Позвольте ребенку быть самостоятельным

Сургут • Разделы    → Воспитание

Часто родители жалуются на своих детей, что те ничего не хотят делать дома, не слушаются предостережений, не понимают чего можно, а чего нельзя… Есть достаточно много практических советов, которые позволяют все расставить по полочкам и помогут родителям решить эти задачи.

Сам или с мамой. Как ни странно это звучит, но наши дети нуждаются в отрицательном опыте – на ошибках учатся. Мы, родители, часто добровольно, берем на себя даже те функции детей, с которыми они могли бы справиться самостоятельно. Попробуйте нарисовать вместе с ребенком таблицу, в одной из колонок которой будет перечислено все то, что ребенок может делать сам, а в другой, то, что при помощи взрослого. Например, самостоятельно ребенок может утром встать и собраться в школу; решить, когда сесть за уроки и сделать их; разогреть или даже приготовить себе еду… С мамой: решить когда пригласить к себе друзей домой; планировать поездку куда-либо; иногда вместе делают уроки…

Уборка в доме. Если вы не можете добиться, чтобы в комнате ребенка было чисто убрано, то можно написать список более четких требований, так как понятие «чисто убрано» весьма расплывчато и под ним вы подразумеваете одно, а ребенок совсем другое. Пишите на листочке:

«Уборка в комнате:

  • на столе ничего не лежит;
  • кровать заправлена;
  • вещи в тумбочке аккуратно сложены;
  • учебники и тетради стоят на полке;
  • пол вымыт;
  • цветы политы…»

и т.д. все, что вы подразумеваете под уборкой в комнате. Вывешиваете этот листочек на видном месте в детской комнате, и ребенку при уборке будет легче это выполнить по пунктам.

Можно - нельзя. Хочу предложить часто используемое психологами упражнение «Светофорчик», которое поможет родителям найти золотую середину между авторитарным стилем воспитания ребенка и попустительским. берете лист бумаги и делите его на 4 зоны: зеленую, желтую, оранжевую, красную.

ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА:
Здесь запишем все то, что ВСЕГДА разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию, например:
  • Ребенок сам может выбирать себе игрушки и играть в них;
  • Ребенок может не есть если он этого не хочет;
  • Ребенок сам выбирает, в какой кружок ему ходить…

На самом деле родителям заполнять эту зону очень сложно, так как мы, родители считаем, что обязаны контролировать каждый шаг ребёнка.

ЖЕЛТАЯ ЗОНА:
Это зона относительной свободы ребенка, например:
  • Ребенок может сесть за уроки когда ему угодно, но он обязан их закончить к 20.00;
  • Ребенок может ходить по лужам, но только если он в резиновых сапогах;
  • Ребенок может самостоятельно гулять на улице, но только в определенном месте;
  • Ребенок может пойти в гости к другу, но перед этим обязательно отпроситься у родителей…

ОРАНЖЕВАЯ ЗОНА:
В этой зоне перечисляются такие действия ребенка, которые, в принципе нежелательны, но допускаются в определенных обстоятельствах:
  • Нельзя ложиться спать позже 10 вечера, но в Новый год можно;
  • Нельзя драться, но если это единственный способ самозащиты, то можно…

КРАСНАЯ ЗОНА:
Это то, что НИКОГДА нельзя:
  • Нельзя совать палец в розетку;
  • Нельзя бить, плеваться в маму;
  • Нельзя разговаривать с чужими взрослыми на улице и открывать им дверь;
  • Нельзя бить и обижать малышей;
  • Нельзя уходить к друзьям без предупреждения…

Составьте для себя такую таблицу, и вы увидите - насколько ваша система воспитания является гибкой. Если в основном заполнена красная зона запретов, а зеленая почти пуста, то вы не предоставляете ребенку ни одного шанса самостоятельности. А если наоборот, то ваше воспитание достаточно попустительское. Наша задача, как родителей, найти золотую середину.

Психолог Ольга Гончарова

=Материал опубликован 03.05.2011