Псевдобульбарная дизартрия

Дизартрия — это сложное речевой нарушение, обусловленное поражением движений речевой мускулатуры. При дизартрии патологические изменения сводятся к повреждениям коры головного мозга в переднем отделе прецентральной (пренатальной) извилины, нарушение пирамидных путей и экстрапирамидной системы; нарушения так же отмечаются в лобно-мозжечковой системе, мозжечка и ядер черепно-мозговых нервов.

В зависимости от очага поражения головного мозга различают несколько форм дизартрии, одна из них псевдобульбарная.
При этой форме дизартрии происходит нарушения в подкорково-ядерных путях черепно-мозговых нервов.

Причины:

  1. вредности пренатального периода,т.е. во время беременности (болезни матери, несовместимость по крови);
  2. вредности натального периода,т.е. во время родов (кислородное голодание, родовые травмы, стимуляция);
  3. вредности постнатального периода, т.е. после рождения (энцефалопатия, опухали, болезни мозга, различные кровоизлияния).

Структура дефекта:
1. Нарушена речевая моторика:

  • нарушена амплитуда движений, а именно движения неполные, ограниченные или невозможны;
  • нарушена динамическая организация речи, т.е. движения замедленные, тонус мышц может меняться (то повышенный, то пониженный),
  • скорость речи нарушена, все это ведет к нарушению внятности речи, у таких детей речь смазанная.
  • повышенная истощаемость артикуляционных движений,т.е. движения неполные и неточные , поэтому каждая артикуляционная поза выполняется несколько раз.
  • нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, а это ведет всегда к нарушению звукопроизношения. У детей с ПБД наиболее страдают переднеязычные звуки (т, д, ч, с, р,н, л), в сочетании с искажением других групп звуков.
  • у детей возникают непроизвольные движения, которые бывают 3х видов:
    • гиперкинезы — это автоматические насильственные движения, вследствие непроизвольного сокращения мышц, которые наблюдаются как в движении, так и в покое;
    • тремор - это мелкие ритмичные подергивания, которые встречаются в различных частях тела (голова, конечности, язык и т.д.);
    • синкинезии — это дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным.

2. Нарушение общей моторики:
повышения тонуса мышц всего тела приводит к гиперкинезам;
нарушение координации движения (эти дети моторно очень не ловки, поздно начинают ходить, скакать и т.д.)
Рекомендуется проведение общего массажа, ЛФК, логоритмики, ритмики.
Нарушение лицевой моторики (мускулатуры):

  • движения верхней части лица затруднены,
  • в нижней части отмечается сглаженность носо-губных складок.

Как вторичное нарушение наблюдается нарушение ощущений от движений органов артикуляции.
У детей с ПБД отмечено нарушение речевого дыхания:

  • снижена жизненная ёмкость лёгких (не могут выдохнуть определенное количество воздуха);
  • слабая сила выдоха;
  • повышение тонуса мышц грудной клетки;
  • значительное укорочение выдоха;
  • саливация (повышенное слюнотечение или же слюна скапливается в уголках рта).

Такая форма дизартрии может сочетаться с нарушением зрительного восприятия, а так же с нарушением пространственной координации.
Логопедическая работа с дизартриками любой её формы должна вестись ТОЛЬКО КОМПЛЕКСНО: т.е. параллельно с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением.

Физиолечение:

  • игло-рефлексотерапия,
  • парафиновые аппликации,
  • электрофорез,
  • амплипульс,
  • магнит,
  • кварц+массаж и ЛФК.

Логопедическая работа предусматривает:

  • систему приёмов по общему расслаблению,
  • коррекция общей, мелкой и речевой моторики,
  • работа по развитию мимической мускулатуры,
  • работа по формированию фонематической стороны речи,
  • работа по развитию лексико-грамматики.

Повторюсь, логопедическая работа должна вестись на основе медикаментозного лечения, которое назначает только невропатолог. При дизартрии одного чтения книг и игр с пальчиками не достаточно. Необходимо подстегнуть работу головного мозга, а это под силу только лекарственным препаратам.

Но не стоит полагаться лишь на них, т.к. параллельно надо вести работу по общему расслаблению мускулатуры мимической (артикуляционная гимнастика, зондовый массаж, точечный массаж лицевой мускулатуры), а так же тела и конечностей (обыкновенный гимнастический массаж, расслабляющий массаж, ЛФК, логоритмика — координация движений). Обязательна работа по борьбе с саливацией (обучение жеванию с запрокинутой головой, глотание слюны с одновременным жеванием, глотание с постепенным выполнением определенных артикуляционных движений, с постепенным переходом к произношению сначала слогов, затем слов, далее отдельных предложений).

Лечение невропатолога должно быть направлено на нормализацию мышечного тонуса, на нормализацию проводимости импульсов в нервных волокнах, на улучшение состояния ЦНС, на улучшение и нормализацию деятельности коры головного мозга.
Это не рекомендованное мной лечение для всех детей дизартриков, лечение для Вашего ребенка назначает только врач-невропатолог, наблюдающий его!!!Самолечение опасно для здоровья Вашего ребенка!!!

Примерное содержание лечения:

  • парафиновые аппликации на воротниковую и подбородочную часть с курсом 10 сеансов,
  • электрофорез с 1%ым раствором эофелина на шейный отдел,
  • сосудистые средства, а так же лекарства для улучшения памяти
  • витаминотерапия,
  • бассейн, массаж.

Курс лечения у невропатолога составляет 1 месяц. Затем 2-3 месяца отдых и проведение второго курса:

  • препараты с элементами ноотропной активности,
  • витамины группы В,
  • физиопроцедуры,
  • водолечение,
  • лекарства для снятия спазмов,

Итогом работы первого этапа будет: улучшение двигательной возможности органов артикуляционного аппарата, улучшение (возрастает) зрительный контроль за осуществлением артикуляционных движений, улучшений тактильного контроля, улучшение фонематического слуха.

ANNA

Затронутые темы : 
Консультации: