Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Адаптация ребёнка в замещающей семье
Сургут • Разделы — Творим добро / Органы опеки
Адаптация – это приспособление, привыкание к определённым условиям внешней среды. Адаптация в замещающей семье, т.е. семье, воспитывающей детей – сирот или детей, лишенных родительского попечения, – это не только привыкание ребёнка к тому, где что в доме лежит, как кого зовут и приобретение им новых бытовых навыков. В первую очередь – это процесс создания новой модели отношений. В этот период ребенку требуется установить границы дозволенного и свой статус в семье; проверить срабатывают ли старые модели поведения и общения, и если нет, то выработать новые. Но главное, ребёнку надлежит убедиться в надёжности семьи и дома, в том, что его не предадут в очередной раз; установить новые доверительные отношения с новыми родителями и другими членами семьи. Продолжительность адаптации во многом зависит от возраста ребёнка, его психического склада, опыта жизни в кровной семье, времени пребывания в учреждении, накопленных психологических проблем. Ситуация проще, если ребёнок маленький – до двух лет, был рано изъят из семьи и не испытывал частых перемещений из одного места в другое, пробыл в учреждении несколько месяцев. Тогда адаптация короче и занимает от 3 до 6 месяцев. Сложнее, когда ребенку больше 7 лет, в этом случае адаптация длится от 5 месяцев до 1 года. Человеку, принявшему ребёнка в семью, необходимо знать, что период адаптации условно делится на три стадии: «идеализированные ожидания», «вживание» и «равновесие». Самый психологически трудный период, как у ребёнка, так и у членов замещающей семьи – это первая стадия «идеализированные ожидания», когда каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают надежды на бесконфликтное существование, и наступает первый кризис. Сохраняется привязанность приемного ребёнка к системе старых отношений, а новые требования и правила вызывают у него протест. В результате возникают «установочные конфликты», которые являются естественной частью приспособления семьи и ребёнка друг к другу. Достаточно часто в первые дни после приема в семью дети требуют, чтобы их отвезли обратно в детский дом или на прежнее место жительства. Учёные выяснили, что подобное желание может быть продиктовано смесью разных чувств: это и боязнь полной зависимости от малознакомых людей, и стремление сохранить контроль над ситуацией («я решаю, где мне быть»), и, наконец, ребёнок может просто соскучиться по людям, которые заботились о нем. В период наступления второй стадии «вживания», или собственно адаптации, происходит простраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. Кроме того, на этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье. Вспышки негативного поведения в это время могут иметь место, но происходят они гораздо реже. Ощущение контакта с ребёнком, взаимное понимание и теплые чувства, возникшие по мере освоения проблем, приведут к наступлению «равновесия», которое представляет собой третью стадию адаптации в семье, принявшей ребенка. У членов семьи появляется взаимное доверие и ощущение постоянства отношений. |
=Материал опубликован 30.04.2010