Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Родительское управление — способ выбить деньги?
Сургут • Разделы → Школьники
История школьных советов своими корнями уходит глубоко во времена царской России, когда такие организации участвовали в жизни почти каждого учебного заведения. И не имело значения, была ли это элитная гимназия или ремесленное училище для бедняков. Сегодня власти пытаются вернуться к этой системе. Но как к подобной «общественной нагрузке» относятся современные родители и готовы ли они стать добровольными помощниками школьных директоров? СОВЕТ «ДЛЯ ГАЛОЧКИ»По данным Министерства образования и науки России, к 2012 году практически во всех школах нашей страны должны действовать управляющие советы. И если верить статистике, покорение этой вершины действительно не за горами, особенно учитывая, что уже сегодня при 85 % учебных заведений есть подобные общественные организации. Вот только действуют ли они? Как признаются представители школьной системы, эти советы, объединяющие активных родителей, учеников и педагогов, в большинстве своем существуют лишь «для галочки». С одной стороны, почти все мамы и папы понимают, что управляющий совет — это тот самый молот для разрушения стены, за которой частенько прячется администрация школ, уверенная, что она здесь царь и бог в лице директора и двух завучей. А с другой — отнюдь не все родители готовы бесплатно бросаться на общественную амбразуру, к тому же не будучи уверенными, что это может помочь решить конкретные проблемы в сложившейся системе образования. «Не вижу смысла участвовать в каком-то управляющем совете, — делится мнением Светлана, мама одной из первоклашек Ханты-Мансийска. — С меня хватит и классного родительского комитета. А впрочем, за те полгода, что я вхожу в его состав, мы еще ничего конкретного для школьников не сделали. В этом нет необходимости — у нас «беспроблемная» школа и замечательный учитель, который полностью взял на себя организацию мероприятий и подобные общественные мелочи». АКТИВНОСТЬ ПОД ЗАМКОММногие родители даже не подозревают, чем конкретно должен заниматься управленческий совет при школе. А ведь в сферу его деятельности входит не только проведение различных мероприятий, но и распределение стимулирующей части фонда оплаты труда учителей, и утверждение образовательных программ школы, и внесение изменений в устав учебного заведения, и даже переназначение директора. «В нашей школе положение об обязательной черно-белой форме было окончательно принято только после одобрения родительского и молодежного совета, — рассказывает завуч по воспитательной работе школы № 1 Ханты-Мансийска Снежана Вербич. — Наши родители вообще принимают очень активное участие в жизни школы, возможно в силу того, что большинство из них занимают руководящие посты, а значит, не понаслышке знакомы с работой управленцев». Впрочем, это счастливое исключение. В большинстве школ папы и мамы даже не подозревают о существовании таких управляющих советов, пусть даже формальном. Так, одна из родительниц, пожелавшая остаться неизвестной, призналась, что в школе, где учатся ее дети, наличие совета специально замалчивается администрацией. Поэтому даже активные родители не могут как-то повлиять на решения директора. «Не знаю, кто входит в этот общественный орган, но ни на одном классном или общешкольном собрании о нем не прозвучало ни слова, — рассказывает родительница. — Видимо, он не имеет никакой реальной силы. Хотя меня интересует все, что касается моих детей и я бы хотела помогать администрации решать какие-то мелкие, но насущные вопросы». ШКОЛЬНЫЕ СБОРЩИКИ ПОДАТЕЙК сожалению, для многих родителей управляющий совет — это некий сборщик податей, который только тем и занимается, что выбивает деньги из других пап и мам на ремонт, покупку компьютеров или озеленение школьных коридоров. По данным фонда «Общественное мнение», 67 % родителей готовы потратить на образование детей серьезные средства. При этом различные суммы регулярно тратит на «школьные нужды» около 90 % семей учеников! Однако, как рассказала нам Гюзель Босая, активный участник управляющего совета сургутской школы № 1, который успешно действует уже не один год, родители этого учреждения «скидываются» только на «мелочи» для класса — жалюзи, краску для принтера и так далее. «Если нам нужны средства на поддержание внешнего вида школы, то мы обращаемся к спонсорам, общаемся с местными депутатами, стараемся привлечь средства со стороны, — отмечает Гюзель. — Таким образом, в прошлом году мы нашли деньги на ремонт в двух классах, хотя стоит отметить, что на это ушло много времени и моральных сил». Увы, и в этой школе родители не стремятся каким-либо образом влиять на школьную политику, ссылаясь на то, что их вполне устраивает существующий порядок. И все же общая низкая активность родителей школьников — это своеобразный симптом, демонстрирующий нам «дистрофию» гражданственности, наше нежелание и неумение нести ответственность не только за окружающих, но и за себя и своих детей. Анастасия Безденежных |
=Материал опубликован 07.12.2010