есть создать более комфортную и современную среду: спортзалы, столовые, оснащение кабинетов. — Новые стандарты требуют нового уровня информатизации. Однако это все равно что ставить евроокна в гнилом сарае. К примеру, в школы приходят интерактивные доски, но их невозможно подключить из-за проводки XX века. — Я абсолютно с вами согласна, что нельзя новое содержание образования внедрять без надлежащих условий. Вот оно, противоречие: новые стандарты и старые условия. Поэтому и программа сейчас называется «Новая школа Югры». В этом году как никогда серьезное финансирование системы образования. Более 200 миллионов рублей на оснащение кабинетов. В прошлом году было около 50 миллионов. Совершенно очевидно, что нужно обновлять не только начинку кабинета, но и отношения ученик — учитель. На днях мы получили очень хорошее постановление о повышении зарплаты педагогам. Документ содержит требования индивидуального подхода учителя к организации процесса, от которого зависит оплата труда. — Кто это будет оценивать и контролировать? — Контролировать должны, конечно же, школы и сады. Департамент образования не может следить за пятью-шестью тысячами учителей. Новый федеральный закон о правовом положении учреждений наделяет большей самостоятельностью бюджетные учреждения, которыми стали наши школы. Сейчас переход в новый статус завершается. Предполагается усиление финансовой самостоятельности учреждений, а также в части образовательных программ. При этом руководителем школы или сада должен быть крепкий и разумный хозяйственник. Мы по факту должны дать директору возможность определять уровень работы педагога и распределять оплату индивидуально, в зависимости от заслуг. Нами разработаны критерии для воспитателя и учителя, которыми могут воспользоваться образовательные учреждения. — Вы говорите о том, что школы будут самостоятельны, в том числе и в части образовательных программ. Но уже сейчас школы пугают экспериментами. Например, моей десятилетней племяннице несколько лет назад в список «летнего чтива» включили «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рамбле… — А как вам «Доктор Живаго» в седьмом классе? Я своей дочери разрешила не читать это произведение. Подход к обучению должен быть разумным. Впрочем, помимо вопроса квалификации руководителей и учителей есть еще и банальная проблема кадрового дефицита. Сегодня не хватает около 40 учителей начальных классов. Это официально, по факту эта цифра больше. Для себя я ставлю задачу изменить картину по кадровому ресурсу персонала. Я полагаю, что наш профильный университет станет самым главным инструментом решения этих проблем. — Сейчас вы не выходите с объектов ремонта. В этом году есть проблема перехода муниципального заказа на систему электронных торгов, некоторые аукционы до сих пор не прошли. Кроме этого, многие объекты нуждаются не в текущем, а в капитальном ремонте. Каково ваше мнение по этим вопросам? — Материальная база образовательных учреждений оставляет желать лучшего: с точки зрения оснащения, с точки зрения требований к коммуникациям, к санузлам, содержанию кровель, фасадов. По данным департамента образования на май этого года, порядка 20 зданий нуждаются в ремонте и реконст-рукции. Средний срок эксплуатации объектов образования в Сургуте 24 года. Сегодня идет комплекс-ный ремонт только в трех учреждениях: в детском саду «Зоренька», в 34-й школе и 38-й. Завершается многолетний ремонт 20-й школы. Впрочем, одна из моих идей уже почти воплощена в жизнь. С 2012 года в сметы бюджетных образовательных учреждений вернется энное количество средств для поддержания здания в надлежащем виде. Чтобы директор мог купить доводчики, произвести остекление, купить краску, чтобы раз в год подкрасить санузлы. Это к слову о возвращении им функций хозяйст-венников. Вторая задача заключается в том, чтобы ежегодно ремонтировать в плановом порядке не менее 30 процентов от всех образовательных учреждений. Третья задача — увеличить число объектов, которые ставятся на комплексные ремонты. То есть это должны быть не два-три объекта в год, а не менее шести. Это позволит не в течение 20 лет, а гораздо быстрее создать соответст-вующие материально-технические условия и выполнить