Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Лицеи и гимназии Сургута постепенно будут избавляться от вторых смен
Сургут • Разделы → Школьники
Лицеи и гимназии учатся в две смены, а должны — в одну Последние два месяца от родителей, чьи дети ходят в третий лицей, можно услышать странные рассказы. Мол, на родительских собраниях им сообщили: примерно через год количество учащихся будет сокращено на 200 человек. Вот, например, что рассказала нам Юлия, мать учащегося лицея № 3: «На родительском собрании в лицее говорили, что нормы не позволяют им работать в две смены. А через год очередная аккредитация, и к этому моменту нужно успеть перейти на односменное обучение. Поэтому у каждого ученика будет высчитан коэффициент успеваемости. Те, у кого он будет ниже определенной планки, будут отсеяны». Подобную информацию от учителей слышали и сами ученики лицея. Первый вопрос, который возникает, — куда пойдут «сокращенные», учитывая нехватку школ? А если от ненормированного груза в виде второй смены избавятся все лицеи, гимназии и школы с углубленным изучением предметов? Их, к слову, в Сургуте двенадцать. И только в двух обучение проводится, как и положено, в одну смену. Впрочем, директор треть-его лицея Алексей Тостановский информацию о сокращении учеников опроверг, сказав, что подготовка к переходу на односменное обучение и впрямь ведется, но не за счет отчисления детей. Лицей просто сократит набор в первые классы. О том, когда при таких мерах наполняемость учреждения позволит перейти на односменное обучение, действительно ли существует опасность не пройти аккредитацию и какова природа слухов об отчислении, руководитель говорить отказался, сославшись на занятость. Что ж, видимо обучение детей в две смены действительно занимает слишком много времени. А единственным объяснением появления идентичной информации от разных родителей и учеников можно считать массовые слуховые галлюцинации. В департаменте образования администрации Сургута подтвердили, что основная часть лицеев и гимназий работает в две смены вопреки санитарным нормам. Более того, у лицея № 1 уже была опасная ситуация, когда надзорные органы чуть было не оставили учреждение без лицензии. Однако законодательных оснований сокращать количество нынешних лицеистов нет. Теоретически школьникам, которые не справляются с учебной программой, может быть предложено перевестись в обычную школу. Но что означает «не справляется с программой»? Такая юридическая норма нигде не прописана. Законодательно к лицеистам и гимназистам нет требований, чтобы они учились на одни лишь четверки и пятерки. Так что даже если родителей учеников третьего лицея слух не обманул, то сказанное они могут считать неудачной шуткой. Впрочем, как известно, в каждой шутке лишь доля шутки. Перевод лицеев и гимназий на односменное обучение так или иначе неизбежен — если исходить из логики принимаемых в России законов и норм. Ведь Закон «Об образовании» прямо говорит, что школы должны соответствовать установленным нормам, в том числе СанПиН. А нормы эти, в свою очередь, говорят, что в школах с углубленным изучением предметов, лицеях и гимназиях учеба должна вестись в одну смену. Но как реализовать это на практике? В подобных образовательных учреждениях Сургута учится треть всех школьников города — более десяти тысяч человек. И все (кроме двух учреждений) работают в две смены. Грубые подсчеты показывают, что за «бортом» оказываются сразу несколько тысяч учеников. По мнению основателя гимназии-лаборатории и ее бессменного руководителя Валерия Салахова, обеспечить должное качество в образовательных учреждениях с особым статусом можно лишь обучая детей в одну смену: «Гимназии и лицеи должны выполнять поставленные перед ними задачи. Если эти образовательные учреждения будут соответствовать своему статусу и производить весь объем услуг, то несколько смен они не осилят физически. Я считаю, что гимназии и лицеи должны быть в одну смену. Ведь и школы не могут принимать столько детей, сколько, грубо говоря, влезет. У обычной школы, которая работает в две смены, максимально может быть 1200 учащихся. Это тогда, когда работа идет в самом упрощенном режиме». Обычные школы готовятся к третьей смене, а должны учиться в одну-две Обычным школам, так или иначе, придется взять на себя дополнительный объем. Все те первоклашки, которые не поместятся в гимназии и лицеи, должны быть «утрамбованы» куда-то еще. Школа — не детский сад, и