Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
ЕГЭморрой. «Чем вам ЕГЭ не вышел?»
Сургут • Разделы → Школьники
Этот вопрос корреспондент «СТ» задал деканам пяти факультетов СурГУ, а также первому проректору вуза Сергею Лебедеву. …Отменить вступительные экзамены в вузы и набирать на учебу всех желающих. А уж первый семестр решит, кому суждено остаться, а кому – уйти. Нет, это не выдумки, как может показаться. А предложение, поступившее однажды от первого ректора СурГУ Георгия Назина. В связи с незаканчивающимися скандалами вокруг ЕГЭ эта инициатива звучит все актуальнее. Наступил учебный сезон, группы набраны, занятия начались. Но из года в год бередят старую рану преподаватели вузов. Итожа результаты приемной кампании, они вновь затевают разговоры о ЕГЭ, а точнее, о проблемах в системе единого госэкзамена. Почти в один голос преподаватели говорят о падении уровня знаний студентов. – Введение ЕГЭ не дало ничего положительного. Мышление стало кроссвордистским и утратило свою цельность. У студентов изменилась мотивация. Теперь для них главное – запомнить большие объемы данных, а не развивать свой ум. Преподаватели младших курсов говорят о снижении уровня подготовки. Исчезла системность знаний и уровень мышления стал ниже, – посетовали нам деканы факультетов СурГУ. Как выяснилось, причина проблем не столько в самом ЕГЭ, сколько в сопровождавших его изменениях. Эти метаморфозы остались незамеченными среди обывателей, но в вузах их, конечно, отмечают. Основной головной болью стала смена системы мотивации преподавателей. Если раньше считалось, что они должны школьников учить, то теперь в старших классах только и делают, что натаскивают детей на тесты. Все потому, что негласно учительская зарплата теперь во многом зависит от того, сколько учеников из класса сдали экзамен успешно. Какие знания при этом остались в их головах, никого не волнует. Главное – выдать норму. Более того, из года в год сфера образования становится все более бюрократизированной. – Слишком много учителя сегодня пишут бумаг. И я считаю, что это номенклатурное документотворчество создается из-за боязни ответственности у определенного слоя начальства. При этом я не могу обвинять только наше образование, это во всех сферах происходит, – считает первый проректор СурГУ Сергей Лебедев. В итоге в университеты приходят неграмотные недоученные абитуриенты, выдрессированные на механическое заполнение тестовых бланков. – Существует интересная закономерность, с которой согласились все наши математики. Заключается она в неумении студентами 1-го и 2-го курсов логически выстраивать доказательство геометрических теорем. Им не хватает системного мышления, их не научили рассуждать логически, – делится Сергей Львович. Другой проблемой, которую отметили все опрошенные деканы, стало резкое увеличение числа студентов с фиктивными результатами ЕГЭ. – Автобусами приезжают выпускники из Дагестана, многие из которых поступают на лечебный и юридический факультеты (до половины от числа всех студентов). При этом у них очень высокие результаты – под 90 баллов по некоторым предметам. Но в результате они «засыпаются» на первой же сессии и переходят на коммерцию. Мы вынуждены их брать, потому что местным никто не нарисует 100 баллов. И проблема эта не только у нас одних, – рассказывает Сергей Лебедев. Но не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Наряду с минусами деканы СурГУ отметили и положительные стороны госэкзаменов. Во-первых, появилась возможность поступить в иногородние вузы без необходимости куда-либо ехать и лично подавать заявление. Во-вторых, ЕГЭ отсекает высокий уровень субъективизма. Теперь абитуриенту совершенно не обязательно производить впечатление на преподавателя, достаточно лишь правильно отвечать на вопросы. И последнее, но не менее важное, – это создание единой системы оценки знаний. Как утверждают руководители факультетов, далеко не всегда ЕГЭ показывает себя отрицательно. Да, проблемы имеются с гуманитарными науками, технические профили тоже видят недостатки первокурсников. – Коллеги надеются, что с усилением последних скандалов ЕГЭ все же отменят. Но, с другой стороны, судя по тому, сколько вложено в этот проект, этого не произойдет, – считает декан факультета психологии Ирина Грехова. Делаем выводы. Как известно, в России любое дело проходит четыре этапа: шумиха, неразбериха, наказание невиновных и награждение непричастных. Запуск ЕГЭ сейчас пребывает, скорее, на первой стадии. И можно предположить, что, сколько бы ни кричали о проблемах экзамена, в ближайшее время его отменять не будут – стерпится, слюбится.
Николай Борисов
Корреспондент газеты "Сургутская трибуна" |
=Материал опубликован 15.09.2011