Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
И это мешает нам жить. Советы психолога
Сургут • Разделы → Воспитание
Мы, родители, с детства заботимся о наших детях, стараемся вовремя подсказать, научить. И это правильно, ведь в своем мироощущении дети пока не распознают границ дозволенного. Ограничения у ребенка должны быть, иначе потом, став взрослым для него морально-ценностные основы общества будут не понятны. Но есть фразы, которые на всю жизнь поселяют в человеке чувство вины, страха, неполноценности. Давайте поговорим о них. «Как тебе не стыдно!». Когда, мы, родители произносим эту фразу, ребенок слышит ее несколько иначе, а именно: «Ты, плохой, ты какой-то не такой, ты неправильный». Представьте, что чувствует малыш в этот момент! Лучше сказать, что все мы ошибаемся, и теперь он знает, что так не выходит и следующий раз сделает более верно. В конце концов ошибка + ошибка = опыт. «Девочка должна слушаться!». Это фразой мы изначально воспитываем женскую жертвенность, покладистость, послушание, которую дочь будет проявлять в дальнейшем не только к родителям, но и к мужу-тирану. Именно отсюда идут и мужские установки на женский образ жизни: «беременная, босая, на кухне», «не бабье это дело», «курица не птица…» и т.п. По поводу послушных девочек есть и другая фраза: «Хорошие девочки попадают на небеса, а плохие – куда захотят!». Ребенок имеет право на любые переживания, в том числе и мальчика, когда им говорят, что мужчины не плачут. «Давай быстрее». Эту фразу мы повторяем достаточно часто, я бы сказала регулярно: одевая ребенка в садик, поторапливая его в школу, делая уроки, когда зовем ужинать… Постепенно эта мамина/папина фраза становится его собственной. Он сам себе постоянно подхлестывает. И этот гнет постоянной спешки сказывается на нервной системе человека. Особенно страдают дети неторопливые по своей натуре. На самом же деле маленькому ребенку абсолютно все равно опоздает он в детский сад или нет, и это задача родителей встать настолько рано, чтобы безболезненно для ребенка собраться в детский сад и успеть на работу. Аналогично этой фразе звучат и другие фразы удобные для родителей: «Закрой рот», «Замолчи», «Стой». На самом деле это нам мешает его плачь, и говоря «замолчи» - мы заботимся не о нем, а о себе. Ребенок же за этими фразами слышит: «Ты не важен, тебе придется поступиться своими желаниями ради моих». «Прежде, чем заводить детей надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Пропаганда такой установки позволяет родителей до бесконечности продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. «Ты сама еще ребенок; как же ты можешь воспитывать детей?». Первая часть этой фразы – безусловная истина для каждого из нас, поскольку мы храним в себе внутреннего ребенка всю жизнь. Вторая часть фразы присоединена к первой исключительно в целях манипуляции и управления для демонстрации родительского превосходства. «Ты – эгоистка, а мать должна уметь жертвовать всем ради детей». Повторение таких фраз родителями приводит к тому, что женщина, обнаружив в себе любое невинное желание, будет рассматривать это как признак неспособности быть матерью. Скрытый смысл этой фразы – «мать должна полностью забыть о своих желаниях и стать орудием исполнения желаний ребенка». Это еще и намек, на то, что этот ребенок обязан быть благодарным своей матери, за те жертвы, которые она ради него принесла. «Не торопись заводить детей. Поживи в свое удовольствие». Скрытый смысл этой фразы – «когда появятся дети – удовольствия кончатся». Или: «наличие детей только отнимает силы, но не прибавляет их». Особенностью матерей, сообщающих своим дочерям такую директиву, является то, что они часто рассказывают им, как они волновались и беспокоились, сколько тревог и страха они вынесли, пока дети были маленькими. Такие матери упорно «не помнят о том, получали ли они что-то от существования ребенка, кроме тревог и беспокойства. Дочь также обучается «тревожиться за мать» и других близких. Поскольку «количество» тревоги, которое может выносить отдельный человек, ограниченно и все оно уже аккумулировано вокруг матери, то единственным способом, защищающим от роста тревоги, является не иметь близких вообще. Поэтому появление ребенка – это появление нового повода для страха, а если детей не будет, то и страха не будет. «Думай о других». Мы с детства учим детей лучший кусок отдать товарищу, делиться игрушками, уступать сестренке и т.д. Мы учим учитывать интересы других и это хорошо, но мы не учим учитывать свои интересы и нужды. В дальнейшем такие люди не могут сказать «нет», они безотказны и другие любят ими пользоваться. А вот насколько при этом хорошо самому человеку? Все эти проявления из бессознательного страха, что иначе нас отвергнут, не будут любить, потому что любовь надо заслужить (пятеркой, хорошим поведением, помощью…). Забота о себе ассоциируется у этих людей с чем-то неприличным, неловким. Таким человеком часто манипулируют окружающие, потому что ему легко надавить на совесть. Подобных родительских установок великое множество. Они совершенно не осознаются, но жить-то мешают. Потому, не будьте эгоистичны в отношении собственного ребенка и исходите из его потребностей, а не ваших. Создавайте малышу состояние уюта, комфорта, самоуважения и путь он чувствует, что семья – это место где тебя любят и принимают любым. Психолог Ольга Гончарова |
=Материал опубликован 23.05.2011