стоять в очереди на место никто не будет. В ближайшее время по окружной программе в Сургуте планируется построить три школы. Однако специалисты департамента образования утверждают, что эти здания не покроют весь дефицит мест за партами. Во-первых, вновь строящиеся или реконструируемые общеобразовательные учреждения по санитарно-эпидемиологическим нормам должны иметь вместимость, рассчитанную для обучения только в одну смену. Во-вторых, ежегодно количество первоклассников растет примерно на 500 человек. И судя по демографической ситуации, пик наполняемости школ еще впереди. Учитывая необходимость разгрузить лицеи и гимназии, ситуация через несколько лет может оказаться еще сложнее, чем представляется сегодня. Директор департамента образования Надежда Стрельцова уже говорила, что, возможно, через несколько лет все школы Сургута будут работать в три смены. Тогда может встать вопрос о качестве обучения и о лицензировании в обычных школах. Впрочем, это становится актуальным уже сегодня. Большинство школ рассчитаны не более чем на 820 мест. Однако с 2004 года был изменен учебный план: добавлены часы информатики и физкультуры. Эти нормы, учитывая количество учеников, выполняются с трудом. С завидным постоянством ужесточаются и иные требования. Каждый год приходится подгонять здания под противопожарные правила и предписания Роспотребнадзора. Так, прошлым летом была выделена достаточно большая в сравнении с предыдущими годами сумма на ремонты школ и детских садов, в ряде случаев речь шла об исполнении судебных решений. То есть если бы средства изысканы не были, некоторые школы 1 сентября просто бы не открылись. С сентября 2011-го вступают в силу еще более строгие санитарно-эпидемиологические требования, в которых прописаны требования к зданию школы, территории, температуре и освещению в классах, указана почасовая нагрузка на учащихся разных классов, определено время на отдых и школьные перемены, приведены рекомендации к организации медицинского обслуживания обучающихся. Вот лишь некоторые из них: «Начальные классы должны быть выделены в отдельный учебный блок, имеющий выход на территорию школы. Каждый этаж здания школы должен быть оборудован туалетами для мальчиков и девочек в расчете один унитаз на 20 девочек, один умывальник на 30 девочек и один унитаз, один писсуар, один умывальник на 30 мальчиков. В школах, работающих в две смены, обучение первых, пятых, девятых и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно проходить в первую смену (вновь строящиеся и реконструируемые должны быть рассчитаны только на одну смену)». И отдельным пунктом — «не допускается обучение в три смены». Все эти нормы в теории представляются великим благом. В тех условиях, которые диктует законодательство, ничего другого и не останется, как думать о качестве образования. Причем не только в лицеях и гимназиях, но и в обычных школах. Но в реальности школы кое-как поспевают за чередой реформ образования. В телефонной беседе специалист департамента образования на вопрос: «Реформа вам снова задала задачку повышенной сложности?» — ответила: «Какая из них? Они ведь не прекращаются, идут одна за другой». Еще не залатав старые дыры в стенах, собирая деньги с родителей на замену линолеума и думая, как распределить школьников по дефицитным местам, работники образования уже читают новые разнарядки. А когда основные задачи лежат в плоскости «разрешат ли открыть школу в очередной учебный год или нет?», то закон просто не может работать на качест-во.
Алия Латыпова Кстати По словам родителей учеников лицея № 3, им были выданы списки с рейтингами их чад, некий коэффициент успеваемости. Для некоторых это стало поводом задуматься о повышении успеваемости своего ребенка. Мол, если постарается исправиться, то уж точно оставят. Справка "НГ" С 1 сентября 2011 года вступают в силу новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Они затрагивают практически все сферы школьной жизни. Мнение Зависит ли качество образования от количества смен в школе? Николай Иванисов, депутат думы г. Сургута, директор школы № 46: Андрей Никитин, директор средней обще-образовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов: Эдуард Логинов, председатель общественной организации ветеранов боевых действий «Содружество»: Софья Король, директор музыкальной школы № 4: Наталья Лепина, директор Центра социальной помощи семье и детям «Зазеркалье»: |
=Материал опубликован 15.04.2011