Почему сургутские школьники не любят физкультуру

Сургут • Разделы    — Школьники

Дмитрий Медведев утвердил всероссийский проект «Наша новая школа» (ННШ). По словам президента, «российская школа не имеет права быть «ветхой» — и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Сам облик школ как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться, стать центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством, физкультурой и спортом.

Пока же статистика выглядит уныло: практически каждый второй ученик имеет проб-лемы со здоровьем. Часто это списывают на совесть родителей. Но дети полдня проводят именно в школах, которые должны научить не только читать и писать, но и следить за своим здоровьем. Век новых технологий помог компьютеризировать классы и снабдить их электронными досками — это достижение. Вместе с тем уроки физкультуры остались за бортом прогресса: учебные часы и вовсе сократили. Результаты не заставили себя ждать.

Дети становятся малоподвижными. Им гораздо интереснее провести время в интернете (чему успешно учат на уроках), чем 45 минут поиграть в волейбол. Про кроссы и плавание вообще лучше не вспоминать. Со-временные дети не любят физкультуру. Взрослые им в этом потакают.

Сложно себе представить, как в рамках ННШ будет вводиться третий обязательный урок физкультуры, когда по данным сургутского спорткомитета спортом в городе занимаются всего лишь 20 процентов детей в возрасте от шести до 15 лет. Российская статистика вовсе ужасающая: в выпускном классе у каждого второго ученика — сколиоз, у каждого седьмого — ожирение…

Может, проблема кроется в устаревшем подходе к оздоровлению детей?

— Нелюбимый урок?— Физкультура…

Часто уроки физкультуры ставят в середину учебного дня. Ученики просто отдыхают от интеллектуальных нагрузок: бегают, прыгают, но физически никак не развиваются. Выход — ставить уроки в конец смены или перед занятиями, чтобы школьники могли переключиться на умст-венную деятельность.

Кроме того, пора пересмотреть подход к самим занятиям. Большой процент школьников имеют хронические заболевания, поэтому детям ни в коем случае нельзя давать одинаковую нагрузку. Пора внедрять систему спортивного ориентирования в физическом воспитании детей, когда дети не просто наворачивают круги по спортзалу, а занимаются конкретным видом спорта.

Подобная система с 1996 года действует в МОУ «СОШ № 32». Принцип заключается в том, что ребят одной параллели делят по видам спорта, которыми они хотят заниматься. Тогда у детей возникает ощущение, что они занимаются серьезным делом, а не бессмысленно пинают мяч.

По словам директора № 32 школы Ларисы Прогонюк, такой подход к урокам физкультуры положительно отражается на состоянии здоровья, повышается двигательная активность детей. «Мы предлагаем ученикам выбрать один из восьми видов спорта. Эту идею ученики поддерживают и с удовольствием посещают физкультуру. В неделю у нас проводится от трех до шести уроков физкультуры», — отметила директор.

В текущем учебном году спортивные классы есть — всего в трех средних школах № 6, 22 и 26. Здесь, наверное, и учатся те самые единицы, которые с ранних лет стараются вести здоровый образ жизни и следить за своей фигурой.

Новые методики преподавания может внедрять молодое поколение преподавателей, у которых современный взгляд на жизнь и современная вузовская подготовка. Сделать это не так легко: сложно найти выпускника педагогического вуза, который с огромным удовольствием за низкую зарплату и отсутст-вие жилья пойдет работать в школу. Еще и внедрять при этом инновации.

Желание есть, были бы условия

Часы физкультуры и спорта можно увеличить, набрав в конце концов новых сотрудников. А как быть с условиями? Все в той же 32-й школе, построенной еще в 1991 году, есть целых три спортивных зала и скалодром! Для полного счастья не хватает только бассейна. Вот в 38-й школе бассейн есть, и его посещение — это третий обязательный урок физкультуры. Согласно ежегодным итогам, показатели здоровья учеников там на порядок выше.

Но что делать остальным школам, в которых нет соответствующих условий? О какой ННШ может идти речь?

По словам директора департамента образования администрации Сургута Надежды Стрельцовой, школьная инновация — дело хорошее, но малореальное. «Более-менее этому проекту соответствует только 46-я школа, 32-я школа удачна в плане спортзалов, но нам хотелось бы больше таких образовательных учреждений. Однако долгосрочной целевой городской программой «Строительст-во объектов социального и культурного значения на период с 2010 по 2012 годы» строительства школ и спортивных объектов для отрасли «Образование» не предусмотрено», — сетует Стрельцова.

Вместо того чтобы строить нормальные современные школы, мы в лучшем случае беремся реконструировать старые. Но нереально во всех случаях делать пристройки, потому что не все учебные заведения обладают большой прилегающей территорией, где можно расстроиться. Если же место есть, то возникает слишком много проблем с проектно-сметными документами.

По мнению генерального директора ООО СФК «Сургутгазстрой» (компании, построившей немало школ в сургуте и в районе) Ильи Кандакова, это не только нервы, но и лишняя трата времени и денег.

Намного проще и, в конце концов, — современнее снести школу и на этом месте построить достойное образовательное учреждение. Например, в Америке здание, прослужившее 15-20 лет, считается старым, его сносят и на этом же месте возводят новое. Это правильное решение. Строительство школы в среднем обходится в 500-800 млн. Все зависит от того, какие цели преследует учебное заведение и на какое число учеников оно рассчитано.