все санитарные требования. Сегодня на ремонты выделено 300 миллионов рублей. Проблема этого года в том, что электронные торги, которые стали обязательными, привели к тому, что и подрядные фирмы, и структурные подразделения администрации города не сразу оказались готовы к ним. И в этом году мы испытываем дефицит потенциальных подрядных организаций. Сами торги начаты в мае. Но на следующий год мы по-стараемся проводить их уже в январе-феврале. Это позволит избежать аврала. Сейчас надо руководителям и родителям понимать, что подготовить учреждения с точки зрения требований за полтора-два месяца невозможно, поэтому ремонтные работы могут производиться и в учебное время. Это создаст трудности в организации образовательного процесса. Ученики будут перераспределяться в другие школы. Но без этого мы не сможем освоить такие объемы ремонт-ных работ. Уже сегодня дети из школ, которые закрыты на комплекс-ный ремонт (СОШ № 34, 38), распределяются в другие учреждения. И в таком режиме работа будет продолжаться до конца первой четверти. Еще одна важная тема — это введение с 2012 года третьего часа физкультуры. И, конечно, мы озадачены тем, как выполнить учебную программу при недостатке спортзалов. Скорее всего, мы придем к пониманию того, что залы, расположенные на цокольных этажах, закрываться не будут, пока не построят быст-ровозводимые спортивные сооружения. — Но ведь речь идет не только о нехватке спорт-залов, но и о дефиците площадей в целом. И все это усугубил не только пресловутый третий час физкультуры, но и нормы, обязывающие отказаться от вторых смен и обучать младшие классы только на первых и вторых этажах. Лицеи и гимназии сокращают наборы, чтобы хоть как-то вписаться в рамки норм. Каковы перспективы решения этой глобальной проблемы? — Проектная мощность всех школ порядка 32 тысяч мест. Но есть другая величина — посадочная мощность в соответствии с лицензиями. По этим расчетам мест в городе всего 28 тысяч. Разница уже в 4,5 тысячи. Это потребность в четырех дополнительных зданиях. Плюс демографический бум: уже через несколько лет мы столкнемся с дефицитом посадочных мест. Поэтому сегодня прописано строительство пяти-восьми образовательных учреждений. В программе «Новая школа Югры» строительство такого количества школ не запланировано. Но мы будем проталкивать Сургут в план строительства образовательных учреждений. — Мы все сейчас понимаем, что это все достаточно поздние меры. — Надо признать, что да. Эта надвигающаяся проблема была очевидна. — Однако в образовании помимо проблем, которые решаются в правовом поле, есть и другие. Знаете ли вы, что на спортплощадках школ находятся посторонние объекты? — Да, например, в школе № 19 вообще подворье какое-то стоит. А в 18-й построена аптека. — А как вы относитесь к многочисленным фондам пожертвований на базе школ? — Я категорически против таких пожертвований. У меня ребенок тоже еще учится школе. Сейчас у нас идет разбирательство по одной гимназии, потому что деньги, которые там собирают по договору пожертвования с родителей, никак не могут быть учтены. В существующем бюджетном кодексе этого просто делать нельзя. Образовательное учреждение может заработать деньги, оказав услугу, а не просто собрать деньги. Поэтому я попытаюсь изменить ситуацию. Я понимаю, что будет трудно, но дорогу осилит идущий. Алия Латыпова Кстати На время смены руководителя департамента образования пришлись проверки обрнадзора. В восьми школах были выявлены нарушения различного характера. Еще двадцать школ надзорное ведомство возьмет под контроль с сентября. Справка "НГ" В этом году в первые классы пойдут около 4,5 тысяч детей, что на 500 больше, чем в 2010-м. Чтобы разместить этот «прирост», из школ убраны организации дополнительного образования (из школы № 19 — «Информатика+», из СОШ № 32 — спортивная школа, в гимназии Салахова не будет продлен договор аренды с СИБАДИ). Блиц-опрос — Во время перерыва в работе со сферой образования не стала ли она вам чужой? — Чего удалось добиться за два месяца вашего пребывания на новом посту? — Удастся ли восполнить дефицит кадров только силами СурГПУ? — Почему важно привлечь в школы молодых специалистов? |
=Материал опубликован 30.08.2011