Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Правильное общение с малышом: как это?
Сургут • Разделы → Воспитание
Проблемы общения родителей и детей в последнее время привлекают все большее и большее внимание учителей, воспитателей, психологов. И все сходятся в одном, «трудные», «агрессивные», «невозможные» дети – результат неправильного отношения родителей к ребенку, отсутствия между ними удовлетворительного психологического контакта. Авторитарный стиль воспитания многими современными родителями не приемлем. Принцип: «В любви и вседозволенности» тоже имеет свои минусы. Так как же все-таки воспитывать ребенка? Очень хорошие, на наш взгляд, практические советы по нормализации отношений с ребенком даны в замечательной книге профессора Московского Государственного Университета Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». В этой статье мы перечислим основные принципы общения с ребенком, которые озвучены в этой книге. Общаясь со своим ребенком, Вы в первую очередь, должны принимать и любить его таким, какой он есть, не за то, что он красивый, способный, аккуратный и так далее. Это и есть главный и базовый принцип общения с ребенком - безусловное принятие его. Если не соблюдать этот принцип, то все Ваши попытки наладить с ребенком отношения будут безуспешными. Говорите чаще ребенку: «Как хорошо, что ты у меня есть?», «Мне так хорошо, когда ты рядом» и т.д. Конечно, здесь сразу возникает вопрос, что же мешает родителям принимать ребенка таким, каков он есть. И очень часто причина эмоционального отталкивания ребенка далеко не так очевидна. Иногда родители о ней догадываются, но стараются заглушить свой внутренний голос. Например, усиленный «воспитательный» настрой родителей может быть обусловлен их стремлением компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществленные мечты и т.д. В таких случаях родителям лучше проконсультироваться у специалиста. Но начать изменять свое поведение можно и самостоятельно. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятья совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Ребенку подобные знаки безусловного принятия нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Поэтому, для начала возьмите себе за правило обнимать своего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утренние приветствия и поцелуй на ночь не считаются). Безусловно принимать ребенка вовсе не означает, что Вы не должны делать замечания своему чаду. Плохое поведение ребенка у любого родителя вызывает отрицательное чувство и их ни в коем случае нельзя накапливать. Не следует молча переносить обиду, подавлять гнев и сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями Вы никого не сможете: ни себя, ни своего ребенка, который по вашей позе, жестам, интонации, выражению лица и глаз поймет, что что-то не так. Ведь именно через эти «несловесные» сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или действия. Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для Вас?
А как же тогда научить ребенка чему-то, если не делать ему замечания или не указывать на ошибки? Для этого существует следующее правило: не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!». Да, его действия еще пока не совершенны. Но Вы должны научиться доверять своему ребенку. И как это не парадоксально звучит, но Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». А об ошибках тоже нужно уметь сообщать:
Если же ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему. Здесь вступает в силу закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским «Закон ближайшего развития ребенка». Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга лежат дела, которые он может сделать с чьей-то помощью, и еще далее – недоступные вообще. Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличиваются за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе с взрослыми. То есть, завтра ребенок выполнять сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел с мамой – это и есть зона ближайшего развития ребенка, его золотой запас, потенциал на ближайшее будущее. Теперь, Вам понятно, почему оставлять ребенка «из педагогических соображений» одного там, где ему трудно – грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития! Помогая ребенку, помните:
Дорогие родители, воспитывая ребенка, помните, что основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. А ведь положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Поэтому ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку. Давайте еще раз посмотрим, как мы можем это сделать.
И многое другое, что подскажут Вам интуиция и любовь к вашему ребенку. |
=Материал опубликован 30.03.2008