В соответствии с СанПиНом о гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, спортзал имеет место быть, если его высота не менее шести метров. А в состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать зону с тренажерами и по возможности бассейн. По идее, все школы Сургута имеют необходимые условия для проведения уроков физкультуры, вот только в девяти из них высота потолка в спорт-зале менее шести метров. Бассейны — это и вовсе как привилегия.

По данным старшего научного сотрудника лаборатории «Здорового образа жизни и охраны здоровья» СурГПУ Рината Гимазова, осанка ежегодно поступающих в вуз первокурсников порой вводит в ступор. «Сейчас у первокурсников большой процент отклонения от нормы физического здоровья. Буквально только что проверил состояние осанки двоих парней. Схожесть с эталоном — 53 и 52 процента. В школах нужно увеличивать количество уроков физкультуры и внедрять конторки Базарного (наклонные парты, за которыми ученики занимаются стоя. — прим. авт.). Такая методика обучения уже имеет положительные отзывы у учителей. Нагрузка на позвоночник уменьшается, а успеваемость — увеличивается», — говорит руководитель конкурса красоты и здоровья «Мистер и Мисс Осанка».

Спорткомплекс вам в помощь

Поэтому учебные заведения, в которых нет бассейнов, должны прибегать к услугам спортучреждений, имеющих плавательные бассейны. Профессор кафедры философии, социологии и олимпийского воспитания Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Людмила Лубышева поддерживает эту идею: «если рядом, к примеру, есть теннисный клуб, тогда школа по договоренности в первой половине дня может пользоваться его теннисными кортами и залами». Такая практика существует в СШ № 8 им. Сибирцева. «В нашей школе бассейна нет, но мы возим детей два раза в неделю в центр плавания «Дельфин», — говорит директор школы Алевтина Вершинина.

Между тем под носом у восьмой школы находится СК «Энергетик». Там при необходимости выделяются часы для проведения занятий лицея № 2 и школы № 8.

Ванкувер мы проиграли 20 лет назад

Сложно дать объективную оценку состоянию здоровья сегодняшних школьников, чья активная деятельность сводится к посещению спортивных секций (и то, если мама с папой в детстве привили любовь к спорту), либо беганию по школьным коридорам. И это, кажется, вовсе не беспокоит главного педиатра Сургута Нину Пацинскую, которая три недели (!) не может по запросу «НГ» ответить на элементарные вопросы, вроде как отражается ли компьютеризация школ на здоровье детей. Видимо, этот вопрос ее вовсе не волнует. А может, теперь за здоровье детей отвечает знаток иного профиля? Для редакции «НГ» остается загадкой.

Тем временем специалист в области здоровье-сберегающих технологий в образовании, педагогической валеологии и оздоровительной физической культуры Владимир Вишневский отметил, что в возрасте 13-14 лет резко увеличивается доля молодых сургутян с дисгармоничным физическим развитием. Около 40-60 процентов учеников средних классов имеют нарушение осанки. А ближе к старшим классам возрастает хронизация заболевания сколиоза и многих других отклонений.

«По сравнению с окружной статистикой процент сургутских школьников, имеющих дисгармоничное физическое развитие, на три процента больше, такой же показатель и по резко дисгармоничным показателям. Что касается общей физической подготовленности детей в местных школах, то она также отстает от окружных данных», — подытожил Вишневский.

Получается, есть деньги на строительство дворцов спорта и стадионов, где смогут готовиться будущие олимпийцы, но самих этих будущих олимпийцев нет. Нет здоровых и подвижных детей. Потому что около 20 лет назад, когда идеология спорта достигла своего апогея и переросла в погоню за олимпийскими медалями, физкультура и массовый спорт, откуда и выбирались способные к чему-то большему единицы детей, отошли на дальний план.

Справка "НГ"

В Сургуте был составлен своеобразный рейтинг образовательных учреждений города с хорошим физическим развитием учеников. Возглавили его школы № 32 и 44, лицей милиции им. Хисматулина и гимназия-лаборатория Салахова.

Мнение

Андрей Сурлевич, замглавы города Сургута, директор департамента архитектуры и градостроительства:

— Есть первостепенные требования к нормативам в школах — они в основном касаются пожарной безопасности — их мы обязаны будем реализовать в самые кратчайшие сроки. Другие, менее принципиальные требования придется существенно растягивать во времени в ходе плановых ремонтов и реконструкций, потому как средств и технических возможностей на их быстрое внесение у города нет. Следует учитывать и тот факт, что мы не можем прерывать образовательный процесс — нам нужно успевать проводить все работы в период летних каникул. Сейчас департамент образования собирает общую информацию по потребностям города в области общеобразовательных учреждений: сколько нужно ремонтировать, сколько — реконструировать, сколько — построить. И мы планомерно будем решать этот вопрос. Уже в следующем году у нас стоит в очереди на реконст-рукцию школа № 33.

Кстати

Сегодня в 43 школах Сургута учится 32 тысячи детей, спортом из них занимаются около 20 процентов. По даннымсургутского спорткомитета, число занимающихся возросло на пять процентов по сравнению с 2008 годом. Эти цифры скорее говорят не о желании детей посвящать свободное время физкультуре, а об увеличении числа учеников, которым уже через пару лет не будет хватать школьных парт. Что же тогда говорить о спортивных залах и бассейнах.

Светлана Могилдан
Газета "Новый город"

=Материал опубликован 05.03.2010